К делу № 2-70/11г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Темрюк 03 февраля 2011 года Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Назаренко С.А., при секретаре Колодезной Я.О., с участием заявителя Масло Б.В., представителя администрации муниципального образования Темрюкский район – Климиной М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Масло Б.В. о взыскании денежных сумм невыплаченных субсидий, У С Т А Н О В И Л: Масло Б.В. обратился в Темрюкский районный суд с заявлением, в котором просил обязать отдел Управления сельского хозяйства МО Темрюкский район выплатить в его пользу денежные средства по субсидиям в размере 476852 рубля 97 копеек по следующим основаниям. С 2001 года он занимается личным подсобным хозяйством, животноводством, т.е. (свиноводство, крупно - рогатый скот). Продукцию реализует в санатории г. Анапы, Анапского района. Согласно ст. 112 Ф-3 «О личном подсобном хозяйстве», граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок, полученный или приобретенный ими для этих целей. Дополнительной регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Фактически земля, для ведения личного подсобного хозяйства, находится у Масло Б.В. в пользовании, что подтверждается свидетельством о праве собственности на данный участок, и выпиской из похозяйственной книги. Одной из мер, государственной поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, и др., является закон Краснодарского края № 721-КЗ от 07 июня 2004 года «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края», в целях реализации которого утвержден порядок предоставления гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, субсидий. Постановлением главы Администрации Краснодарского края № 135 от 03.03.2008 года, утверждены «Правила предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края на осуществление отдельных государственных полномочий в области поддержки личных подсобных хозяйств в крае». Утвержден порядок предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории муниципального образования - Темрюкский район. В соответствии с данным постановлением им было подано заявление о предоставлении субсидий за произведенную продукцию. Управлением сельского хозяйства ему было отказано в приеме документов. В течение всего первого квартала 2009 года, он неоднократно обращался в отдел сельского хозяйства. Также, в их адрес Масло Б.В. направлял по почте сопроводительное письмо с приложением перечня необходимых документов для выплаты субсидий. Главам поселений рекомендовано - руководствоваться настоящим порядком предоставления субсидий и в рамках своих полномочий создать условия для эффективной реализации Порядка на территории поселений муниципального образования – Темрюкский район. Отдел сельского хозяйства, не принял данные документы, сославшись на окончание срока действия краевой программы «Развитие личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края». На самом деле, правила утвержденные настоящим постановлением, действовали вплоть до «01» августа 2009 года. За защитой своих прав и интересов, он обратился в суд, где его исковые требования были удовлетворены. В соответствии с решением Темрюкского районного суда от 23.09.2009 года, действия отдела сельского хозяйства муниципального образования Темрюкский район признаны незаконными. И он включен в реестр получателей субсидий из краевого бюджета на поддержку личных подсобных хозяйств в 2007-2008 г.г. 25 сентября 2009 года, мной были сданы документы, (накладные, справки-расчеты, утвержденные сельским советом) на сумму 114643 рубля 56 копеек; 69093 рубля; 130277 рублей 70 копеек; 137687 рублей 27 копеек; 152777 рублей 70 копеек. Претензий к нему не поступало. Управлением сельского хозяйства, ему было обещано в ближайшее время, перечислить денежные средства. Позже, ему были возвращены справки-расчеты: оплаченные на сумму 114643 рубля 56 копеек; 69093 рубля 89 копеек; 130277 рублей 70 копеек; а также неоплаченные на сумму 137687 рублей 27 копеек; 152777 рублей 70 копеек; 186388 рублей. 20 января 2010 года, он повторно предоставил их, но у него, их принимать отказались, без объяснения причин. В итоге, по истечению 2008 года ему субсидии так и не были перечислены. Позже, ему стало известно, о том, что многим получателям субсидий, уже были перечислены денежные средства за 2009 год, ему же не вернули даже за период 2008 года. В настоящее время, субсидии в полном объеме ему не выплачены, разница между выплаченными денежными средствами по субсидиям и положенными к выплатам составляет 476852 (четыреста семьдесят шесть тысяч восемьсот пятьдесят два) рубля 97 копеек. В судебном заседании заявитель Масло Б.В. поддержал заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства, при этом добавил следующее. Отдел сельского хозяйства администрации МО Темрюкский район вводит суд в заблуждение о том, что им не поступали справки-расчеты, накладные и иные документы, подтверждающие сдачу мяса (свинины и крупного рогатого скота) по которым должны быть произведены выплаты субсидий. Им указанные документы были сданы лично специалисту отдела Управления сельского хозяйства А.В. и находились у него. После ухода А.В. из указанного отдела, данные документы находились у другого специалиста сельхозуправления Администрации МО Темрюкский район Т.И., которая лично ему их вернула, пояснив при этом, что ей дали указание вернуть и субсидии по ним не выплачивать. После чего он направил заказным письмом с уведомлением в администрацию МО Темрюкский район возвращенные справки-расчеты, накладные и другие документы, по которым обязаны были выплатить субсидии. При этом Масло Б.В. пояснил, что в материалах дела имеются приобщенные копия конверта и уведомления, свидетельствующие о поступлении указанных документов в общий отдел администрации МО Темрюкский район. Указанный конверт и находящиеся в нем документы ему лично были возвращены работниками администрации. Представитель администрации МО Темрюкский район – Климина М.Г. считает, что жалоба Масло Б.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: При подаче искового заявления о взыскании денежных сумм Масло Б.В. не доказал факт наличия зарегистрированного права из похозяйственней книги от 17 марта 2009 года, представленная гражданином Масло Б.В. в суд в рамках судебного разбирательства по делу № 2-1536/09г., не содержит реквизитов акта, на основании которого предоставлен земельный участок. 8 июня 2009 года гражданин Масло Б.В. обратился в отдел сельского Согласно постановлению главы администрации (губернатора) Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 3 марта 2008 года № 135 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края и Правил расходования местными бюджетами муниципальных районов и городских округов Краснодарского края субвенций из краевого бюджета па осуществление отдельных государственных полномочий в области поддержки личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» органам местного самоуправления муниципальных образоваггий Краснодарского края рекомендовано разработать и утвердить порядки предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края. Согласно постановлению главы муниципального образования Темрюкский район от 19 июня 2009 года № 1376 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории муниципального образования Темрюкский район» предусмотрено возмещение части затрат на производство в личных подсобных хозяйствах реализуемой продукции животноводства, понесенных с 1 октября 2008 года. В соответствии с Порядком, утвержденным этим постановлением, предоставление документов па получение субсидий осуществляется, начиная с 18 ноября 2008 года. Предоставленные к проверке документы в 2009 году в управление сельского хозяйства (УСХ) Масло Б.В. включали приемные квитанции, подтверждающие факт реализации продукции животноводства в период с 5 марта 2007 года по 23 сентября 2008 года. Следовательно, предоставление Масло Б.В. субсидии за продукцию животноводства, произведенную до 1 октября 2008 года, на основании документов, с которыми заявитель обращался в УСХ после 17 ноября 2008 года, неправомерно. Кроме того, согласно постановлению главы муниципального образования Темрюкский район от 19 июня 2009 года № 1376 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории муниципального образования Темрюкский район» установлен срок действия установленных видов и ставок субсидий - до 1 августа 2009 года. На основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 ноября 2009 года № 994 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 3 марта 2008 года № 135 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края на осуществление отдельных государственных полномочий в области поддержки личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» администрацией муниципального образования Темрюкский район было принято постановление от 2 декабря 2009 года № 2692 «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования Темрюкский район от 19 июля 2009 года № 1376 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории муниципального образования Темрюкский район», которое продлило срок действия видов и ставок субсидий до 1 ноября 2009 года. Таким образом, краевая целевая программа «Развитие личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края на 2007 - 2009 годы» закончила свое действие 1 ноября 2009 года. Порядок приема и рассмотрения документов на получение субсидий, утвержденный постановлением главы администрации муниципального образования Темрюкский район от 7 апреля 2008 года № 930 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (ЛПХ) на территории муниципального образования Темрюкский район» не предусматривает такую форму подачи документов, как направление, по почте сопроводительного письма с приложением документов. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает требования Масло Б.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Вступившим в законную силу решением Темрюкского районного суда от 23.09.2009 г. отказ отдела сельского хозяйства муниципального образования Темрюкский район в выплате субсидий за 2007 и 2008 годы Масло Б.В., выданный отделом сельского хозяйства МО Темрюкский район 08.07.2009 г., признан незаконным. Темрюкский район суд обязал отдел сельского хозяйства муниципального образования включить Масло Б.В. в реестр получателей субсидий из краевого бюджета на поддержку личных подсобных хозяйств в 2007 г., 2008 г. При принятии Темрюкским районным судом решения от ДД.ММ.ГГГГ давалась должная оценка доводам представителей администрации МО Темрюкский район о том, что Масло Б.В. фактически не ведет личное подсобное хозяйство, а осуществляет предпринимательскую деятельность, в неустановленный срок подал документы в отдел сельского хозяйства, а также не доказал факт наличия зарегистрированного права собственности на земельный участок, так как им не корректно был истолкован Закон РФ от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Принимая указанное решение, суд пришел к выводу, что Масло Б.В. отвечает критериям отбора граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, имеющих право на получение субсидии. Порядок подачи документов на получение субсидий Масло Б.В. не нарушен. Справки-расчеты, предоставленные Масло Б.В. в отдел сельского хозяйства Муниципального Образования Темрюкский район, а так же решение комиссии управления сельского хозяйства Муниципального Образования Темрюкский район о включении гражданина Масло Б.В. в реестр получателей субсидий из краевого бюджета на поддержку личных подсобных хозяйств в 2007 году свидетельствуют о намерении МО Темрюкский район выплатить заявителю субсидии. Кроме того, в судебном заседании представитель МО Темрюкский район, подтвердив факт обращения Масло Б.В. в 2008г. с заявлением о выплате субсидии, не представил доказательств тому, что представленные им документы не соответствуют требованиям соответствующего перечня, а также тому, что при обращении за выплатой субсидии Масло Б.В. пропустил установленный срок для её выплаты (л.д.7-9). В связи, с чем дополнительной оценке данные доводы представителей администрации МО Темрюкский район не подлежат. В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом. Согласно вступившего в законную силу определения Темрюкского районного суда от 19.03.2010 г. вынесенного по результатам рассмотрения заявления представителя администрации МО Темрюкский район В.В. о разъяснении положений исполнительного документа, суд определил следующее. Разъяснить, что согласно решению Темрюкского районного суда от 23.09.2009г. под обязанием отдела сельского хозяйства администрации МО Темрюкский район включить Масло Б.В. в реестр получателей субсидий из краевого бюджета на поддержку личных подсобных хозяйств в 2007г., 2008г., подразумевается и обязание отдела сельского хозяйства администрации МО Темрюкский район обеспечить выплаты Масло Б.В. по указанному реестру (л.д. 157-158). Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.05.2010 г. указанное выше определение Темрюкского районного суда оставлено без изменения, а частная жалоба – без удовлетворения (л.д. 159-160). Таким образом, отдел сельского хозяйства администрации МО Темрюкский район обязан был произвести выплаты субсидий за сданное Масло Б.В. мясо в 2007 и 2008 г.г. при наличии подтверждающих данный факт документов. Так, в материалах дела имеются справки-расчеты суммы субсидий стоимости произведенного мяса крупного рогатого скота, свиней на убой в живой массе, реализованного юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, а также предпринимателям без образования юридического лица на суммы 152777 рублей 70 копеек и 137678 рублей 27 копеек, подлинность представленных документов и копии документов, представленных Масло В.Б. в обоснование расчетов и сдачи мяса подтверждены подписями специалиста администрации Старотитаровского сельского поселения Л.Н. и главы указанной администрации В.П., а также заверена печатью администрации Старотитаровского сельского поселения Темрюкского района (л.д. 11, 137). Остальные справки-расчеты представленные Масло Б.В. в обоснование требований о причитающейся ему выплате субсидий за сданное в 2007 и 2008 г.г. мясо на суммы 56126 рублей (л.д. 12), 24521 рублей (л.д. 13), 98113 рублей 57 копеек (л.д. 14), 7627 рублей 55 копеек (л.д. 15), не подтверждены подписями специалиста и главы администрации Старотитаровского сельского поселения и не заверены печатью администрации Старотитаровского сельского поселения Темрюкского района. В связи, с чем проверить подлинность данных документов и соответствие указанного в них количества сданного Масло Б.В. мяса, за которое полагается выплата субсидий в настоящее время невозможно. При данных обстоятельствах, суд считает возможным частично удовлетворить заявленные Масло Б.В. требования об обязании отдела сельского хозяйства МО Темрюкский район выплатить в его пользу денежные средства по субсидиям в размере 290464 рублей 97 копеек, то есть по справкам-расчетам на суммы 152777 рублей 70 копеек и 137678 рублей 27 копеек. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 257-258 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Удовлетворить частично заявление Масло Б.В.. Обязать отдел сельского хозяйства муниципального образования Темрюкский район выплатить Масло Б.В. денежные средства по субсидиям в размере 290464 рубля 97 копеек (двести девяносто тысяч четыреста шестьдесят четыре рубля 97 копеек). Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий С.А. Назаренко Мотивированное решение составлено 07 февраля 2011 года.
невыплаченных субсидий Масло Б.В. нарушил нормы процессуального права.
Согласно статье 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из
публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и
действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных
служащих. Однако Масло Б.В. обратился в суд с исковым заявлением (в
порядке искового производства), в то время, когда ему необходимо было
обратиться с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа
местного самоуправления.
собственности на земельный участок, так как не корректно был истолкован
Закон РФ от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», а именно,
граждане вправе осуществлять ведение ЛПХ с момента государственной
регистрации прав на земельный участок. В соответствии с Законом РФ от
21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним» документом, удостоверяющим право на землю,
является выписка из ЕГРП с выдачей гражданину свидетельства о
государственной регистрации возникших прав па недвижимое имущество.
Согласно пункту 9 статьи 3 Закона РФ от 25.10.2001 года № 197-ФЗ «О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к
документам, имеющим равную юридическую силу с записями ЕГРП относятся,
в том числе, акты, изданные органами местного самоуправления
(постановления, распоряжения, решения) в рамках их компетенции и в порядке,
установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов
на момент их издания, о предоставлении земельных участков. Однако выписка
хозяйства администрации муниципального образования Темрюкский район с
заявлением о письменном разъяснении порядка предоставлении ему субсидий
за сданное мясо в 2007 году и 1, 2, 3 квартал 2008 года. Однако в своем исковом
заявлении Масло Б.В. указал, что им подано заявление о предоставлении
субсидий за произведенную продукцию, тем самым Масло Б.В. вводит суд в
заблуждение.
Краснодарского края от 23 апреля 2009 года № 323 «О внесении изменений в
постановление главы администрации Краснодарского края от 3 марта 2008 года
№ 135 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из краевого
бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов
Краснодарского края на осуществление отдельных государственных
полномочий в области поддержки личных подсобных хозяйств на территории
Краснодарского края» субвенции органам местного самоуправления
предоставляются на субсидирование части затрат граждан, ведущих личное
подсобное хозяйство на территории Краснодарского края на производство
продукции животноводства, реализованной юридическим лицам, а также
индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным па территории
Краснодарского края, понесенных с 1 октября 2008 года.