К делу № 2-280/ 2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг. Темрюк 2 февраля 2011 г.
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Вовк И. В.,
при секретаре Пивень А. И.,
с участием Саенко О. Е. и представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе Кулиш Л. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саенко О. Е. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе о включении периодов работы в специальный стаж и о понуждении к назначению и выплате досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Саенко О.Е. обратился в Темрюкский районный суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе о включении в специальный трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве спасателя ГУ Краснодарского края Краснодарской краевой аварийно-спасательной службы «Кубань-Спас» филиала «Темрюкский аварийно-спасательный отряд» и о понуждении к назначению и выплате досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Саенко О.Е. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить. В суде пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда по Темрюкскому району с просьбой назначить мне досрочную трудовую пенсию, так как трудовой стаж в качестве спасателя достиг <данные изъяты> и в соответствии с п.п.16 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001г. №173 «О трудовых пенсиях в РФ» он имеет право на получение льготной пенсии. ДД.ММ.ГГГГ решением УПФ (ГУ) РФ в Темрюкском районе ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что общий трудовой стаж составляет <данные изъяты>, а специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии отсутствует. Он считает данный отказ в назначении пенсии незаконным, так как ДД.ММ.ГГГГ истец был принят врачом Темрюкского поисково-спасательного отряда, но уже чрез 5 месяцев прошел аттестацию и ему была присвоена квалификация спасателя, о чем имеется запись в трудовой книжке. Выезжая на происшествия он выполнял работу спасателя и медика одновременно. Данный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен в спецстаж, поскольку Темрюкский поисково-спасательный отряд входил в структуру МЧС России. ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией вышеупомянутого отряда он был уволен и ДД.ММ.ГГГГ снова принят спасателем 2-го класса в ГУ Краснодарского края аварийно-спасательной службы «Кубань-Спас» филиала «Темрюкский аварийно-спасательный отряд». Стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в указанном подразделении подтверждается трудовой книжкой, трудовым договором, книжкой спасателя, приказами. На сегодняшний день его стаж работы, дающий право на льготную пенсию, составляет свыше <данные изъяты>
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе Кулиш Л.Е. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, проработавшим не менее <данные изъяты> в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвующим ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. Досрочное назначение пенсии указанной категории лиц направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженной с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран. Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеют существенные отличия. Соответственно, предусмотренная законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости не может расцениваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленными в законодательстве разграничением функций. Кроме того, субъекты РФ, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обслуживания, что прямо вытекает из ст. 20 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах».
В специальный стаж Саенко О. Е. не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в качестве врача Темрюкского поисково-спасательного отряда Краснодарской краевой поисково-спасательной службы МЧС России, и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в качестве спасателя в филиале Темрюкского аварийно-спасательного отряда ГУ Краснодарской краевой аварийно-спасательной службы «Кубань-Спас». То есть, на момент обращения истца (ДД.ММ.ГГГГ) за досрочной трудовой пенсией по старости в соответствии с п.п. 16 п.1 ст.27 Закона №173-Ф3 специальный стаж отсутствовал.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования Саенко О.Е. удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.2 ст. 7 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» №151-ФЗ, профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:
-в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
-в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-в организациях, занимающимся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований -руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
-в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. №11-П, указывается, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготные условия назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.
Как следует из текста Определения Конституционного Суда Российской Федерации №551-О-П от 5 февраля 2009 г. по запросу Октябрьского районного суда города Пензы «о проверке конституционности подпункта 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсия в Российской Федерации» согласно Закону РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшему до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», спасатели, постоянно трудившиеся в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, имели право на пенсию за выслугу лет, которая предоставлялась ранее достижения общего пенсионного возраста независимо от ведомственной подчиненности этих служб и формирований. Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций. Кроме того, субъекты РФ, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения, что прямо вытекает из ст. 20 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», согласно которой финансовое обеспечение прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта РФ, является расходным обязательством субъекта РФ.
Постановлением №1439 от 20 декабря 2002 г. Главы администрации Краснодарского края создано Государственное учреждение Краснодарского края «Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба «Кубань-СПАС». Ее содержание является расходным обязательством субъекта РФ, что подтверждается Положением о филиале «Темрюкский аварийно-спасательный отряд» ГУ Краснодарского края «Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба «Кубань-СПАС» от 25 февраля 2003 года. Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края обязан производить за счет средств краевого бюджета финансирование деятельности указанного учреждения.
В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Как видно из данных трудовой книжки Саенко О.Е. с ДД.ММ.ГГГГ принят врачом в Темрюкский поисково- спасательный отряд, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с ликвидацией ГУ Темрюкский ПСО. ДД.ММ.ГГГГ истец принят спасателем 2 класса в ГУ Краснодарского края Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба Кубань-Спас филиал «Темрюкский аварийно-спасательный отряд».
При указанных обстоятельствах, в специальный стаж Саенко О.Е. обосновано были не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве врача Темрюкского поисково-спасательного отряда Краснодарской краевой поисково-спасательной службы МЧС России, так как данная должность не предусмотрена Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.10.2001г. №702; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве спасателя в филиале Темрюкского аварийно-спасательного отряда ГУ Краснодарской краевой аварийно-спасательной службы «Кубань-Спас», так как отсутствуют сведения о вхождении данного филиала в структуру МЧС России. Таким образом, на момент обращения истца за досрочной трудовой пенсией по старости в соответствии с п.п. 16 п.1 ст.27 Закона №173-Ф3 специальный стаж у него отсутствовал. Вопрос же о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, является исключительной прерогативой законодателя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Саенко О.Е. в удовлетворении искового заявления.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский крайсуд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий