Решение по иску Урбанович О.Н. о признании действий главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконными и о включении её в список



К делу № 2-139/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 14 января 2011 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шеремет Ю.Н.,

при секретаре Булаховой М.В.,

с участием заявителя Урбанович О.Н., её представителя Хамидовой В.Д.,

представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности Кайгородцева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Урбанович О.Н. о признании действий главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконными и о включении её в список сособственников земельных паев АФ «Таманская» путём внесения изменений в постановление «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» или путём вынесения постановления главы администрации муниципального образования Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Таманская»,

У С Т А Н О В И Л :

Урбанович О.Н. обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просит восстановить пропущенный срок для обжалования действий (бездействия) органа местного самоуправления, признать действия главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконными и включить её в список сособственников земельных паев АФ «Таманская» путём внесения изменений в постановление «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» или путём вынесения постановления главы администрации муниципального образования Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Таманская».

Свои требования Урбанович О.Н. обосновала тем, что с 23.11.1990 года, с момента принятии Закона РСФСР № 374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 года № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краёв, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992 года сформировать республиканские, краевые, областные, автономные области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов.

Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

При реорганизации совхоза «Таманский» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).

В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включается только работники колхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Заявительница в списках сособственников земельных паёв, утверждённых постановлением главы администрации Темрюкского района, не значится. Тем самым, по её мнению, был нарушен Указ Президента Российской Федерации от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».

Считает, что действия (бездействие) главы администрации Темрюкского района об утверждении списка сособственников земельных паёв АФ «Таманская» путём вынесения соответствующего постановления о выделении земельных паёв в собственность, в результате вынесения которого она не была включена в списки лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного пая, незаконно, так как при вынесении данного постановления, она – Урбанович О.Н. – работник социальной сферы на селе, лишилась права на бесплатное получение в собственность земли.

Поскольку департаментом имущественных отношений Краснодарского края и администрацией МО Темрюкский район заявительнице было отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельной доли, со ссылкой на то, что земельным законодательством Российской Федерации установлен принцип платности пользования землями сельскохозяйственного назначения, она просит суд восстановить её нарушенное право на получение в собственность земельной доли бесплатно.

В судебном заседании заявительница Урбанович О.Н. и её представитель Хамидова В.Д., участвующая в судебном заседании по ходатайству заявителя, поддержали заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Также Урбанович О.Н. дополнила, что о нарушенном праве ей стало известно в 2009 году.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Темрюкский район – Кайгородцев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что в случае установления судом права заявительницы быть включённой в списки сособственников земельных паёв, составленных при проведении реорганизации колхозов и совхозов, администрация МО Темрюкский район не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края, будучи извещённым, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. Заявлений об отложении слушания дела, либо о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента, в суд не поступало.

Представитель Темрюкского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В адресованном суду заявлении представитель Фисенко Е.А. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Отдела.

Суд, на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

С 23.11.1990 года с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

При реорганизации совхоза «Таманский» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г. №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Согласно сообщению начальника архивного отдела администрации МО Темрюкский район Т.А. от 06.12.2010 года, заявительница Урбанович О.Н. в списках сособственников земельных паёв, утверждённых постановлением главы администрации Темрюкского района от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская», за № 135, не значится.

На момент формирования списков сособственников земельных долей АФ «Таманская» и утверждения этих списков заявительница работала в социальной сфере. Данный вывод суда подтверждается исследованной в судебном заседании трудовой книжкой (копия приобщена к материалам дела).

Согласно записям трудовой книжки Урбанович О.Н. работала закройщиком на предприятии «Радуга-2» ст. Тамань Краснодарского края.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск данного срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с п.24 Постановления № 2 Пленума Верховного суда от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.1992г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы. Но в суд заявительница обратилась лишь 13.12.2010 года, то есть спустя более 18 лет.

Заявителем не предоставлены доказательства уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления. В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявления по основаниям пропуска срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении заявления Урбанович О.Н. о признании действий главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконными и о включении её в список сособственников земельных паев АФ «Таманская» путём внесения изменений в постановление «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» или путём вынесения постановления главы администрации муниципального образования Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Таманская», в связи с пропуском без уважительных причин срока давности, установленного Федеральным Законом для защиты права и обращения в суд.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Ю.Н. Шеремет

Мотивированное решение составлено 19 января 2011 года.