Решение по иску прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района незаконным



К делу №2-1075/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 01 июня 2011 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Грачёва П.А.,

при секретаре Крапивиной Я.А.,

с участием прокурора - помощника прокурора Темрюкского района Лигачёвой А.Ю.,

главы Запорожского сельского поселения Темрюкского района Толстокорого А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Темрюкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района по непринятию мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности и об обязании администрации Запорожского сельского поселения устранить допущенные нарушения.

Свои требования прокурор обосновал тем, что в ходе проверки установлено, что на территории Запорожского сельского поселения Темрюкского района не обеспечена реализация мер пожарной безопасности администрацией поселения и в подведомственных ей организациях, а именно: не проведено обучение всех работников администрации по программе пожарно-технического минимума (Постановление главы администрации Краснодарского края №612-2000); здание администрации не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п. 3, СП 5.13130.2009 приложение А); здание администрации не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией (ППБ 01-03 п. 3, СП 3.13130.2009 таблица 2); потолок и стены на втором этаже на пути эвакуации в приемной отделаны горючей отделкой (ППБ01-03 п. 53); в помещении котельной производится хранение горючих материалов (ППБ01-03 п. 40); дверь основного эвакуационного выхода открывается не по ходу эвакуации (ППБ01-03 п. 52); планы эвакуации в административном здании выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 (ППБ 01-03 п. 16); дверь котельной административного здания не противопожарная (СНиП 21-01-97 п. 7.4.); соединение токоведущих жил в административном здании выполнено при помощи скруток (ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ п. 2.1.21); территория населенных пунктов не в полном объеме оборудованы наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения (ППБ 01-03 п. 27); сельские населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами (ППБ 01-03 п.31); естественные и искусственные водоемы не обеспечены подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п. 94); населенные пункты не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п. 114); не разработана дислокация подразделений пожарной охраны (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 76 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности», п. 3.1. СП 11.13130-2009); не разработан генеральный план поселения, учитывающий требования пожарной безопасности (ст. 65 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности»); не разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории населенных пунктов Запорожского сельского поселения и объектов муниципальной собственности (п. 2 ст. 63 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности»); не разработаны целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности (п. 3 ст. 63 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности»); не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, не оказывается содействие распространению пожарно-технических знаний(п. 8 ст. 63 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности»); не приняты меры к обеспечению населенных пунктов источниками воды для целей наружного пожаротушения п.2 ст. 63, п. 17 ст. 68 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности»); время прибытия первого подразделения к месту вызова в населенных пунктах Запорожского сельского поселения превышает 20 минут ст. 76, п. 1 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности»).

Согласно ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно положениям п.п. 3, 16, 27, 31, 40, 52, 53, 57, 94, 114 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 №313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Помимо указанных нарушений законодательства о пожарной безопасности администрацией Запорожского сельского поселения Темрюкского района нарушены требования ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закрепившей принципы противодействия терроризму, таких как: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.

Таким образом, в случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности администрацией Запорожского сельского поселения Темрюкского района минимизация последствий террористического акта не будет достигнута. В силу требований ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Статьи 45 и 46 Конституции Российской Федерации гарантируют государственную защиту прав граждан, в том числе судебную. Бездействие администрации Запорожского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав этих лиц.

В судебном заседании прокурор Лигачёва А.Ю. поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства.

Глава Запорожского сельского поселения Темрюкского района Толстокорый А.Г. в судебном заседании не признал требования прокурора, пояснив, что не согласен с некоторыми пунктами акта проверки, так он и зам.главы прошли обучение по программе пожарного минимума, так же обучили сотрудников администрации, план эвакуации у них есть, подъезды к водоемам имеются, пожарные гидранты новые. Генеральный план разрабатывает специалицированная организация.

Представитель ОНД Темрюкского района в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дне слушания дела, заявлений и ходатайств об отложении слушания дела не поступало.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из акта проверки от 18.04.2011г. в отношении администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района ОНД Темрюкского района были установлены нарушения требований пожарной безопасности: не проведено обучение всех работников администрации по программе пожарно-технического минимума (Постановление главы администрации Краснодарского края №612-2000); здание администрации не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п. 3, СП 5.13130.2009 приложение А); здание администрации не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией (ППБ 01-03 п. 3, СП 3.13130.2009 таблица 2); потолок и стены на втором этаже на пути эвакуации в приемной отделаны горючей отделкой (ППБ01-03 п. 53); в помещении котельной производится хранение горючих материалов (ППБ01-03 п. 40); дверь основного эвакуационного выхода открывается не по ходу эвакуации (ППБ01-03 п. 52); планы эвакуации в административном здании выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 (ППБ 01-03 п. 16); дверь котельной административного здания не противопожарная (СНиП 21-01-97 п. 7.4.); соединение токоведущих жил в административном здании выполнено при помощи скруток (ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ п. 2.1.21); территория населенных пунктов не в полном объеме оборудованы наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения (ППБ 01-03 п. 27); сельские населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами (ППБ 01-03 п.31); естественные и искусственные водоемы не обеспечены подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п. 94); населенные пункты не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п. 114); не разработана дислокация подразделений пожарной охраны (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 76 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности», п. 3.1. СП 11.13130-2009); не разработан генеральный план поселения, учитывающий требования пожарной безопасности (ст. 65 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности»); не разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории населенных пунктов Запорожского сельского поселения и объектов муниципальной собственности (п. 2 ст. 63 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности»); не разработаны целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности (п. 3 ст. 63 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности»); не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, не оказывается содействие распространению пожарно-технических знаний(п. 8 ст. 63 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности»); не приняты меры к обеспечению населенных пунктов источниками воды для целей наружного пожаротушения п.2 ст. 63, п. 17 ст. 68 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности»); время прибытия первого подразделения к месту вызова в населенных пунктах Запорожского сельского поселения превышает 20 минут ст. 76, п. 1 Ф3123-2008 ТР «О требованиях пожарной безопасности») (л.д.12-15).

Указанные обстоятельства нарушают требования пожарной безопасности, Федерального закона «О пожарной безопасности», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 №313 правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со ст. 63 ФЗ РФ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Принимая во внимание указанные требования Закона, обстоятельства дела, а именно, бездействие администрации Запорожского сельского поселения, в результате которого нарушаются права неопределенного круга лиц, создают угрозу жизни и здоровью граждан, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Запорожского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, а именно:

- обеспечить обучение всех работников администрации по программе пожарно-технического минимума;

- здание администрации оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

- здание администрации оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией;

- обустроить отделку потолка и стен на втором этаже на пути эвакуации в приемной противопожарные материалами;

- освободить помещение котельной от хранения горючих материалов;

- изменить направление открытия двери основного эвакуационного выхода;

- планы эвакуации в административном здании выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- установить в котельной административного здания противопожарную дверь;

- соединение токоведущих жил в административном здании выполнить не при помощи скруток;

- территория населенных пунктов в полном объеме оборудовать наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения;

- сельские населенные пункты обеспечить пожарными мотопомпами;

- естественные и искусственные водоемы обеспечить подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- населенные пункты обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- разработать дислокацию подразделений пожарной охраны;

- разработать генеральный план поселения, учитывающий требования пожарной безопасности;

- разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории населенных пунктов Запорожского сельского поселения и объектов муниципальной собственности;

- разработать целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

- организовать обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, не оказывается содействие распространению пожарно-технических знаний;

- принять меры к обеспечению населенных пунктов источниками воды для целей наружного пожаротушения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: П.А. Грачёв