решение по иску прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района незаконным



К делу №2-1076/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 08 июня 2011 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Грачёва П.А.,

при секретаре Крапивиной Я.А.,

с участием прокурора - помощника прокурора Темрюкского района Цебак А.А.,

представителя администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Подбельской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Темрюкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района по непринятию мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности и об обязании администрации Темрюкского городского поселения устранить допущенные нарушения.

Свои требования прокурор обосновал тем, что в ходе проверки прокуратурой района совместно с ОНД Темрюкского района установлено, что на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района не обеспечена реализация мер пожарной безопасности администрацией поселения и в подведомственных ей организациях, а именно: не разработан график проведения замеров сопротивления изоляции электропроводов (ПТЭ п.2.12.17); не проведено испытание электрооборудования (ППБ 01-03 п. 57,60, ПЭ п.2.12.17); на видных местах во всех помещениях не вывешены таблички с указанием номера телефона пожарной охраны (ППБ 01-03 п.13); не проведено обучение всех работников по программе пожарно-технического минимума (Постановление главы администрации Краснодарского края №612-2000); помещения администрации не оборудованы пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п. 3, СП 5.13130.2009 приложение А); помещения администрации не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией (ППБ 01-03 п. 3, СП 3.13130.2009 таблица 2); на окнах установлены глухие решетки (ППБ 01-03 п. 40); не разработаны поэтажные планы эвакуации (ППБ 01-03 п. 16); дверь второго эвакуационного выхода не оборудована запором, открывающимся изнутри без ключа (ППБ 01-03 п. 52); пути эвакуации не оборудованы эвакуационным освещением (ППБ 01-03 п. 3, СНиШЗ-05-95 п. 7.62, СНиП21.01-97* п. 6.22); стены лестничной клетки из подвала и стены коридора в подвале отделаны горючим материалом (ППБ 01-03 п. 53); дверь основного эвакуационного выхода открывается против хода эвакуации (ППБ 01-03 п. 52, СНиП 21-01-97* п. 6.17); противопожарная дверь архива установлена без учета обеспечения требуемого предела огнестойкости швов (СНиП 21-01-97 п. 5.13, 5.14); соединение токоведущих жил выполнено при помощи скруток (ППБ 01-03 п. 57, ПУЭп.2.1.21); в коридоре в полу выполнен перепад высот менее 45 см. (СНиП 21-01-97* п. 6.28); отсутствует указатель пожарного гидранта, выполненный с применением светоотражающих покрытий (ППБ 01-03 п. 90); распорядительным документом не установлен противопожарный режим (ППБ 01-03 п. 15); не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности (ППБ 01-03 п. 14); в коридоре установлены дверные коробки, сужающие ширину пути эвакуации менее 1 метра (по факту 86 см.) СНиП 21-01-97 п. 6.27); в подвале пол отделан линолеумом с неустановленными показателями пожарной опасности (СНиП 21-01-97* п. 6.25); высота эвакуационного выхода на лестнице из подвала менее 2,2 метра (по факту 1,8 метра) (СНиП 21-01-97* п. 6.27, 6.32); ширина лестничного марша из подвала менее 0,9 метра (по факту 0.86); в лестничной клетке из плоскости стены выступают трубы на высоте менее 2,2 метра (СНиП 21-01-97* п. 6.32); коридор подвального этажа не оборудован противодымной вентиляцией (СНиП 41-01-2003 п. 8.2. п.п. б); подвальный этаж не обеспечен вторым эвакуационным выходом (СНиП 21-01-97* п.6.13); выход из подвального этажа предусмотрен в коридор первого этажа (СНиП 21-01-97 п.6.9.); перед дверью второго эвакуационного выхода не предусмотрена площадка шириной не менее полуторакратной ширины дверного полотна (СНиП 31-06-2009 п. 5.5.); не предусмотрено ограждение площадки второго эвакуационного выхода (СНиП 31-06-2009 п. 5.5.); в подвале отсутствуют люки размером 0,6х0,8 метра или окна размером 0,75х1,5 метра (СНиП 31-06-2009 п. 6.10); не организована очистка территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п. (ППБ 01-03 п. 21); территории населенных пунктов не оборудованы наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения (ППБ 01-03 п. 27); сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы не обеспечены пожарными мотопомпами (ППБ 01-03 п. 31); естественные и искусственные водоемы не обеспечены подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п. 94); населенные пункты не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ01-03 п.114); не разработана дислокация подразделений пожарной охраны; разработаны не все нормативные правовые акты, устанавливающие вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а разработанные нормативные правовые акты исполняются не в полной мере; генеральный план поселения разработан без учета требования пожарной безопасности; не разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории населенных пунктов Темрюкского городского поселения и объектов муниципальной собственности; не разработаны целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, не оказывается содействие распространению пожарно-технических знаний; не приняты меры к обеспечению населенных пунктов источниками воды для целей наружного пожаротушения.

Согласно ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно положениям п.п. 3,11, 13,14,15, 16, 21, 27, 31, 40, 52, 53, 57, 60, 89, 90, 94, 96, 108, 114 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 №313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Помимо указанных нарушений законодательства о пожарной безопасности администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района нарушены требования ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закрепившей принципы противодействия терроризму, таких как: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма. Таким образом, в случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района минимизация последствий террористического акта не будет достигнута.

В силу требований ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статьи 45 и 46 Конституции Российской Федерации гарантируют государственную защиту прав граждан, в том числе судебную. Бездействие администрации Темрюкского городского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ послужило основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав этих лиц.

В судебном заседании прокурор Цебак А.А. поддержал заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства, также согласился с тем, что администрацией Темрюкского городского поселения устранены несколько пунктов нарушений, указанных в акте проверки, а именно: установлен противопожарный режим; разработана инструкция о мерах пожарной безопасности; разработаны нормативные правовые акты, устанавливающие вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; разработан генеральный план поселения; разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории населенных пунктов Темрюкского городского поселения и объектов муниципальной собственности.

Представитель Темрюкского городского поселения Темрюкского района по доверенности Подбельская О.В. в судебном заседании не признала требования прокурора, пояснив, что администрация Темрюкского городского поселения исполняет возложенные на нее обязанности, меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения принимает. В бюджете Темрюкского городского поселения Темрюкского района средства на указанные цели предусматриваются (выписка из бюджета Темрюкского городского поселения Темрюкского района на 2011 год прилагается). В отношении доводов заявителя по допущенным администрацией нарушениям законодательства она указала, что администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района заключен договор от 03 мая 2011 года №01-22/63 с ОАО «НЭСК-электросети» на выполнение следующих видов работ: измерение полного сопротивления петли фаза-ноль; проверка соединений заземлителей с заземляемыми элементами; измерение сопротивления изоляции силовой проводки; измерение сопротивления контуров заземления; оформляется заключение договора от 16 мая 2011 года с ООО «Меотида» на обучение и проверку знаний работников администрации требований нормативных документов по пожарно-техническому минимуму; оформляется заключение договора от 30 мая 2011 года с ООО «Брандмейстер» на изготовление поэтажного плана эвакуации и знаков пожарной безопасности; работы по оборудованию двери второго эвакуационного выхода запором выполнены самостоятельно специалистами администрации; работы по установке противопожарной двери архива выполнены ИП В.В. в рамках ранее заключенного договора №079 от 03.08.2010 г.; указатель пожарного гидранта фактически установлен при входе в здание администрации; издано постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 30.05.2011 № 318 «Об установлении противопожарного режима в администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района», которым установлен противопожарный режим в администрации и утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности для администрации; работы по очистке территории населенных пунктов и организаций на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района постоянно осуществляют (МБУ Темрюкского городского поселения Темрюкского района «Общественно-социальный центр», МУП «Чистый город», ООО «Жилищная компания»); в администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района оформляется заключение договора от 07.06.2011г. на выполнение работ по разработке проекта и монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в здании администрации. Информирование и оповещение населения при угрозе или возникновении пожара осуществляется: через руководителей ТОС, администраторов по работе с населением муниципального учреждения «Общественно - социальный центр» Темрюкского городского поселения Темрюкского района, с использованием звукоусиливающего оборудования в местах массового нахождения граждан. Администрацией разработаны и приняты необходимые нормативные акты в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности, за их исполнением установлен контроль, данные акты исполняются необходимым образом. Генеральный план был разработан с учетом требований Градостроительного кодекса РФ, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, иных требований действующего законодательства РФ, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц и утвержден решением Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 23.11.2010 №127. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности также были включены в генеральный план. Изданы постановления администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 11.05.2010 №285 «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Темрюкского городского поселения Темрюкского района» и от 11.05.2010 №282 «О порядке подготовки и обучения населения Темрюкского городского поселения Темрюкского района в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мерам пожарной безопасности». Издано постановление главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 14.05.2008 №150 «Об улучшении условий для забора воды из источников наружного водоснабжения в целях пожаротушения на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района», которое предусматривает, в том числе, утверждение правил учета и проверки наружного противопожарного водоснабжения, мероприятия по улучшению состояния противопожарного водоснабжения на территории городского поселения. Выполнение остальных видов работ, указанных в заявлении прокурора от 19.05.2011, в бюджете Темрюкского городского поселения Темрюкского района на 2011 год не предусмотрено. Просила суд отказать в удовлетворении заявления прокурора Темрюкского района.

Представитель ОНД Темрюкского района в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дне слушания дела, заявлений и ходатайств об отложении слушания дела не поступало.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из акта проверки №81 от 26.04.2011г. в отношении администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района ОНД Темрюкского района были установлены нарушения требований пожарной безопасности: не разработан график проведения замеров сопротивления изоляции электропроводов (ПТЭ п.2.12.17); не проведено испытание электрооборудования (ППБ 01-03 п. 57,60, ПЭ п.2.12.17); на видных местах во всех помещениях не вывешены таблички с указанием номера телефона пожарной охраны (ППБ 01-03 п.13); не проведено обучение всех работников по программе пожарно-технического минимума (Постановление главы администрации Краснодарского края №612-2000); помещения администрации не оборудованы пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п. 3, СП 5.13130.2009 приложение А); помещения администрации не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией (ППБ 01-03 п. 3, СП 3.13130.2009 таблица 2); на окнах установлены глухие решетки (ППБ 01-03 п. 40); не разработаны поэтажные планы эвакуации (ППБ 01-03 п. 16); дверь второго эвакуационного выхода не оборудована запором, открывающимся изнутри без ключа (ППБ 01-03 п. 52); пути эвакуации не оборудованы эвакуационным освещением (ППБ 01-03 п. 3, СНиШЗ-05-95 п. 7.62, СНиП21.01-97* п. 6.22); стены лестничной клетки из подвала и стены коридора в подвале отделаны горючим материалом (ППБ 01-03 п. 53); дверь основного эвакуационного выхода открывается против хода эвакуации (ППБ 01-03 п. 52, СНиП 21-01-97* п. 6.17); противопожарная дверь архива установлена без учета обеспечения требуемого предела огнестойкости швов (СНиП 21-01-97 п. 5.13, 5.14); соединение токоведущих жил выполнено при помощи скруток (ППБ 01-03 п. 57, ПУЭп.2.1.21); в коридоре в полу выполнен перепад высот менее 45 см. (СНиП 21-01-97* п. 6.28); отсутствует указатель пожарного гидранта, выполненный с применением светоотражающих покрытий (ППБ 01-03 п. 90); распорядительным документом не установлен противопожарный режим (ППБ 01-03 п. 15); не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности (ППБ 01-03 п. 14); в коридоре установлены дверные коробки, сужающие ширину пути эвакуации менее 1 метра (по факту 86 см.) СНиП 21-01-97 п. 6.27); в подвале пол отделан линолеумом с неустановленными показателями пожарной опасности (СНиП 21-01-97* п. 6.25); высота эвакуационного выхода на лестнице из подвала менее 2,2 метра (по факту 1,8 метра) (СНиП 21-01-97* п. 6.27, 6.32); ширина лестничного марша из подвала менее 0,9 метра (по факту 0.86); в лестничной клетке из плоскости стены выступают трубы на высоте менее 2,2 метра (СНиП 21-01-97* п. 6.32); коридор подвального этажа не оборудован противодымной вентиляцией (СНиП 41-01-2003 п. 8.2. п.п. б); подвальный этаж не обеспечен вторым эвакуационным выходом (СНиП 21-01-97* п.6.13); выход из подвального этажа предусмотрен в коридор первого этажа (СНиП 21-01-97 п.6.9.); перед дверью второго эвакуационного выхода не предусмотрена площадка шириной не менее полуторакратной ширины дверного полотна (СНиП 31-06-2009 п. 5.5.); не предусмотрено ограждение площадки второго эвакуационного выхода (СНиП 31-06-2009 п. 5.5.); в подвале отсутствуют люки размером 0,6х0,8 метра или окна размером 0,75х1,5 метра (СНиП 31-06-2009 п. 6.10); не организована очистка территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п. (ППБ 01-03 п. 21); территории населенных пунктов не оборудованы наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения (ППБ 01-03 п. 27); сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы не обеспечены пожарными мотопомпами (ППБ 01-03 п. 31); естественные и искусственные водоемы не обеспечены подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п. 94); населенные пункты не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ01-03 п.114); не разработана дислокация подразделений пожарной охраны; разработаны не все нормативные правовые акты, устанавливающие вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а разработанные нормативные правовые акты исполняются не в полной мере; генеральный план поселения разработан без учета требования пожарной безопасности; не разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории населенных пунктов Темрюкского городского поселения и объектов муниципальной собственности; не разработаны целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, не оказывается содействие распространению пожарно-технических знаний; не приняты меры к обеспечению населенных пунктов источниками воды для целей наружного пожаротушения. (л.д.16-20). По выявленным нарушениям в отношении администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района был составлен протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 26.04.2011 г. (л.д.11-14).

Указанные обстоятельства нарушают требования пожарной безопасности, Федерального закона «О пожарной безопасности», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 №313 правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со ст. 63 ФЗ РФ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Как следует из представленных представителем Темрюкского городского поселения Темрюкского района документов: генеральный план Темрюкского городского поселения Темрюкского района утвержден решением Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 23.11.2010 №127; постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 30.05.2011 № 318 «Об установлении противопожарного режима в администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района» установлен противопожарный режим в администрации и утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности для администрации; разработаны и приняты необходимые нормативные акты в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности (распоряжение администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 16.05.2011 №143-р «О мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района в весенне-летнем пожароопасном периоде 2011 года», решение Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 14 декабря 2010 года №151, постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 11.05.2010 №285 «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Темрюкского городского поселения Темрюкского района», постановление главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 14.05.2008 №150 «Об улучшении условий для забора воды из источников наружного водоснабжения в целях пожаротушения на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района», постановление главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 03.07.2006 №44 «О привлечении сил и средств для тушения пожаров на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района», постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 30.05.2011 № 318 «Об установлении противопожарного режима в администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района», постановление главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 14.05.2008 №151 «Об улучшении организации оповещения населения и подразделений ГПС о пожаре на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района»); разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории населенных пунктов Темрюкского городского поселения Темрюкского района и объектов муниципальной собственности (постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 11.05.2010 №285 «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Темрюкского городского поселения Темрюкского района»).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Темрюкского городского поселения устранены несколько пунктов нарушений, указанных в акте проверки, а именно: установлен противопожарный режим; разработана инструкция о мерах пожарной безопасности; разработаны нормативные правовые акты, устанавливающие вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; разработан генеральный план поселения; разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории населенных пунктов Темрюкского городского поселения и объектов муниципальной собственности, в связи с чем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении этой части заявленных прокурором требований.

Принимая во внимание указанные требования Закона, обстоятельства дела, а именно, бездействие администрации Темрюкского городского поселения, в результате которого нарушаются права неопределенного круга лиц, создают угрозу жизни и здоровью граждан, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, в остальной части заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района незаконным - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, а именно:

- разработать график проведения замеров сопротивления изоляции электропроводов;

- провести испытание электрооборудования;

- на видных местах во всех помещениях вывесить таблички с указанием номера телефона пожарной охраны;

- провести обучение всех работников по программе пожарно-технического минимума;

- помещения администрации оборудовать пожарной сигнализацией;

- помещения администрации оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией;

- демонтировать глухие решетки в окнах;

- разработать поэтажные планы эвакуации;

- оборудовать дверь второго эвакуационного выхода запором, открывающимся изнутри без ключа;

- пути эвакуации оборудовать эвакуационным освещением;

- демонтировать со стен лестничной клетки из подвала и стен коридора в подвале отделку горючим материалом;

- изменить направление открытия дверь основного эвакуационного выхода по ходу эвакуации;

- установить противопожарную дверь архива с учетом обеспечения требуемого предела огнестойкости швов;

- выполнить соединение токоведущих жил при помощи скруток в соответствии с требованиями законодательства;

- устранить в коридоре в полу перепад высот менее 45 см.;

- установить указатель пожарного гидранта, выполненный с применением светоотражающих покрытий;

- в коридоре устранить дверные коробки, сужающие ширину пути эвакуации менее 1 метра;

- изменить в подвале отделку пола на линолеум с установленными показателями пожарной опасности;

- изменить высоту эвакуационного выхода на лестнице из подвала более 2,2 метра;

- установить ширину лестничного марша из подвала более 0,9 метра;

- устранить выступление трубы на высоте менее 2,2 метра в лестничной клетке из плоскости стены;

- коридор подвального этажа оборудовать противодымной вентиляцией;

- подвальный этаж обеспечить вторым эвакуационным выходом

- обеспечить выход из подвального этажа в соответствии с требованиями законодательства;

- перед дверью второго эвакуационного выхода обеспечить площадку шириной не менее полуторакратной ширины дверного полотна;

- предусмотреть ограждение площадки второго эвакуационного выхода;

- установить в подвале люки размером 0,6х0,8 метра или окна размером 0,75х1,5 метра;

- организовать очистку территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п.;

- территории населенных пунктов оборудовать наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения;

- сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы обеспечить пожарными мотопомпами;

- естественные и искусственные водоемы обеспечить подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- населенные пункты обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- разработать дислокацию подразделений пожарной охраны;

- разработанные нормативные правовые акты, устанавливающие вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения исполняются не в полной мере;

- разработать целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности ;

- организовать обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, не оказывается содействие распространению пожарно-технических знаний;

- принять меры к обеспечению населенных пунктов источниками воды для целей наружного пожаротушения.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 10.06.2011 года.

Председательствующий: П.А. Грачёв