РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 11 января 2011г.
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Вовк И. В.,
при секретаре Пивень А. И.,
с участием представителя Тарасенко С. П. - Максименко В. И., представителя ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края Сахно Т. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарасенко С.П. к ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края о взыскании излишне уплаченного земельного налога в размере <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Тарасенко С.П. обратился в Темрюкский районный суд с иском к ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края о признании постановления главы Темрюкского района Краснодарского края от 15 декабря 2002 г. № 3919 основополагающим для расчета налоговой базы по земельному налогу за период с 2008 по январь 2010 года включительно, обязании налоговой инспекции произвести перерасчет налога за указанный период, зачете сумм налога в счет предстоящих платежей, признании незаконными начисление пени, взыскании судебных издержек.
Свои требования Тарасенко С. П. обосновал тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного <адрес>. По данным государственного кадастра недвижимости первоначально кадастровая стоимость данного участка была определена 3 декабря 2005 г. в соответствии с видом разрешенного использования «Для эксплуатации и обслуживания кирпичного завода» с применением удельного показателя кадастровой стоимости 9-ой группы Перечня видов разрешенного использования земель равного <данные изъяты> руб./м2, утвержденного постановлением главы Темрюкского района Краснодарского края от 15 декабря 2002 года № 3919. Кадастровая стоимость вышеуказанного участка при этом составила
<данные изъяты> 29 декабря 2007 года вышло распоряжение главы администрации Краснодарского края № 1202-р, в котором средний уровень кадастровой стоимости 1 м2 вышеуказанного участка, возрастает до <данные изъяты> руб. Данное распоряжение должным образом опубликовано не было, следовательно, оно не может применяться. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения. В силу пункта 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 N 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация полного текста в газете «Кубанские новости» или информационном бюллетене «Законодательного Собрания Краснодарского края». В газете «Кубанские новости» от 9 февраля 2008 N 21 (4160) опубликована информация о подписании распоряжения N 1202-р, но не текст распоряжения. До утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель применение их к конкретным земельным участкам не предполагается. Распоряжение N 1202-р является нормативным актом, порядок доведения которого до юридических лиц и граждан строго регламентирован. Последствия опубликования нормативного акта прямо установлены в пункте 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, который предусматривает невозможность его применения не только юридическими лицами и гражданами, но органами, их издавшими. 5 февраля 2010 года было издано распоряжение главы администрации Краснодарского края за № 57-р о признании утратившим силу распоряжения № 1202-р. В настоящее время действует постановление главы (губернатора) Краснодарского края от 5 февраля 2010 г. № 58 «Об утверждении результатов государственной кадастров оценки земель населенных пунктов Краснодарского края». Данное постановление (губернатора) Краснодарского края от 5 февраля 2010 г. № 58 применяются к отношениям, возникшим после вступления данного постановления в силу, то есть по истечении 10 дней после дня его официального опубликования («Кубанские новости». № 21, 8 февраля 2010 г.). В счет оплаты земельного налога за 2008 год Тарасенко С.П. было уплачено <данные изъяты> в то время, как сумма земельного налога за 2008 г., исходя из кадастровой стоимости земельного участка со ставкой земельного налога 1<данные изъяты> рублей, из расчета: <данные изъяты> Сумма земельного налога за 2009 г., исходя из кадастровой стоимости земельного участка со ставкой земельного налога 1,5 % составила - <данные изъяты> рублей, из расчета: <данные изъяты> Таким образом, сумма земельного налога за 2008 - 2009 гг. подлежащая уплате составляла бы <данные изъяты> Из чего следует, что сумма излишне уплаченного налога составляет <данные изъяты> Кроме того, в результате исчисления инспекцией ФНС России по Темрюкскому району земельного налога за 2008 год на основании вышеупомянутого распоряжения № 1202-р, за несвоевременную оплату земельного налога за 2008 год, Тарасенко С.П. была начислена пеня в размере <данные изъяты> По мнению истца, инспекция ФНС России по Темрюкскому району не правомерно требовала для определения налоговой базы для исчисления и уплаты земельного налога налогоплательщиками, как физическими лицами, так и организациями за 2008 - январь 2010 гг. руководствоваться кадастровой стоимостью земельных участков в составе земель населенных пунктов, утвержденной распоряжением № 1202-р. Также, в связи с возникшим спором Тарасенко С.П. понес судебные расходы, связанные с оплатой услуг юриста в размере <данные изъяты> рублей и оплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании Тарасенко С.П. и его представитель по доверенности Максименко В.И. поддержали заявленные требования, ссылаясь на указанные доводы.
Представитель ответчика – ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края Сахно Т.С. с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении заявленных требования отказать в полном объеме. В суде она пояснила, что в соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Статьей 396 НК РФ определено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Таким образом, на уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, возлагается обязанность по доведению до налоговых органов и налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков. При этом у налоговых органов отсутствуют полномочия по изменению кадастровой стоимости земельных участков, так как эти правоотношения регулируются земельных законодательством, а не законодательством о налогах и сборах. Инспекция при исчислении земельного налога руководствовалась сведениями, поступающими от ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю. Тарасенко С.П. не обжаловал действия по установлению (корректировке) кадастровой стоимости земельного участка.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования, заявленные Тарасенко С.П., удовлетворению не подлежат.
Как видно из материалов дела, Тарасенко С.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного <адрес> По данным государственного кадастра недвижимости первоначально кадастровая стоимость данного участка была определена 3 декабря 2005 г. в соответствии с видом разрешенного использования «Для эксплуатации и обслуживания кирпичного завода» с применением удельного показателя кадастровой стоимости 9-ой группы Перечня видов разрешенного использования земель равного <данные изъяты>, утвержденного постановлением главы Темрюкского района Краснодарского края от 15 декабря 2002 года № 3919. Кадастровая стоимость вышеуказанного участка при этом составила <данные изъяты>. Сумма земельного налога, подлежащая уплате, согласно постановления главы Темрюкского района Краснодарского края от 15 декабря 2002
№ составляла <данные изъяты>.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Таким образом, правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете. Распоряжением N 1202-р, изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель» в соответствии с Правилами, утверждены результаты государственной от земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 1 июля 2007 согласно приложениям N 1 и 2. Постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результата государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом. Данное распоряжение не было опубликовано. Налоговая база в соответствии со ст. 17 НК РФ является одним из основных элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. Согласно статье 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельных участков определяется при государственной кадастровой оценке земель. Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в государственном земельном кадастре. Статьей 396 НК РФ определено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ. Таким образом, на уполномоченный орган, в данном случае ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, возлагается обязанность по доведению до налоговых органов и налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков. При этом у налоговых органов отсутствуют полномочия по изменению кадастровой стоимости земельных участков, так как эти правоотношения регулируются земельных законодательством, а не законодательством о налогах и сборах. Следовательно, инспекция при исчислении земельного налога обоснованно руководствовалась сведениями, поступающими от ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю. На основании п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке. Соответствующих доказательств обжалования действий по установлению (корректировке) кадастровой стоимости земельного участка материалы дела не содержат. При отсутствии доказательств оспаривания скорректированной кадастровой стоимости земельного участка, основания для ее неприменения отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Тарасенко С.П. в удовлетворении искового заявления.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский крайсуд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий