Решение по иску Кальченко А.С. к ООО АФ «Таманская» и Администрация МО Темрюкский район о признании права собственности на земельную долю



К делу № 2-813/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 01 июня 2011 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Назаренко С.А.,

при секретаре Гуржий В.А.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Темрюкский район по доверенности Кайгородцева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Кальченко А.С. к ООО АФ «Таманская» и Администрация МО Темрюкский район о признании права собственности на земельную долю,

У С Т А Н О В И Л:

Кальченко А.С. обратилась в Темрюкский районный суд с иском к ООО «Агрофирма «Таманская» и администрации МО Темрюкский район о признании права собственности на земельную долю в размере 1,87 га в праве общедолевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный в границах Таманского сельского округа земли бывшей Агрофирмы «Таманская».

Свои требования Кальченко А.С. обосновала тем, что при реорганизации совхоза «Таманская», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г. №213 «О порядке установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственным предприятий, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Заявитель в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района, не значится.

Считает, что она незаконно не была включена в списки лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного пая, так как при вынесении данного постановления она лишилась права на бесплатное получение в собственность земли.

В связи с тем, что восстановить свое нарушенное право на получение в собственность земельной доли бесплатно Кальченко А.С. может только в судебном порядке, так как Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал им предоставить бесплатно в собственность земельный пай, объяснив тем, что ЗК РФ установлен принцип платности использования земель сельскохозяйственного назначения, а администрация муниципального образования Темрюкский район рекомендовала обратиться в суд за защитой нарушенных прав, заявитель просит восстановить пропущенный срок для обжалования действий органа местного самоуправления.

В судебном заседании заявитель Кальченко А.С. поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства.

Представитель Темрюкского отдела Управления ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представитель по доверенности Комарова Ю.Н. представила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Темрюкский район – Кайгородцев А.А., действующий на основании доверенности, пояснил суду, что в соответствии с п.9 Постановления Правительства № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. В случае установления судом права заявителей быть включенными в списки сособственников земельных паев, составленных при реорганизации колхозов и совхозов, администрация МО Темрюкский район не возражает против удовлетворения заявленных требований. В то же время указ Президента от 02.03.1992 № 213, указ Президента от 27.12.1991 № 323, постановления Правительства от 29.12.1991 № 86, на которые ссылаются заявители, утратили силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.12.2002г. № 912 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения» и в соответствии с указом Президента РФ от 25.02.2003г. № 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации». В соответствии с ст.1 ГК РФ основным принципом земельного законодательства провозглашен принцип платности. Действующим законодательством не закреплено наделение граждан землей бесплатно.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления Кальченко А.С.

С 23.11.1990 г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

При реорганизации совхоза «Таманская» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г. №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Заявитель в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района от 18.08.1994г. за №1043, не значится. На момент формирования списков сособственников земельных долей АФ «Таманская» и утверждения этих списков Кальченко А.С. являлась работником АФ «Таманская». Данный вывод суда подтверждается исследованной в судебном заседании трудовой книжкой (копия приобщена к материалам дела).

Согласно записям трудовой книжки Кальченко А.С. 13.04.1993г. принята в отд. №2 рабочей временно, 23.06.1993г. уволена по окончанию срока трудового договора, 24.01.1994г. принята в отд. №2 рабочей временно, 28.01.1994г. переведена постоянно рабочей отд. №2, 03.06.1976г. переведена в отдел виноградарем, 20.10.1977г. уволена по собственному желанию, 01.10.2003г. принят на работу подменной дояркой на период декретного отпуска, 15.07.2004г. уволена по собственному желанию.

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. На основании статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Списки сособственников земельных паев формировались до 1995г., вывешивались на стендах, были общедоступны для обозрения.

Как установлено в судебном заседании до 1995 года работники АФ «Таманская», которые считали, что их право на бесплатное наделение земельной долей нарушено, обращались в администрацию агрофирмы с письменными заявлениями и были включены в дополнительные списки сособственников земельных долей, утвержденных Постановлением главы Темрюкского района. Истица не смогла предоставить суду доказательств обращения в АФ «Таманскую» с заявлением о включении в списки сособственников земельных долей. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991г. №323 и ряда постановлений, в том числе и постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Правительства РФ от 04.09.92г. №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, истцы знали о бесплатном наделении земельной долей в силу общей публичности осуществления приватизации колхоза. Но в суд, с иском к агрофирме «Таманская» о признании права собственности на земельную долю обратилась лишь в 2011 году.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (п. 26 Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 года №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского Кодекса РФ об исковой давности»).

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч.4 ст.198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

Истицей не предоставлено доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения с заявлением в суд, в связи с чем, суд отказывает в требованиях по основаниям пропуска срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении искового заявления Кальченко А.С. о признании права собственности на земельную долю в связи с пропуском без уважительных причин срока давности, установленного Федеральным Законом для защиты права и обращения в суд.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: С.А. Назаренко