Решение по иску прокурора Темрюкского района о признании незаконным бездействия администрации Ахтанизовского сельского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения.



.....

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 5 сентября 2011 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Шинкаревой Л.И.,

с участием помощника прокурора Темрюкского района Стукало А.С.,

представителя администрации Ахтанизовского сельского поселения Бондаренко А.В.,

представителя ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району Луценко Р.И.,

при секретаре Люсой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Темрюкского района о признании незаконным бездействия администрации Ахтанизовского сельского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Темрюкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием о признании незаконным бездействия администрации Ахтанизовского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения на территории данного сельского поселения.

Одновременно прокурор просил обязать администрацию Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района устранить в полном объеме допущенные нарушения.

Заявленные требования обоснованы тем, что прокуратурой Темрюкского района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району проведена проверка исполнения администрацией Ахтанизовского сельского поселения своих полномочий в рамках обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлен ряд нарушений. Так, в декабре 2010 года отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела внутренних дел по Темрюкскому району было произведено обследование улично-дорожной сети Ахтанизовского сельского поселения, по результатам которого 10.12.2010 года в адрес администрации поселения внесено предписание № 145. 11.05.2011 года ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району проведена проверка исполнения ранее выданного предписания, в ходе которой установлено, что до настоящего времени не выполнены некоторые пункты предписания.

По фактам выявленных нарушений 19.05.2011 года ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району в отношении юридического лица – администрации Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого виновное лицо привлечено к административной ответственности.

В силу закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение требований предписания ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району свидетельствует о допущенных администрацией поселения нарушениях ч. 2 ст. 12, ст. 22 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которым обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Указанное бездействие, невыполнение обязанностей по обеспечению должного уровня содержания улично-дорожной сети населенных пунктов Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района может привести к жертвам среди участников дорожного движения, в связи с чем, нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Стукало А.С. представила уточненное исковое заявление, которое поддержала полностью и просила признать незаконным бездействие администрации Ахтанизовского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения на территории данного сельского поселения и обязать администрацию Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района в срок до 01.03.2012 года устранить допущенные нарушения, ссылаясь на те же обстоятельства.

Глава Сенного сельского поселения Темрюкского района Бондаренко А.В. не согласился с исковыми требованиями и пояснил, что устранить все нарушения до 01.03.2012 года не представляется возможным, поскольку для проведения некоторых работ необходимы большие финансовые затраты. Принята целевая программа «Реконструкция, капремонт и ремонт улично-дорожной сети Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района на 2011-2015 годы», в рамках которой все указанные в акте проверки замечания будут устранены. На реализацию данной программы администрацией сельского поселения заложены финансовые средства в размере 144100 рублей. Так, в пределах средств в бюджете поселения постоянно ведутся работы по обеспечению нормального уровня содержания улично-дорожной сети населенных пунктов Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района. В 2010 году была произведена установка дорожных знаков в Ахтанизовском сельском поселении на сумму 272500 рублей. Установлено уличное освещение по переулкам Кооперативный, Безымянный, улицам Степной и 8 Марта на сумму 109982 рубля. Установлено 24 уличных светильника. А также проведены и другие работы. Необходимо установить 390 знаков в соответствии с дислокацией поселения. При этом установка одного дорожного знака составляет 14500 рублей, поэтому на установку дорожных знаков понадобится более 5000000 рублей, а это в то время когда бюджет Ахтанизовского сельского поселения составляет всего 8000000 рублей. На благоустройство дорог сельского поселения в настоящее время возможно израсходовать 100000 рублей. Кроме того, были заасфальтированы две улицы, стоимость работ составила 2000000 рублей. Для ремонта обочин необходима специальная техника, которой они не располагают. Окраска стоек дорожных знаков должна производится специальной краской, и данные работы будут проведены по мере поступления средств в бюджете поселения. Устранить ямочность на дорогах сельского поселения также возможно только по мере поступления денежных средств на эти цели из соответствующего бюджета. Администрация Ахтанизовского сельского поселения участвует в федеральных и краевых программах, так как своим местным бюджетом оплатить все работы не в состоянии. Что касается смотрового колодца, то он принадлежит частному лицу, который и должен заниматься его охраной. Покос травы производился последний раз в августе. На момент проверки все обочины были окошены.

Представитель ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району Луценко Р.И. поддержал требования прокурора и просил их удовлетворить, поскольку администрацией Ахтанизовского сельского поселения не уделяется должного внимания вопросам организации дорожного движения и как следствие, обеспечению безопасности дорожного движения. Комплексные комиссионные проверки улично-дорожной сети каждого поселения проводится дважды в год. В ходе проведенного анализа установлено, что недостатки улично-дорожной сети Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района указанные в иске прокурором Темрюкского района администрацией Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района не устраняются, начиная с 2009 года, что подтверждается ежегодными актами комплексных комиссионных проверок улично-дорожной сети Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района, а именно: не осуществляется установка дорожных знаков, а там где таковые присутствуют, не производится окраска стоек, устранение ямочности асфальтобетонного покрытия производится с нарушением требований нормативных документов. Так, например администрация Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района предпочитает засыпать выбоину (яму) околом, что влечет дополнительные денежные затраты и непосредственную угрозу в обеспечении безопасности дорожного движения, ввиду воздействия внешних природных факторов и динамических нагрузок транспортных средств. Также имеет место неудовлетворительное состояние обочин на некоторых улицах данного сельского поселения. За указанные нарушения администрация поселения привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Возможно установление дорожных знаков своими силами, устройство которых будет менее затратным. На счет смотрового колодца, ОГИБДД не выясняет, чей именно это колодец, а выявляет имеющиеся недостатки, которые должна устранить администрация сельского поселения либо установить собственника и взыскать с него расходы на ремонт смотрового колодца. Указанный колодец по ул. 8 Марта в ст. Ахтанизовской расположен на проезжей части дороги и он не соответствует ГОСТ 52289-2004. Окраска стоек дорожных знаков и ремонт обочин дорог не требует особых материальных затрат и применения специальных средств и техники. Другие администрации сельских поселений Темрюкского района стараются своевременно выполнять все предписания по обеспечению должного уровня содержания улично-дорожной сети, а администрация Ахтанизовского сельского поселения на протяжении нескольких лет бездействует в части устранения некоторых нарушений, при этом всегда ссылаясь на отсутствие денежных средств в бюджете на эти цели.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к бездействиям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие бездействия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст.ст. 10, 12, 13, 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог возложена на ее владельца.

Как следует из актов комплексной проверки улично-дорожной сети Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района от 11.05.2009 года, 11.05.2010 года, каждый раз комиссией выявлялись нарушения в обеспечении должного уровня содержания улично-дорожной сети поселения, в связи с чем администрации Ахтанизовского сельского поселения предлагалось принять все необходимые меры к устранению выявленных недостатков. Кроме того, ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району 10.12.2010 года в отношении администрации Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района было вынесено предписание № 145 по срокам выполнения мероприятий по устранению недостатков, указанных в акте проверки.

Однако указанные в акте недостатки полностью устранены так не были. При проведении 11.05.2011 года следующей комплексной проверки улично-дорожной сети Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района комиссией, наряду с новыми, были выявлены те же нарушения, в связи с чем было предложено принять незамедлительные меры к устранению выявленных недостатков.

Так, в ходе проверки было установлено, что до настоящего времени не выполнены следующие пункты предписания:

- не установлены дорожные знаки 2.1 и 2.4 (ГОСТ 52289- 2004) на пересечении улицы Таманской и переулков Пролетарский, Спортивный, Береговой, Северный, улицы Красная и переулков Береговой, Безымянный, улицы Октябрьская и переулков Гервасия, Комсомольский, Кооперативный, Пионерский, Строительный, переулка Кузнечный и улицы Советская, улицы Батурина и переулков Кузнечный, Строительный, Комсомольский, Кооперативный, улицы 8-го Марта и переулка Безымянный, улицы Школьная и переулков Береговой, Безымянный, улицы Азовская и переулков Пролетарский, Октябрьский в ст. Ахтанизовской, улицы Комсомольская и переулков Морского, Первомайский, Лазурный, улицы Садовая и переулка Лазурный, улицы Чапаева и улицы Лермонтова в пос. Пересыпь, улицы Таманская и улиц Мира, Ст. Разина, Победы, улицы Морская и улиц Советская, улиц Победы и Красная, улиц Советская, Мира, Ст. Разина, Победы в пос. За Родину;

-                           не произведен ремонт обочин и не устранена ямочность дорожного покрытия на всем протяжении улиц Таманская, Школьная, Красная, Октябрьская, Батурина, 8-го Марта, Школьная, Азовская, переулков Пролетарский, Кузнечный, Береговой, Кооперативный, Спортивный в ст. Ахтанизовской, улиц Комсомольская, Чапаева, Лермонтова, Степная, Водная, переулков Морской, Приморский, Степной, Первомайский в пос. Пересыпь, улиц Таманская, Победы, Советская в пос. За Родину;

-                           не приведен в соответствие с ГОСТ 52289-2004 смотровой колодец по улице 8-го Марта напротив дома №10/1 в ст. Ахтанизовская;

-                           на всех указанных улицах не произведена окраска стоек дорожных знаков и не произведен покос травы на обочинах.

По фактам выявленных нарушений 19.05.2011 года ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району в отношении юридического лица – администрации Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением мирового судьи судебного участка № 209 Темрюкского района от 10.06.2011 года администрации Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района привлечена к административной ответственности.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления в обеспечении должного уровня содержания улично-дорожной сети и безопасности дорожного движения на территории сельского поселения на протяжении нескольких лет является незаконным, нарушает федеральное законодательство, а также права и интересы граждан, проживающих на территории данного сельского поселения.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

В силу закона администрация сельского поселения вправе направлять средства из своего бюджете только на цели, предусмотренные статьями бюджета и в пределах сумм статей, утвержденных на очередной финансовый год, исходя из наличия средств бюджета и недопустимости использования средств бюджета на иные цели.

Как пояснил глава Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района, указанные нарушения не устранены ввиду недостаточного финансирования, отсутствия специальной техники и специальных средств.

Однако, как установлено в судебном заседании окраска стоек дорожных знаков и ремонт обочин дорог не требует особых материальных затрат и применения специальных средств и техники и данные виды работ могут быть произведены до 01.03.2012 года, также как и работы по приведению смотрового колодца по ул. 8-го Марта в ст. Ахтанизовской в соответствие с ГОСТ 52289-2004.

Доводы главы Ахтанизовского сельского поселения о том, что смотровой колодец не принадлежит администрации и находит в собственности иных лиц, не может быть принят во внимание, поскольку смотровой колодец находится на проезжей части дороги и его состояние угрожает безопасности движения, которая находится в сфере ответственности администрации.

В данной ситуации администрация вправе понудить собственника произвести ремонт колодца или произвести ремонт за свой счет и взыскать затраченные средства в порядке регресса с собственника.

Ввиду большого количества дорожных знаков, подлежащих установке на территории Ахтанизовского сельского поселения, работы по их установке могут быть проведены до 01.03.2012 года, но в пределах денежных средств выделяемых на эти цели в бюджете Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района.

Учитывая большой объем финансовых затрат на проведение работ по устранению ямочности дорожного покрытия, а также недостаточность денежных средств для производства указанных работ в бюджете Ахтанизовского сельского поселения и средств, поступающих из других бюджетов на эти цели, суд считает необходимым обязать администрации Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района устранить указанные нарушения безотлагательно по мере поступления денежных средств из соответствующего бюджета на эти цели.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 258, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения на территории данного сельского поселения.

Обязать администрацию Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района в срок до 01.03.2012 года:

1) установить дорожные знаки 2.1 и 2.4 (ГОСТ 52289-2004) на пересечении улицы Таманской и переулков Пролетарский, Спортивный, Береговой, Северный, улицы Красная и переулков Береговой, Безымянный, улицы Октябрьская и переулков Гервасия, Комсомольский, Кооперативный, Пионерский, Строительный, переулка Кузнечный и улицы Советская, улицы Батурина и переулков Кузнечный, Строительный, Комсомольский, Кооперативный, улицы 8-го Марта и переулка Безымянный, улицы Школьная и переулков Береговой, Безымянный, улицы Азовская и переулков Пролетарский, Октябрьский в ст. Ахтанизовской, улицы Комсомольская и переулков Морского, Первомайский, Лазурный, улицы Садовая и переулка Лазурный, улицы Чапаева и улицы Лермонтова в пос. Пересыпь, улицы Таманская и улиц Мира, Ст. Разина, Победы, улицы Морская и улиц Советская, улиц Победы и Красная, улиц Советская, Мира, Ст. Разина, Победы в пос. За Родину согласно дислокации в пределах денежных средств, выделенных на эти цели в бюджете;

2) произвести ремонт обочин на всем протяжении улиц Таманская, Школьная, Красная, Октябрьская, Батурина, 8-го Марта, Школьная, Азовская, переулков Пролетарский, Кузнечный, Береговой, Кооперативный, Спортивный в ст. Ахтанизовской, улиц Комсомольская, Чапаева, Лермонтова, Степная, Водная, переулков Морской, Приморский, Степной, Первомайский в пос. Пересыпь, улиц Таманская, Победы, Советская в пос. За Родину;

3) привести в соответствие с ГОСТ 52289-2004 смотровой колодец по ул. 8-го Марта напротив дома № 10/1 в ст. Ахтанизовская;

4) на всех указанных улицах произвести окраску стоек дорожных знаков и покос травы на обочинах.

Устранение ямочности на всем протяжении улиц Таманская, Школьная, Красная, Октябрьская, Батурина, 8-го Марта, Школьная, Азовская, переулков Пролетарский, Кузнечный, Береговой, Кооперативный, Спортивный в ст. Ахтанизовской, улиц Комсомольская, Чапаева, Лермонтова, Степная, Водная, переулков Морской, Приморский, Степной, Первомайский в пос. Пересыпь, улиц Таманская, Победы, Советская в пос. За Родину, а также установление дорожных знаков, не установленных до 01.03.2012 года, указанных в п. 1 настоящего решения, произвести безотлагательно по мере поступления денежных средств из соответствующего бюджета на эти цели.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: