К делу 2-1127/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Темрюк 13 декабря 2010 года.
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шеремет Ю.Н.,
при секретаре Мериновой Л. В.,
с участием истца Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Романец А.С.,
представителя ответчика Бурмакина С.В.,
представителя ГУП КК «Темрюкский земельный центр» Загорского С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Департамента имущественных отношений Краснодарского края к Антошину И.М. о признании отсутствующим право Антошина И.М. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного <адрес>.
У С Т А Н О В И Л:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в суд с исковым заявлением к Антошину И.М. о признании недействительным зарегистрированного права собственности Антошина И.М. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № расположенного <адрес>, обязании аннулировать соответствующую запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В обоснование заявления представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующая на основании доверенности, указала, что в границах земельного участка с кадастровым номером №, на который зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации, был сформирован, и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №.
В ходе проверочных мероприятий в отношении должностных лиц Темрюкского филиала ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю подтвержден факт нарушения требований пункта 2 статьи 26 и пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при проведении кадастровых процедур по уточнению уникальных характеристик ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 № 253 полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, делегированы департаменту имущественных отношений Краснодарского края. Департамент каких-либо решений по формированию земельного участка с кадастровым номером № в границах земельного участка с кадастровым номером № не принимал, соответствующих полномочий не передавал.
Полагая, что действиями ФГУ «Земельная кадастровая палата» нарушены имущественные интересы Краснодарского края, департамент обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании соответствующих действий незаконными.
После обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № департаменту стало известно о том, что в настоящий момент Антошиным И.М. зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края считает, что государственная регистрация права собственности Антошина И.М. на указанный земельный участок осуществлена неправомерно.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный <адрес> участок №, предназначенный для сельскохозяйственного использования поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №
На момент проведения кадастрового учета (ДД.ММ.ГГГГ) земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером № было зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации -Краснодарский край на земельный участок с кадастровым номером № что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав № от 03.09.2004.
В составе документов, представляемых в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков, должны содержаться документы, свидетельствующие о наличии согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков.
Образование в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Краснодарского края, земельного участка, принадлежащего иному лицу, повлекло нарушение интересов субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края считает, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет в границах участка, находящегося в краевой собственности с нарушением норм действующего законодательства, в связи с чем, последующая регистрация права на него является незаконной.
Указанные нарушения признаны самим ФГУ «Земельная кадастровая палата» в письме от 14.10.2009 №, согласно которому в ходе проверочных мероприятий в отношении должностных лиц Темрюкского филиала (отдела) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю подтвержден факт нарушения ими требований пункта 2 статьи 26 и пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при проведении кадастровых процедур по уточнению характеристик земельного участка с кадастровым номером №. В судебном заседании представитель ГУП КК «Темрюкский земельный центр» пояснил, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет картографическим способом, в связи с чем, предположительно участок, принадлежащий Антошину И.М. включен в фонд перераспределения ошибочно.
Площадь земельного участка с кадастровым номером № является уточненной, что означает, что она соответствует результатам межевания и утверждена Территориальным отделом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в противном случае в кадастровом паспорте земельного участка имелась бы отметка о том, что площадь земельного участка является декларированной (т.е. площадь определена по документам).
Кроме того, на вопрос суда о том, чем подтверждается тот факт, что земельный участок, предоставленный Антошину И.М. на основании постановления главы администрации Темрюкского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка Антошину И.М.», должен располагаться именно в тех границах, в которых указанный участок поставлен на кадастровый учет, представитель ГУП КК «Темрюкский земельный центр», осуществлявший межевание указанного участка, сослался на государственный акт на право собственности на землю №. Однако указанный акт, как и иные представленные Антошиным И.М. в обоснование своего права на земельный участок документы, не содержат данных, позволяющих достоверно установить месторасположение указанного участка. Ссылка на содержащийся в акте № чертеж границ не может быть принята во внимание, поскольку указанный чертеж представляет собой данные, описывающие его конфигурацию, при этом числовые обозначения не отображают координаты участка, а описывают румбы и дирекционные углы.
Настоящий государственный акт должен был выдаваться на основании ситуационного плана, должно также существовать межевое дело, составлявшееся на момент предоставления указанного участка. Указанные документы заявителем не предоставлялись.
На сегодняшний день существует два свидетельства о государственной регистрации права, а также две записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по сути на один и тот же земельный участок.
Защите интересов истца и интересам гражданского оборота, обеспечению защиты неинформированных лиц, соответствует скорейшее погашение записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером №, в связи с чем, Департамент имущественных отношений Краснодарского края вынужден обратиться в суд с указанным иском.
В судебном заседании представитель истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующая на основании доверенности Ржевская А.С. исковые требования уточнила, просила признать отсутствующим право Антошина И.М. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный <адрес> Дополнительно пояснила, что
Ответчик Антошин И.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности Бурмакин С.В. с иском не согласился, пояснил, что на основании постановлений главы администрации Темрюкского района № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Антошин И.М. приобрел в собственность земельный участок мерою <данные изъяты>
В соответствии со ст.37 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года право собственности на землю подтверждалось государственным актом на право собственности на землю №. Границы, принадлежащего Антошину участка были закреплены в натуре межевыми знаками, согласованы со смежными землепользователями, изготовлен чертеж земельного участка. Таким образом, земельный участок является ранее учтенным.
В соответствии со ст.45 закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). В соответствии ч.2 ст.6 ЗК РФ(действовавшей на момент формирования земельного участка истца)земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли( в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.Границы его земельного участка были описаны и удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, действовавшего в 1992-1993г.г.Принятый 02.01.2000 года закон "О государственном земельном кадастре ", а также закон"О государственном кадастре недвижимости"2007 года, не возлагали на собственников земельных участков обязанности по переоформлению ранее зарегистрированных прав на земельные участки. При таких обстоятельствах, формирование, постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности Краснодарского края на земельный участок были проведены с нарушением земельного законодательства, а также с нарушением прав владельцев ранее зарегистрированных земельных участков.
Представленное истцом постановление главы администрации Темрюкский район от 06.06.1994 года №730 в соответствии с пунктом 2 которого глава района постановил земельный участок крестьянского хозяйства площадью <данные изъяты> возвратить в земли запаса, а п.3 постановления главы администрации Темрюкского района № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ признаны утратившими силу – не соответствует требованиям законодательства и в этой части является недействительным. Право коллективной собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды у местных Советов народных депутатов прекращается полностью или частично в случае прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства. Однако, прекращение права собственности на землю у предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства не означает, что земельный участок передается в земли запаса. Статья 39 ЗК РСФСР была отменена Указом Президента РФ 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствии с Конституцией РФ» и, следовательно, не существовала на момент вынесения постановления от 06.06.1994 года № 730.
Суд выслушал участников процесса, исследовал письменные доказательства и находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, делегированы Департаменту имущественных отношений. Согласно положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации Темрюкского района № 392 от ДД.ММ.ГГГГ Антошину И.М. из земель запаса предоставлено <данные изъяты> га для ведения крестьянского хозяйства. Главой крестьянского хозяйства утвержден Антошин И.М. Членами хозяйства: Г.В..- жена, С.И. –сын.
Постановлением главы администрации Темрюкского района № от ДД.ММ.ГГГГ размер крестьянского хозяйства увеличен, Антошину И.М. предоставлено <данные изъяты> га для ведения крестьянского хозяйства.
Постановлением главы администрации Темрюкского района № от ДД.ММ.ГГГГ Антошину И.М. предоставлено <данные изъяты> для ведения крестьянского хозяйства.
В итоге площадь земельного участка, предоставленного крестьянскому хозяйству Антошина И.М. составила <данные изъяты>.
Согласно постановлению главы администрации Темрюкского района № 730 от 06.06. 1994 г. «О ликвидации крестьянского хозяйства Антошина И.М.» крестьянское хозяйство гражданина Антошина И.М. земельный участок площадью <данные изъяты> га пашни изъят и передан в земли запаса, кроме того признаны утратившими силу Постановления главы администрации Темрюкского района № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленным сведениям ИФНС по Темрюкскому району, Антошин И.М. земельный налог за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не оплачивал, что свидетельствует о том, что он знал, что земельный участок, выделенный ему в 1992 году для организации крестьянского хозяйства изъят в 1994 г. и возвращен в земли запаса, в связи с ликвидацией крестьянского хозяйства. Вместе с тем, предоставив в учреждение юстиции утратившие силу Постановления главы администрации Темрюкского района, заявитель только в 2009 г. зарегистрировал право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, которое ликвидировано по заявлению Антошина И.М. еще в 1994 году. Заявление о ликвидации не сохранилось, так как по справке начальника архивного отдела такого рода заявления хранятся всего пять лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Департамента имущественных отношений Краснодарского края к Антошину И.М. о признании отсутствующим право Антошина И.М. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного <адрес> удовлетворить.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Ю.Н. Шеремет