Дело № 2-2639/2010г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Темрюк 13 декабря 2010 г.
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Вовк И. В.,
при секретаре Белослюдцевой Л. В.,
с участием представителя Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры Фролова Н. Л., представителя администрации Темрюкского городского поселения Темрюкский район Степанченко Ю. С., представителя ОАО «Рассвет» Ропай В. Л., представителей ОАО «Труженик моря» Штаер Ю. И., Лебедева И. А., Чичерина А. В.,
рассмотрев в открытом судебном исковое заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Рассвет», ОАО «Труженик моря», администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
У С Т А Н О В И Л:
25.11.2010 года Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Темрюкский райсуд с тремя исковыми заявлениями к ОАО «Рассвет», ОАО «Труженик моря» и администрации Темрюкского городского поселения Темрюкский район о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
30.11.2010 года гражданские дела по указанным искам были соединены в одно производство, поскольку Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором заявлены к трем ответчикам одни и те требования, в связи с чем объединение дел будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дел.
В судебном заседании представитель Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры Фролов Н. Л. поддержал заявленные исковые требования и пояснил, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой, проведены проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорной территории Темрюкского района. В соответствии с действующим законодательством собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения, предупреждении и ликвидации последствии чрезвычайных ситуации в границах поселения. Так, проверкой было установлено, что согласно выписке из реестра объектов (имущества) муниципальной собственности Темрюкского городского поселения Темрюкского района в муниципальной собственности Темрюкского городского поселения находятся гидротехнические сооружения – дамба в черте г. Темрюка вдоль реки Кубань по правому берегу от пикета 1728 до устья реки Кубань и дамба в черте г. Темрюка вдоль реки Кубань по левому берегу от пикета 1817 до устья реки Кубань, ОАО «Рассвет» эксплуатирует гидротехнические сооружения – водозаборные сооружения № 4, № 5, № 6, которые расположены на территории предприятия, а ОАО «Труженик моря» эксплуатирует гидротехнические сооружения Темрюкского рыбхоза № 1, расположенные на территории предприятия. Требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений администрацией Темрюкского городского поселения, ОАО «Рассвет» и ОАО «Труженик моря» не соблюдаются: отсутствует проектно-техническая и эксплуатационная документация, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнических сооружения, не произведен расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружениях, не разработана программа контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, не разработаны мероприятия по вопросам предупреждения аварий гидротехнических сооружений, не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников, обслуживающих гидротехнические сооружения, не проводится регулярное, техническое освидетельствование и своевременная разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений, отсутствуют финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях, отсутствуют критерии безопасности гидротехнических сооружений. Согласно заключению специалиста от 04.05.2010 г. №.1, Северо-Кавказским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору по Краснодарскому краю и республике Адыгея установлено, что гидротехнические сооружения – дамба в черте г. Темрюка вдоль реки Кубань по правому берегу от пикета 1728 до устья реки Кубань и дамба в черте г. Темрюка вдоль реки Кубань по левому берегу от пикета 1817 до устья реки Кубань находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Согласно заключению специалиста от 04.05.2010 г. №.1, Северо-Кавказским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору по Краснодарскому краю и республике Адыгея установлено, что гидротехнические сооружения - водозаборные сооружения № 4, № 5, № 6 на территории предприятия находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Согласно заключению специалиста от 04.05.2010 г. №, Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено, что гидротехнические сооружения Темрюкского рыбхоза № на территории предприятия, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Непринятие собственниками указанных гидротехнических сооружений мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений может привести к их аварии, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье как лиц, обслуживающих гидротехнические сооружения, так и жителей близлежащих территорий, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика ОАО «Рассвет», действующий на основании доверенности Ропай В.Л. в рамках предоставленных ему полномочий признал заявленные требования в полном объеме, пояснив, что предприятием разработан план мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений, согласно которого нарушения будут устраняться.
Директор ОАО «Труженик моря» Штаер Ю. И. и представители по доверенности Лебедев И. А. и Чичерин А. В. в судебном заседании не признали заявленные исковые требования и просили отказать истцу в их удовлетворении, пояснив, что в Темрюкском рыбхозе № 1 на территории ОАО «Труженик моря» действительно находится гидротехническое сооружение – насосная станция, однако истцом не представлено доказательств того, что это сооружение является действующим. Расположенные на территории предприятия сооружения не соответствуют классу опасности, для которых необходима разрешительная документация. Насосная станция никакой опасности для жителей Темрюкского района не несет, она находится в нерабочем состоянии, обслуживающий персонал на ней отсутствует, в связи с чем нет необходимости для его обучения. Пруды находятся ниже уровня реки Кубань, поэтому опасности также для жителей района не несут. Кроме того, в представленной истцом справке Межрегионального отдела по надзору по надзору за электротехническими станциями, сетями и ГТС не указано на какие именно гидротехнические сооружения нет разрешительной и проектной документации, а также в ней указано только два нарушения, а истцом указано гораздо больше.
Представитель ответчика администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, действующая на основании доверенности, Степанченко Ю. С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что указанные истцом гидротехнические сооружения – дамбы, находящиеся на реке Кубань, переданные администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района в 2006 году, по сути, относятся к федеральной собственности. Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района предприняла все зависящие от нее меры по передаче дамб в федеральную собственность, что подтверждается многочисленными обращениями в компетентные федеральные органы и органы Краснодарского края. Так как дамбы относятся к федеральной собственности, то они не должны состоять на балансе городского поселения и в бюджете поселения в связи с этим не предусмотрены финансовые средства для изготовления проектной документации указанных объектов и их надлежащего содержания. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2010 года постановление Межрегионального отдела по надзору за электротехническими станциями, сетями и ГТС Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 162-102/15 от 23.07.2010 года о привлечении Темрюкского городского поселения Темрюкского района к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ признано незаконным и отменено в виду отсутствия вины администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района в совершении указанного правонарушения, так как ей предприняты все зависящие от нее меры для соблюдения действующего законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений. Арбитражным судом было установлено, что указанные гидротехнические объекты были возведены в 70-х годах без разработки проектной и технической документации и были переданы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района также без них. Кроме того, дамбы на реке Кубань являются водоподпорными гидротехническими сооружениями, предназначенными для защиты от наводнений, которые находятся в водоохраной зоне, примыкающей к береговой линии, кроме того, река Кубань и указанные дамбы составляют единый объект водных отношений и единый предмет федеральной собственности.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997 г. собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения, обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения, систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации, поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления, содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций, совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Как указано в п.п. 2,4,5 Положения об эксплуатации гидротехнических сооружений и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, утвержденного постановлением Правительства от 27.02.1999 года № 237, разрешение на строительство и эксплуатацию гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, собственник или эксплуатирующая организация обязана: обеспечить безопасность гидротехнического сооружения, разрешение на строительство которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии) осуществляется собственником гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организацией в соответствии с предписанием органа государственного надзора; разработать и выполнить мероприятия по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на строительство и эксплуатацию гидротехнического сооружения.
В трех справках Межрегионального отдела по надзору за электротехническими станциями, сетями и ГТС Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору указано, что в результате проведения совместной проверки гидротехнических сооружений администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, ОАО «Рассвет, ОАО «Труженик моря» и анализа представленных документов выявлено следующее:
1. отсутствует проектно-техническая и эксплуатационная документация, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнических сооружений, предусмотренные законодательством РФ,
2.эксплуатационный персонал не имеет соответствующую квалификацию и аттестацию в органе надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
Из постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении ответчиков и их должностных лиц следует, что виновные лица привлекались к административной ответственности именно за два выявленных нарушения. В то время как истцом заявлены требования к ответчикам о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в гораздо большем объеме. Других доказательств, подтверждающих заявленные требования, кроме поименованных трех справок по каждому иску Азхово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором, не предоставлено. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Постановление Межрегионального отдела по надзору за электротехническими станциями, сетями и ГТС Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 162-102/15 от 23.07.2010 года о привлечении Темрюкского городского поселения Темрюкского района к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2010 года признано незаконным и отменено, в виду отсутствия вины администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района в совершении указанного правонарушения.
При вынесении решения арбитражным судом было установлено, что администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района предприняты все зависящие от нее меры для соблюдения действующего законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений, а также то, что гидротехнические сооружения – дамба в черте г. Темрюка вдоль реки Кубань по правому берегу от пикета 1728 до устья реки Кубань и дамба в черте г. Темрюка вдоль реки Кубань по левому берегу от пикета 1817 до устья реки Кубань были возведены в 70-х годах без разработки проектной и технической документации и переданы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района также без них. Кроме того, дамбы на реке Кубань являются водоподпорными гидротехническими сооружениями, предназначенными для защиты от наводнений, которые находятся в водоохраной зоне, примыкающей к береговой линии, кроме того, река Кубань и указанные дамбы составляют единый объект водных отношений и единый предмет федеральной собственности. Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом. При таких обстоятельствах, заявленные Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором исковые требования к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района о понуждении ее к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений удовлетворению не подлежат.
Хотя признание иска и заявлено представителем ответчика ОАО «Рассвет» Ропай В.Л. добровольно, осознанно и в рамках предоставленных ему полномочий, оно не может быть принято судом согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, поскольку это противоречит закону.
В связи с тем, что ОАО «Рассвет» является действующим предприятием, разрабатывать проектно-техническую документацию в настоящее время нет необходимости. Поскольку проведенной проверкой было выявлено, что у ОАО «Рассвет» отсутствует эксплуатационная документация, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнических сооружений – водозаборные сооружения № 4, № 5, № 6 на территории предприятия, что не оспаривается ответчиком, и за это нарушение ОАО «Рассвет» было привлечено к административной ответственности, суд считает, что возможно в этой части исковые требования удовлетворить.
Как установлено в судебном заседании в Темрюкском рыбхозе № 1 на территории ОАО «Труженик моря» находится гидротехническое сооружение – насосная станция, что не оспаривается ответчиком и подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года и журналом амортизационных средств. Однако представители истца утверждали, что данное сооружение является недействующим, и кроме того, расположенные на территории предприятия сооружения не соответствуют классу опасности, для которых необходима разрешительная документация. Насосная станция никакой опасности для жителей Темрюкского района не несет, она находится в нерабочем состоянии, обслуживающий персонал на ней отсутствует, в связи с чем нет необходимости для его обучения. Пруды находятся ниже уровня реки Кубань, поэтому опасности также для жителей района не несут. Данные утверждения ответчика в суде не оспорины. В исковом заявлении прокурор указал на необходимость соблюдения безопасности гидротехнических сооружений Темрюкского рыбхоза № 1 ОАО «Труженик моря».
Согласно постановления № 135-102/15 от 02.07.2010 года ОАО «Труженик моря» привлечено к административной ответственности по ст. 9.2 КОАП РФ в связи с нарушением требований законодательства, в виду отсутствия проектно-технической и эксплуатационной документации, а также основных документов, обосновывающих безопасность гидротехнических сооружений, а также, поскольку эксплуатационный персонал не имеет соответствующую квалификацию и аттестацию в органе надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. При этом в постановлении не конкретизированы гидротехнические объекты, принадлежащие ОАО «Труженик моря». Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2010 года указанное постановление в отношении ОАО «Труженик моря» оставлено без изменения.
Учитывая то, что истец не доказал, что гидротехнические сооружения Темрюкского рыбхоза № на территории ОАО «Труженик моря» находятся в неудовлетворительном состоянии, заявленные требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Труженик моря» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Рассвет» г. Темрюк разработать эксплуатационную документацию, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнических сооружений – водозаборные сооружения № 4-6 на территории общества.
Отказать Азово-Черноморскому межрайонному природоохранному прокурору в остальной части исковых требований.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский крайсуд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий