Дело № 2-2595/2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 20 декабря 2010 г.
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Вовк И.В.,
при секретаре Белослюдцевой Н.М.,
с участием истца Григорян А. С., представителя администрации муниципального образования Темрюкского район Есилевского А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Григорян А.С. к администрации муниципального образования Темрюкский район, Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о понуждении предоставить равнозначный и равноценный земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
Григорян А.С. обратился в Темрюкский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Темрюкский район и Министерству обороны РФ о понуждении предоставить равнозначный и равноценный земельный участок. В обоснование заявленного требования он указал, что ему на праве частной собственности, на основании постановления главы администрации города Темрюка от ДД.ММ.ГГГГ за № (первоначальное свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ) и свидетельства серии № № (регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ) на право собственности принадлежал земельный участок общей площадью № кв.м., расположенный по адресу <адрес>
30.04.2007 г. он получил письмо от 13.02.2007 г. за подписью командира в/ч 34060 А.А,, в которым он уведомлялся о том, что войсковая часть №, являющаяся заказчиком строительства военного городка в г. Темрюке, сообщает о намерении возместить стоимость земельного участка, расположенного в восточной части <адрес>, изъятого для нужд обороны по рыночной стоимости в размере 44100 рублей. На своё обращение в администрацию муниципального образования Темрюкский район, Григорян А. С. получил письмо за подписью и.о. главы муниципального образования Темрюкский район от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что администрация муниципального образования Темрюкский район не располагает сведениями об изъятии земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> для государственных или муниципальный нужд. После направления различных запросов, из ответа за подписью ВрИО командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ за № ему стало известно, что на основании постановления главы Темрюкского района Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы земельного участка площадью № кв.м. в восточной части <адрес> для эксплуатации казарменной зоны и размещения автопарка, данное постановление послужило основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок. В дальнейшем, с целью уточнения вопроса и осуществления кадастрового учёта, Григорян А. С. обратился в межующую организацию «Кубаньземцентр». Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ за № в осуществлении кадастрового учёта земельного участка по адресу: <адрес> ему было отказано, поскольку границы земельного участка Гриогрян А. С. пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Как считает истец, при утверждении постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ границ земельного участка площадью № кв.м., расположенного в восточной части <адрес> для эксплуатации казарменной зоны и размещения автопарка для в/ч №, глава Темрюкского района нарушил его права и законные интересы на принадлежащий ему на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>. В судебном заседании 15.12.2010 г. истец Григорян А.С. заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве ответчика территориальное Управление Росимущества в <адрес>, поскольку согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником изъятого земельного участка для эксплуатации казарменной зоны и размещения автопарка площадью № кв. метров, расположенного в восточной части г. Темрюка является Российская Федерация. Определением Темрюкского райсуда райсуда от 15 декабря 2010 г. данное ходатайство удовлетворено.
В судебном заседании Григорян А.С. поддержал исковые требования просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении доводам. Он считает, что взамен изъятого, предоставить равнозначный и равноценный земельный участок необходимо обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район и территориальное Управление Росимущества в Краснодарском крае в солидарном порядке, так как в свидетельстве серии № № от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью № кв.м. для эксплуатации казарменной зоны и размещения автопарка указано, что основанием для его выдачи послужило постановление Главы Темрюкского района от ДД.ММ.ГГГГ №. Он считает необоснованными доводы представителя командира войсковой части № И.В. и представителя администрации муниципального образования Темрюкский район Есилевского А.О. о пропуске им срока подачи искового заявления, так как о наличии свидетельства серии 23-АА № от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью № кв.м. для эксплуатации казарменной зоны и размещения автопарка впервые ему стало известно из ответа за подписью ВрИО командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ за №, а свидетельство о государственной регистрации является единственным документом, удостоверяющим переход права собственности.
Надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения дела, представитель территориального Управления Росимущества в Краснодарском крае в судебное заседание не явился.
Представитель командира Федерального бюджетного учреждения - войсковой части № И.В, будучи надлежаще извещенной о дне слушания дела просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель по доверенности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Фисенко Е.А. направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель администрации муниципального образования Темрюкский район Есилевский А.О. просит суд отказать Григорян А. С. в удовлетворении заявленного иска, так как считает, что на момент выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок – на 12 января 2006 года – проверять наличие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными являлось обязанностью органа, осуществляющего государственную регистрацию. В свою очередь такая обязанность за органом местного самоуправления не предусмотрена. Кроме того, он просит суд применить срок исковой давности к заявленным истцом требованиям.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Григорян А.С. подлежат удовлетворению.
Право собственности Григорян А.С. на земельный участок № площадью № кв.м. в <адрес> подтверждается свидетельством на право собственности на землю установленного образца от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Постановлением Главы Темрюкского района от 17.09.2004 г. за № 3436 утверждён проект границ земельного участка площадью № кв.м., расположенного на землях сельскохозяйственного назначения в восточной части г. Темрюка для эксплуатации казарменной зоны и размещения автопарка.
Постановлением Главы Темрюкского района от 11.10.2004 г. за № 3646 утверждён проект границ земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения в восточной части г. Темрюка для эксплуатации казарменной зоны и размещения автопарка площадью 15841 кв.м.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № за подписью начальника управления земельного контроля и имущественных отношений администрации муниципального образования Темрюкский район на запрос Григорян А.С. сообщено о том, что администрацией муниципального образования Темрюкский район нормативно-правовой акт об изъятии земельного участка общей площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес> не принимался.
Согласно свидетельства серии № № право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером № для эксплуатации казарменной зоны и размещения автопарка выдано ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № за подписью и.о. главы муниципального образования Темрюкский район на запрос Григорян А.С. сообщено, что администрация муниципального образования Темрюкский район не располагает сведениями об изъятии земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> для государственных или муниципальных нужд.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № за подписью ВрИО командира войсковой части № на запрос Григорян А.С. сообщено, что на основании постановления главы Темрюкского района № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок для эксплуатации казарменной зоны и размещения автопарка.
Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ за № о осуществлении кадастрового учёта земельного участка по адресу: <адрес> Григорян А.С. было отказано, поскольку границы земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ за № за подписью начальника Территориального отдела по Темрюкскому району управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> входит в новые утвержденные границы г. Темрюка. Данное обстоятельство подтверждается постановлением Главы муниципального образования Темрюкский район от ДД.ММ.ГГГГ за №, которым изменена также категория земельного участка – на земли населенных пунктов вместо земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 279 ГК РФ собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшем решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию права на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть уведомлен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Об обращении находящегося в его собственности имущества в государственную собственность с выдачей соответствующего свидетельства, Григорян А.С. стало известно из письма от ДД.ММ.ГГГГ за № за подписью ВрИО командира войсковой части №. Кроме того, согласно п. 3 ч. 2 ст. 235 ГК РФ, обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьёй 306 ГК РФ. Ответчиками не представлены доказательства направления в адрес Григорян А.С. уведомления государственного органа о принятии решения об изъятии принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, как и сведений о дате регистрации этого решения в органе, осуществляющем регистрацию права на земельный участок.
Согласно ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с условиями такого изъятия, то решение о принудительном выкупе может принять только суд. В связи с чем, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства о пропуске Григорян А.С. срока обращения в суд для осуществления защиты своего нарушенного имущественного права.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации условия и порядок изъятия, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьёй 55 Земельного кодекса РФ. Согласно ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Согласно ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачётом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, суд установил, что требования Григорян А. С. О предоставлении ему взамен изъятого земельного участка равноценного и равнозначного земельного участка законны, они подлежат безусловному удовлетворению. С тем, чтобы не возникало трудностей с исполнением решения суда, истец в судебном заседании уточнил заявленные исковые требования и просил предоставить земельный участок площадью <адрес> кв. Метров, расположенный на землях населенных пунктов, включенных в состав населенного пункта г. Темрюк стоимостью не ниже удельного показателя кадастровой стоимости за один кв. метр в размере 4103 рубля 82 коп., взамен изъятого земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> изъятого для нужд обороны и принадлежащего ныне Российской Федерации на праве собственности на основании свидетельства и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №. Суд не согласен с требованием истца в части того, что земельный участок должен быть предоставлен солидарно администрацией муниципального образования Темрюкский район и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, поскольку в соответствии со ст. 281 ГК РФ обязательство предоставить земельный участок гражданину взамен изъятого земельного участка возникает у Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5.37 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № от имении Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом на территории Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление Григорян А.С..
Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом предоставить Григорян А.С. земельный участок площадью № кв. метров, расположенный на землях населенных пунктов, включенный в состав населенного пункта г. Темрюк, стоимостью не ниже удельного показателя кадастровой стоимости за один кв. метр в размере 4103 рубля 82 коп. взамен изъятого земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, изъятого для нужд обороны и принадлежащего ныне Российской Федерации на праве федеральной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия № №.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский крайсуд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий