решение по делу по иску Костенко В.Н. и др. к МУЗ `ЦРБ Темрюкского района КК` о взыскании задолженности по заработной плате.



К делу № 2-2326/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

г. Темрюк 30 ноября 2010 года

Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе:

председательствующего судьи Шинкаревой Л.И.,

при секретаре Белослюдцевой Н.М.,

с участием истцов Костенко В.Н., Волощенко Н.В., Лантух В.П., Каиновой С.А., Салопиной Т.А., Сердюкова М.Ю.,

представителя истцов Кочкина Д.В.,

представителя ответчика МУЗ «ЦРБ Темрюкского района Краснодарского края» Хажиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Костенко В.Н., Волощенко Н.В., Лантух В.П., Каиновой С.А., Салопиной Т.А., Сердюкова М.Ю. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница Темрюкского района Краснодарского края» о взыскании задолженности по заработной плате,

У С Т А Н О В И Л:

Костенко В.Н., Волощенко Н.В., Лантух В.П., Каинова С.А., Салопина Т.А., Сердюков М.Ю. обратились в суд с иском к МУЗ «ЦРБ Темрюкского района Краснодарского края» о взыскании задолженности по заработной плате.

Истцы обосновали свои требования тем, что в период с 01 января 2009 года по настоящее время МУЗ «ЦРБ Темрюкского района Краснодарского края» им не начислялась в полном объеме и не выплачивалась причитающаяся в соответствии с законом заработная плата. Согласно Постановлении Президиума Верховного суда от 10 марта 2010 года размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. В нарушение ст. 133 ТК РФ их должностной оклад составлял менее прожиточного минимума, который в соответствии со ст. 1 ФЗ № 91-ФЗ от 24.06.2008 года составляет 4330 рублей в месяц. Кроме того, им не начислялись и не выплачивались в полном объеме причитающиеся денежные выплаты стимулирующего характера, исходя из фактически отработанного времени в календарном месяце, установленные Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.03.2010 года № 106 «Об утверждении Положения о размере, условиях и порядке осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а также Порядка предоставления из краевого бюджета субвенций местным бюджетам муниципальных образований на осуществление отдельных государственных полномочий по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения и их расходования» и ранее принятыми нормативными актами Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 года № 871. Указанные незаконные действия ответчика привели к невыплате заработной платы в следующих размерах: Костенко В.Н. – 47993,44 рублей; Волощенко Н.В. – 83662,76 рублей, Лантух В.П. – 68767,13 рублей; Каинова С.А. - 111815,97 рублей; Салопина Т.А. – 126458,46 рублей; Сердюков М.Ю. – 25746,23 рублей. Кроме того, водителю Костенко В.Н. не выплачивались причитающиеся доплаты из бюджета Темрюкского района. Истцы обращались с заявлением в комиссию по трудовым спорам, сформированную в МУЗ «Центральная районная больница Темрюкского района Краснодарского края», однако решением комиссии в выплате заработной платы им было отказано. В связи с чем истцы вынуждены обратиться в суд с указанными требованиями.

Истцы Костенко В.Н., Волощенко Н.В., Лантух В.П., Каинова С.А., Салопина Т.А., Сердюков М.Ю. также поддержали заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства, просили восстановить пропущенный срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Представитель истцов Кочкин Д.В. поддержал заявленные исковые требования, просил восстановить пропущенный срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, пояснив, что работники (истцы) в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства были вынуждены обратиться в комиссию по трудовым спорам, решение которой ими было получено только в сентябре 2010 года. В декабре 2009 года истцы обращались в прокуратуру района и к инспектору по труду, однако никакой реакции на их коллективное обращение не последовало со стороны компетентных органов, кроме того, недоначисление и невыплата заработной платы является длящимся правонарушением. В нарушение ст. 133 ТК РФ должностной оклад истцов составлял менее минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст. 133 ТК РФ, а ведь размер стимулирующих выплат также зависит от размера оклада. В связи с этим истцам не начислялись и не выплачивались в полном объеме причитающиеся денежные выплаты стимулирующего характера, исходя из фактически отработанного времени в календарном месяце, установленные Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.03.2010 года № 106 «Об утверждении Положения о размере, условиях и порядке осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а также Порядка предоставления из краевого бюджета субвенций местным бюджетам муниципальных образований на осуществление отдельных государственных полномочий по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения и их расходования», в котором сказано, что на одного работника выплачивается одна федеральная выплата, а также ранее принятыми нормативными актами Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 года № 871. В 2009 года действовали аналогичные нормативные акты. Работники Волощенко Н.В., Лантух В.П., Каинова С.А., Салопина Т.А., Сердюков М.Ю. выполняли свои функции более чем на одну ставку. Так, Волощенко Н.В. – 1,5 ставки, Лантух В.П. – 1,5 ставки (работа в сентябре, октябре, ноябре 2010 года), Каинова С.А. – в разное время от 1,5, 1,75 до 2-х ставок, в настоящее время – 1,25 ставки, Салопина Т.А. – с декабря 2009 года 2 ставки, Сердюков М.Ю. – также с декабря 2009 года 2 ставки. Доплаты должны были производиться из федерального бюджета и пропорционально количеству занимаемых работниками ставок. Только Костенко В.Н. занимал одну ставку, но ему не выплачивались причитающиеся доплаты из бюджета Темрюкского района за период с 01.01.2009 года в сумме 30000 рублей. Ставки за истцами закреплены приказами. У работодателя были вакансии, и работники исполняли обязанности по нескольким должностям. Хотя в нормативных актах этот вопрос прямо не урегулирован, истцы считают, что выплаты должны быть «привязаны» к работе, а не к работнику, поскольку каждый труд должен быть оплачен. Указанные незаконные действия ответчика привели к невыплате заработной платы в следующих размерах: Костенко В.Н. – 47993,44 рублей; Волощенко Н.В. – 83662,76 рублей, Лантух В.П. – 68767,13 рублей; Каинова С.А. – 111815,97 рублей; Салопина Т.А. – 126458,46 рублей; Сердюков М.Ю. – 25746,23 рублей, которые истцы и просят взыскать с ответчика.

Представитель МУЗ «ЦРБ Темрюкского района Краснодарского края» по доверенности Хажина Е.Е. заявленные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что постановление Президиума ВС РФ от 10.03.2010 года, о том, что в состав минимального размера оплаты труда могут входить компенсационные и стимулирующие выплаты, потеряло свою юридическую силу, поскольку 16.06.2010 года Президиум ВС РФ специальным решение отозвал собственное разъяснение относительно понятия минимального размера оплаты труда и должностного оклада работников. По смыслу действующего законодательства в минимальный размер оплаты труда не входят компенсационные выплаты (ст. 129 и ст. 133 ТК РФ и ФЗ «О минимального размере оплаты труда в РФ»). Начисление и выплата истцам заработной платы за период с 01.01.2009 года по настоящее время было произведено в полном объеме и в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 5 Положения «О размере, условиях и порядке осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения», утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.03.2010 года № 106, денежные выплаты медицинским работникам (медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи), включенным в региональный регистр медицинских работников, производятся при занятии штатной должности в полном объеме (не менее одной ставки) в размерах, установленных в пункте 4 настоящего Положения. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 года № 1111 была разработана Методика распределения в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скрой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, согласно которой установлен размер субсидии на одного врача, фельдшера, медицинскую сестру. По заявлению истцов инспектор труда проверял порядок начисления заработной платы, никаких нарушений не установил. Кроме того, истцы пропустили срок обращения с указанными требованиями, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, так как стали обращаться к ответчику с сентября 2009 года, в суд обратились в начале октября 2010 года. При этом выплата заработной платы производится с вручением работникам расчетных листов, в которых указаны все составные части заработной платы и её размеры.

Как показала свидетель Е.А., она является председателем профкома МУЗ «ЦРБ Темрюкского района Краснодарского края», была избрана на пост 06.08.2009 года. В связи с тем, что оклады медицинских работников меньше минимального размера оплаты труда в РФ, в связи с чем и размер доплат меньше, краевая профсоюзная организация разработала образец иска в суд, который довела до работников всех медицинских учреждений края, чем и был инициирован данный иск. Дело все в том, что ст. 129 ТК РФ не соответствует Конституции РФ. Раньше до 01.01.2009 года было правильно предусмотрено, что если работник выполняет работу по двум ставкам, то и компенсационные выплаты получает по двум ставкам, а сейчас только по одной, т. е. расчет идет не пропорционально отработанному времени, а это незаконно.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В данном случае истцы обратились за разрешением трудового спора о взыскании задолженности по заработной плате в виду, того, что работодателем якобы неверно начисляется им заработная плата. Поскольку из существа спора усматривается, что правонарушение имеет длящийся характер, то срок обращения в суд истцами не нарушен.

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Частью 1 статьи 2 Трудового Кодекса РФ признается право каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.

Постановлением главы МО Темрюкский район от 28.11.2008 года № 3821 утверждено Положение «Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения МО Темрюкский район», согласно которого месячная заработная плата работников учреждения, полностью отработавших норму рабочего времени за этот период и выполнивших трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размере оплаты труда, устанавливаемого законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Как установлено в судебном заседании фактически средняя заработная плата истцов превышает минимальный размер оплаты труда, ниже установленного размере не было.

Согласно определению Верховного Суда РФ от 23.07.10 года № 75-В10-2 по делу по иску местного комитета первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ производственных рабочих ОАО «Сегежский ЦБК» « с учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия правомерно пришла к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок). Как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты туда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда».

Исходя из сложившейся судебной практики следует, что законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Ссылка истцов на разъяснения, изложенные в постановлении Президиума ВС от 10.03.2010 года, о том, что тарифные ставки, оклады устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а размеры тарифные ставок, окладов заработной платы, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за это период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, которые в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда является несостоятельной, поскольку 16.06.2010 года Президиум ВС РФ специальным решение отозвал собственное разъяснение относительно понятия минимального размера оплаты труда и должностного оклада работников.

При таких обстоятельствах доводы истцов и их представителя о том, что оклад не может быть ниже минимального размера оплаты труда, не основаны на законе.

Суд также считает необоснованными требования истцом о выплате им компенсационных доплат пропорционально отработанному времени ( количеству ставок), так как эти требования противоречат действующим нормативным актам.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 года № 1111 была разработана Методика распределения в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скрой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, согласно которой установлен размер субсидии на одного врача, фельдшера, медицинскую сестру.

Согласно п. 5 Положения «О размере, условиях и порядке осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения», утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.03.2010 года № 106, денежные выплаты медицинским работникам (медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи), включенным в региональный регистр медицинских работников, производятся при занятии штатной должности в полном объеме (не менее одной ставки) в размерах, установленных в пункте 4 настоящего Положения.

Согласно п. 4 указанного Положения денежные выплаты осуществляются в следующих размерах: врачам станций (отделений, подстанций) скорой медицинской помощи (включая должности старших врачей, заведующих, главных врачей и их заместителей) - 5000 рублей за счет средств федерального бюджета, 500 рублей - за счет средств краевого бюджета; фельдшерам, акушеркам станций (отделений, подстанций) скорой медицинской помощи (включая старших), в том числе по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, фельдшерско-акушерских пунктов (включая заведующих фельдшерско-акушерских пунктов - фельдшеров (акушерок) - 3500 рублей за счет средств федерального бюджета, 500 рублей - за счет средств краевого бюджета; медицинским сестрам станций (отделений, подстанций) скорой медицинской помощи (включая должности главных, по приему вызовов и передаче их выездным бригадам), фельдшерско-акушерских пунктов (включая заведующих фельдшерско-акушерскими пунктами - медицинских сестер), а также медицинским сестрам патронажным - 2500 рублей за счет средств федерального бюджета, 500 рублей - за счет средств краевого бюджета.

Указанное постановление главы администрации Краснодарского края не обжаловано и не отменено, а, следовательно, не может быть признано недействующим.

Как указано в разъяснении Департамента здравоохранения Краснодарского края от 25.06.2010 года по поводу вопросов, возникающих при осуществлении дополнительных компенсационных денежных выплат, врач станции (отделения) скорой медицинской помощи, работающий в одном учреждении, к примеру, на 1,5 ставки вносится в реестр только как одно физическое лицо и имеет право на получение дополнительной выплаты на одну ставку.

При таких обстоятельствах доводы истцов и их представителя о том, им не начислялись и не выплачивались в полном объеме причитающиеся денежные выплаты стимулирующего характера, исходя из фактически отработанного времени в календарном месяце, не подтверждаются действующими нормативными актами и представленными истцами доказательствами, поэтому суд считает их необоснованными.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования истцов не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать Костенко В.Н., Волощенко Н.В., Лантух В.П., Каиновой С.А., Салопиной Т.А., Сердюкову М.Ю. в иске к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница Темрюкского района Краснодарского края» о взыскании задолженности по заработной плате.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий: