К делу №2-944/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Темрюк 03.06.2011 г. Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Конограева А.Е., при секретаре Сергеевой Е.Ю., с участием помощника прокурора Темрюкского района Стукало А.С., представителя администрации МО Темрюкского района по доверенности Ветровой В.С., представителя Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Темрюкского района Руденко А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Темрюкского района в интересах Трегубовой Н.В. к администрации МО Темрюкского района о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Темрюкского района обратился в суд с иском в интересах Трегубовой Н.В. к администрации МО Темрюкского района о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расположенное в городе Темрюке Краснодарского края, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Свои требования обосновал тем, что Трегубова Н.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы муниципального образования Темрюкский район от 14.03.2007г. №1342 она поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Стукало А.С. поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Трегубова Н.В. в судебное заседание не явилась. Согласно телефонограмме против удовлетворения заявленных требований и рассмотрении дела в ее отсутствие не возражала. Представитель администрации МО Темрюкского района по доверенности Ветрова В.С. с заявленными требованиями не согласилась, считая их необоснованными, в связи с чем просила в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что в настоящее время администрации МО Темрюкского района средства на осуществление государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам не поступили. В списках граждан-претендентов Трегубова Н.В. значится под №9. Обязывая администрацию МО Темрюкского района предоставить Трегубовой Н.В. жилое помещение, нарушаются права и интересы других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Представителя Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Темрюкского района Руденко А.Г. при вынесении решения полагался на усмотрение суда. Представители органа опеки и попечительства, Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, приходит к следующему: В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Трегубова Н.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы муниципального образования Темрюкский район от 14.03.2007г. №1342 она поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и лети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся пол опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа дертей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ (в ред. Закона Кк от 23.07.2009г. № 1728-КЗ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципального образования Темрюкский район) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дал соответствующие разъяснения, указав, что несогласованность норм ст.8 упомянутого Федерального закона и ст.57 ЖК РФ привела к сложностям в определении ответчика по делам о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социальною найма). Верховный Суд РФ признал правильной позицию судов, которые, разрешая дела названной категории, обоснованно не соглашались с доводами органов местного самоуправления (ответчиков по делу) и удовлетворяли требования прокуроров о предоставлении вне очереди по договор) социального найма жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства. Верховным Судом РФ указано также, что большинство судов, рассматривая дела данной категории, правильно исходили из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходили к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Однако, в практике судов имелись случаи, когда ответчики, не признавая заявление прокурора в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывали на отсутствие у них свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Поэтому правильной является позиция тех судов, которые, удовлетворяя заявления прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в своих решениях о предоставлении жилого помещения по договору социального найма исходили из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчиков признавались не основанными на законе. Как установлено в судебном заседании, Трегубова Н.В. окончила ПУ №50 г. Курганинска в 2005 году. Её право на внеочередное предоставление жилого помещения предусмотрено нормами федерального законодательства (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации»). Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Учитывая вышеизложенное, а также указанные требования закона, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования. На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район предоставить Трегубовой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ гола рождения, по договору социального найма расположенное в городе Темрюке Краснодарского края жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: