Решение по иску музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына» г. Краснодар к Фрайтах Р.Ф



К делу № 2-52/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 28 марта 2011 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Вовк И.В.,

при секретаре Пивень А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению государственного учреждения культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына» г. Краснодар к Фрайтах Р.Ф. о признании права собственности Краснодарского края на культурные ценности в количестве 1369 предметов, изъятых 24 марта 2010 года у Фрайтах Р.Ф.,

по исковому заявлению Фрайтах Р.Ф. к Кубанскому управлению Росохранкультуры о признании владения, изъятыми у него в ходе обыска 24 марта 2010 года культурными ценностями в количестве 1373 штуки добросовестным и открытым на протяжении более 20 лет с момента изъятия, о признании права собственности на культурные ценности в количестве 1373 штуки и обязывании передачи их в собственность по приемо-сдаточному акту, включении культурных ценностей в количестве 1373 штуки в состав негосударственной части музейного фонда Российской Федерации,

по встречному исковому заявлению Кубанского управления Росохранкультуры к Фрайтах Р.Ф. о признании права собственности Российской Федерации на 1359 предметов, относящихся к объектам культурного наследия и обладающих особой исторической, научной и культурной ценностью, изъятых у Фрайтах Р.Ф.,

УСТАНОВИЛ:

В Темрюкский районный суд обратилось государственное учреждение культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей заповедник им. Е.Д. Фелицына» г. Краснодар с иском к Фрайтах Р. Ф. о признании права собственности Краснодарского края на культурные ценности в количестве 1369 предметов, изъятых 24 марта 2010 года у Фрайтах Р. Ф.

В Темрюкский райсуд обратилось Кубанское управление Росохранкультуры с иском к Фрайтах Р. Ф. о признании права собственности Российской Федерации на 1359 предметов, относящихся к объектам культурного наследия и обладающих особой исторической, научной и культурной ценностью, изъятых у Фрайтах Р. Ф.

В Темрюкский райсуд обратился Фрайтах Р. Ф. с иском к Кубанскому управлению Росохранкультуры о признании права собственности на культурные ценности в количестве 1373 штуки.

ГУ культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей заповедник им. Е.Д. Фелицына» г. Краснодар обосновало свои исковые требования следующим: 24 марта 2010 года сотрудниками Таманского ПОМ ОВД по Темрюкскому району в ходе санкционированного обыска у Фрайтах Р.Ф. были изъяты предметы нумизматики, перстни, украшения, и иные предметы декоративно-прикладного искусства. В ходе исследования было установлено, что 1369 предметов имеют особую историческую, научную, художественную и культурную ценность. В соответствии с п. 8 ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия. Обнаруженные подобным способом объекты в соответствии со ст. 4, ч. 3 ст. 49 указанного закона относятся к объектам культурного наследия федерального значения и могут находиться только в государственной собственности. В связи с этим физические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда РФ. Фрайтах Р.Ф. в соответствии с приказом Росохранкультуры от 03.02.2009 № 15 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия» открытого листа не получал на право археологических раскопок, осуществлял поиск культурных ценностей с использованием металлодетектора, который изъят у него при обыске. Оборот культурных ценностей ограничен ст. 233 ГК РФ устанавливает презумпцию принадлежности культурных ценностей государству. Объекты археологического наследия в силу Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не могут находиться в частной собственности. У Фрайтах Р.Ф. нет документов, подтверждающие право его собственности на изъятые культурные ценности. Музей просит признать право собственности Краснодарского края на культурные ценности в количестве 1369 предметов, изъятых 24 марта 2010 года у Фрайтах Р.Ф.

Кубанское управление Росохранкультуры обосновало свои исковые требования следующим: в соответствии с заключением судебной искусствоведческой и товароведческой экспертизы № 31 от 4 марта 2011 года предметы, представленные для проведения экспертизы с №1 по № 1359 являются объектами археологического наследия, датируются по времени от эпохи раннего железа до позднего средневековья, собраны по большей части на Таманском полуострове и обладают особой исторической, научной и культурной ценностью. В силу статьи 39 Закона РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» Кубанское управление Росохранкультуры наделено полномочиями в судебном порядке устанавливать право собственности на указанные культурные ценности. Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к памятникам (объектам археологического наследия) относятся частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. В соответствии с п. 3 ст. 49 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты археологического наследия находятся исключительно в государственной собственности. Согласно статье 4 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты археологического наследия отнесены к объектам культурного наследия федерального значения. В силу п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", и приложения № 1 к нему, объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, составляют национальную основу страны и относятся исключительно к федеральной собственности. Ст. 234 ГК РФ о приобретательной давности не распространяется на случаи владения предметами, относящимися к объектам археологического наследия. Изъятые у Фрайтах Р.Ф. 1359 предметов, относящихся к объектам археологического наследия, относятся к исключительной собственности Российской Федерации. Кубанское управление Росохранкультуры просит признать право собственности Российской Федерации на 1359 предметов, изъятых у Фрайтах Р.Ф. 24 марта 2010 года в ходе санкционированного обыска, как относящихся к объектам археологического наследия и обладающих особой исторической, научной и культурной ценностью.

Фрайтах Р. Ф. в исковом заявлении указал, что ГУ культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей им. Е.Д. Фелицина» является ненадлежащим истцом в силу ст. 17 ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», согласно которого государственный контроль за состоянием государственной части Музейного фонда РФ осуществляют федеральный орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры. Он считает, что исковое заявление музея надлежит оставить без рассмотрения, поскольку оно подано лицом, не имеющим полномочий на предъявление такого иска. Согласно ст. 3 ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ культурные ценности - это предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Ст. 234 ГК РФ устанавливает срок приобретательной давности для движимых вещей - 5 лет. Для культурных ценностей, с учётом их специфики срок приобретательной давности увеличен. Часть 3 ст. 43 Закона РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" устанавливает следующие правила приобретения движимых культурных ценностей по давности владения: "Физическое лицо, не являющееся собственником культурной ценности, но добросовестно и открыто владеющее ею как собственной не менее 20 лет, приобретает право собственности на эту культурную ценность". Обнаруженными у него культурными ценностями до момента их изъятия он добросовестно и открыто владел более 20 лет. В период с 1976 по 1987 г.г. он являлся активным членом клуба любителей истории Тамани. В праздничные дни он устраивал выставки в парке и на площади ст. Тамань, в школах № 9 и № 28, участвовал во всесоюзных фестивалях народного творчества, в выставках коллекционеров и художников Тамани. За активную работу неоднократно награждался призами, грамотами. С 1973 года для себя он вёл дневник найденных культурных ценностей. Записи в этом дневнике заканчиваются 1983 годом. Все изъятые в ходе обыска монеты старины значатся в этом дневнике, и значатся найденными до 1987 года. В 1978 году по его просьбе была передана Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в г. Москве редчайшая серебряная монета Пантикапея 6 века до н.э., принадлежащая к числу древнейших эмиссий столицы Боспорского царства. Описание этой монеты было неоднократно дано в специальной литературе. Он предоставлял материалы своей коллекции исследователям для изучения и дальнейшей публикации. Они получили отражение в академических работах ученых. В настоящее время Розовым В.Н. - археологом, заведующим Таманским археологическим музеем в 1975-1977 г.г. подготавливаются к изданию по ранее изготовленным слепкам описание 26 античных монет из его собрания. В период с 1977 по 2001 годы после очистки монет он неоднократно сдавал их в Таманский филиал Краснодарского государственного историко-археологического музея – заповедника, что подтверждается имеющимися у него копиями накладных. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ включение музейных предметов и музейных коллекций в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации производится на основании заявления собственника предмета в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Он просит суд признать его владение, изъятыми у него в ходе обыска 24 марта 2010 г. культурными ценностями в количестве 1373 предметов, добросовестным и открытым на протяжении более 20 лет до момента изъятия. Признать за ним право собственности на культурные ценности в количестве 1373 предметов и обязать Кубанское управление Росохранкультуры передать их ему в собственность по приёмосдаточному акту, включив указанные предметы в состав негосударственной части музейного фонда РФ в соответствии со ст. 20 ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ.

В судебном заседании стороны полностью поддержали свои исковые требования, поддержав доводы исковых заявлений.

Представитель государственного учреждения культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей заповедник им. Е.Д. Фелицына» г. Краснодар Э.Р. пояснила, что Фрайтах Р. Ф. вел археологические раскопки без открытого листа, он неоднократно задерживался с металлодетектором при производстве незаконных археологических раскопок, он является «черным копателем». Изъятые у Фрайтах Р. Ф. при обыске культурные ценности найдены им на территории Краснодарского края, они относятся к объектам культурного наследия, обладают особой исторической, научной и культурной ценностью, должны быть изучены учеными и выставлены для обозрения в музее. Она просит суд признать право собственности Краснодарского края на культурные ценности в количестве 1369 предметов.

Представитель Кубанского управления Росохранкультуры Т.А. пояснила, что она просит суд признать право собственности Российской Федерации на 1359 предметов, относящихся к объектам культурного наследия и обладающих особой исторической, научной и культурной ценностью, изъятых у Фрайтах Р. Ф. в ходе обыска. Изъятые предметы имеют интерес для ученых и они должны быть введены в научный оборот, выставлены после реставрации для всеобщего обозрения в музее. Данные предметы добыты в результате незаконных археологических раскопок Фрайтах Р. Ф. Они относятся по заключению экспертизы к объектам культурного наследия нации и могут находится в исключительной собственности Российской Федерации. Ст. 234 ГК РФ не распространяется на объекты археологического наследия по их происхождению.

Фрайтах Р. Ф. пояснил, что ему 70 лет. Он по профессии художник. Его всегда интересовали предметы старины. Когда его дети еще были маленькими, он вел их в детский сад по берегу моря, нашел древнюю монету, которую выбросило море. Сдал ее в музей. Его заинтересовало собирание монет. В 1973 году он стал собирать монеты, увлекся специальной литературой о них, сотрудничал с учеными, предоставлял им для работы и описания найденные им монеты. Он сдавал найденные монеты в Таманский музей, в музей им. А. С. Пушкина в г. Москве, то есть он не скрывал ни от кого свою коллегию, она была доступна для изучения ее специалистами. Продавать свои монеты он не мыслил. Частные коллекции законом не запрещены. Собранная им коллекция, которую у него изъяли сотрудники милиции при обыске 24 марта 2010 года, должна храниться у него. Он будет любоваться монетами, чистить их. Когда наступит его смертный час, то он сдаст коллекцию только государству – в музей им. А. С. Пушкина в г. Москве.

Представитель Фрайтах Р.Ф – Григорян А. С. в суде пояснил, что исковые требования ГУ культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей заповедник им. Е.Д. Фелицына» г. Краснодар и Кубанского управления Росохранкультуры не отвечают требованиям Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ и Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 и он просит суд в удовлетворении заявленных ими требований полностью отказать, наложенный определением от 11 октября 2010 года арест на 1369 предметов, изъятых у Фрайтах Р. Ф. культурных ценностей - отменить, обязав Кубанское Управление Росохранкультуры вернуть их Фрайтах Р. Ф. согласно постановления мирового судьи судебного участка № 209 Темрюкского района от 21 сентября 2010 года, признать право собственности Фрайтах Р. Ф. на предметы культурного наследия в количестве 1373 предмета.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования Кубанского управления Росохранкультуры подлежат удовлетворению полностью, исковые требования государственного учреждения культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына» г. Краснодар удовлетворению не подлежат, исковые требования Фрайтах Р. Ф. подлежат удовлетворению частично.

В ходе производства санкционированного судом обыска по месту жительства Фрайтах Р. Ф. были изъяты предметы нумизматики, перстни, украшения и иные предметы декоративно-прикладного искусства, а также заводской металлодетектор (л. д. 36-38 т. 1).

По заключению судебной искусствоведческой и товароведческой экспертизы № 31 от 4 марта 2011 года на экспертизу представлено 1378 предметов, общая стоимость коллекции 464280 рублей. Часть предметов и монет являются уникальными и редкими, представляют интерес для исследователей как объекты культурного наследия народов Российской Федерации и Краснодарского края и должны быть введены в научный оборот. Предметы с № 1 по № 1373 являются культурными ценностями. Предметы с № 1 по № 1359 обладают особой исторической, научной и культурной ценностью. Предметы с № 1 по № 1359 являются объектами археологического наследия Краснодарского края. Монеты с № 1360 по № 1373 относятся к категории культурных ценностей по хронологическим признакам как созданные более 50 лет назад, особо ценными объектами культурного наследия народов РФ монеты не являются. Предметы с № 1374 по № 1378 не относятся к категории культурных ценностей, так как являются изделиями современного изготовления (л. д. 134-273 т. 1).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия относятся частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее – объекты археологического наследия». В ст. 4 названного закона даны категории историко-культурного значения объектов культурного наследия»: к объектам культурного наследия федерального значения относятся объекты археологического наследия. Согласно ч. 3 ст. 49 указанного закона объекты археологического наследия находятся в государственной собственности.

В п. 1 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года « О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» сказано, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к данному Постановлению, независимо от принадлежности относятся исключительно к федеральной собственности. В п. 3 Приложении 1 «Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности» к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года указано, что к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного наследия, расположенные на территории Российской Федерации.

Таким образом, из перечисленных выше законов следует, что объекты археологического наследия могут находиться исключительно в государственной собственности. По этим основаниям, суд считает необходимым отказать полностью в удовлетворении иска государственному учреждению культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына» г. Краснодар о признании права собственности Краснодарского края на культурные ценности в количестве 1369 предметов, изъятых 24 марта 2010 года у Фрайтах Р. Ф. и в удовлетворении иска Фрайтах Р. Ф. в части признания права собственности на культурные ценности с № 1 по № 1359, поименованных в заключении экспертизы № 31 от 4 марта 2011 года, так как эти предметы являются объектами археологического наследия, культурными ценностями. По указанным основаниям подлежит удовлетворению иск Кубанского управления Росохранкультуры о признании права государственной собственности на культурные ценности с № 1 по № 1359 предметы, поименованные в заключении экспертизы № 31 от 4 марта 2011 года.

В соответствии со ст. ст. 13-14 Федерального закона от 25 мая 1996 года № 54-ФЗ « О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности, независимо от того, в чьем владении они находятся. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью Российской Федерации. По этим основаниям не подлежит удовлетворению требование Фрайтах Р. Ф. о включении культурных ценностей в количестве 1373 предметов в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Надлежит отказать Фрайтах Р. Ф. в удовлетворении исковых требований в части признания за ним права собственности на культурные ценности, поименованные в заключении экспертизы № 31 от 4 марта 2011 года с № 1 по № 1373 в силу приобретательской давности. В обоснование заявленных требований в этой части Фрайтах Р. Ф. и его представитель Григорян А. С. ссылаются на ст. 234 ГК РФ и ст. 43 Закона РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 « О вывозе и ввозе культурных ценностей». Ст. 234 ГК РФ о приобретательской давности не распространяется на случаи владения предметами, относящимися к объектам археологического наследия. Добросовестное владение предполагает, что лицо не знало и не должно было знать о его незаконности. Поэтому установление добросовестности зависит от оснований приобретения имущества. В соответствии с п. 8 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры» народов Российской Федерации» работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия. Обнаруженные подобным образом объекты относятся к объектам культурного наследия и могут находиться только в государственной собственности. Физические лица, проводившие археологические полевые работы в течение трех лет согласно п. 9 ст. 45 названного закона обязаны передать все обнаруженные культурные ценности на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда РФ. В ст. 6 Закона РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 « О вывозе и ввозе культурных ценностей» указаны культурные ценности, подпадающие под действие этого закона: это культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности. Поэтому ссылка Фрайтах Р. Ф. и его представителя на ст. 43 Закона РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 « О вывозе и ввозе культурных ценностей» не состоятельна. Допрошенный в судебном заседании свидетель В.П. пояснил, что он был очевидцем как Фрайтах Р. Ф. находил на берегу моря старинные монеты, выставлял свою коллекцию археологических находок на всеобщее обозрение в ст. Тамань Темрюкского района неоднократно в доме культуры. В АФ «Южная», в 1989 году при проведении пробега, организованного ЮНЕСКО по Шелковому пути.. Фрайтах Р. Ф. не мог предоставить суду доказательств приобретения археологических находок в законном порядке.

Фрайтах Р. Ф. предъявил иск о признании права собственности на культурные ценности в количестве 1373 предметов, поименованных в заключении экспертизы № 31 от 4 марта 2011 года с № 1 по № 1373. Монеты с № 1360 по № 1373 относятся к категории культурных ценностей по хронологическим признакам как созданные более 50 лет назад, особо ценными объектами культурного наследия народов РФ монеты не являются, по этим основаниям суд считает, что надлежит признать право собственности Фрайтах Р. Ф. на 14 предметов культурных ценностей, так как монеты с № 1360 по № 1373, указанные в заключении экспертизы, не являются объектами археологического наследия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать государственному учреждению культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына» г. Краснодар в удовлетворении искового заявления к Фрайтах Р.Ф. о признании права собственности Краснодарского края на культурные ценности в количестве 1369 предметов, изъятых 24 марта 2010 года у Фрайтах Р.Ф..

Исковое заявление Фрайтах Р. Ф. удовлетворить частично. Признать право собственности Фрайтах Р.Ф. на 14 предметов культурных ценностей по хронологическим признакам, которые указаны и поименованы в экспертном заключении № 31 от 4 марта 2011 года судебной искусствоведческой и товароведческой экспертизы с № 1360 по 1373, отказать Фрайтах Р.Ф. в остальной части исковых требований.

Удовлетворить встречное исковое заявление Кубанского управления Росохранкультуры. Признать право собственности Российской Федерации на 1359 предметов, относящихся к объектам культурного наследия и обладающих особой исторической, научной и культурной ценностью, изъятых у Фрайтах Р.Ф., которые указаны и поименованы в экспертном заключении № 31 от 4 марта 2011 года судебной искусствоведческой и товароведческой экспертизы с № 1 по № 1359.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий