Решение по иску прокурора Темрюкского района о признании незаконным бездействия администрации Сенного сельского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения.



К делу 2-1551/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 24 августа 2011 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Шинкаревой Л.И.,

с участием помощника прокурора Темрюкского района Цебак А.А.,

представителя администрации Сенного сельского поселения Чумак О.В.,

представителя ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району Землекова И.И.,

при секретаре Люсой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Темрюкского района о признании незаконным бездействия администрации Сенного сельского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Темрюкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием о признании незаконным бездействия администрации Сенного сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения на территории данного сельского поселения.

Одновременно прокурор просил обязать администрацию Сенного сельского поселения Темрюкского района устранить в полном объеме допущенные нарушения.

Заявленные требования обоснованы тем, что прокуратурой Темрюкского района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району проведена проверка исполнения администрацией Сенного сельского поселения своих полномочий в рамках обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлен ряд нарушений. Так, в ноябре 2010 года отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела внутренних дел по Темрюкскому району было произведено обследование улично-дорожной сети Сенного сельского поселения, по результатам которого 10.12.2010 года в адрес администрации поселения внесено предписание № 153. 19.05.2011 года ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району проведена проверка исполнения ранее выданного предписания, в ходе которой установлено, что до настоящего времени не выполнены некоторые пункты предписания.

По фактам выявленных нарушений 25.04.2011 года ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району в отношении юридического лица – администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, которое в настоящее время находится на рассмотрении.

В силу закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение требований предписания ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району свидетельствует о допущенных администрацией поселения нарушениях ч. 2 ст. 12, ст. 22 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которым обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Указанное бездействие, невыполнение обязанностей по обеспечению должного уровня содержания улично-дорожной сети населенных пунктов Сенного сельского поселения Темрюкского района может привести к жертвам среди участников дорожного движения, в связи с чем, нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Цебак А.А., поддержал заявленные требования и просил признать незаконным бездействие администрации Сенного сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения на территории данного сельского поселения и обязать администрацию Сенного сельского поселения Темрюкского района в срок до 01.03.2012 года устранить допущенные нарушения, ссылаясь на те же обстоятельства.

Глава Сенного сельского поселения Темрюкского района Чумак О.В. согласился с исковыми требованиями частично и пояснил, что устранить все нарушения до 01.03.... не представляется возможным, поскольку для проведения некоторых работ необходимы большие финансовые затраты. Кроме того, на протяжении последних лет ежегодно выделяются средства на обеспечение безопасности дорожного движения. Так, 2008 году установлены дорожные знаки на территории Сенного сельского поселения (50 шт.), расходы по установке составили 234110,36 рублей. В 2009 году произведен ремонт дорожного полотна в пос. Соленый на протяжении улиц Верхняя и Центральная, в пос. Приморский на протяжении улиц 50 лет Октября, Гагарина, Космонавтов, расходы по ремонту составили 1487028 рублей. Также был произведен ремонт тротуара по улице Ленина в пос. Сенной на сумму 226004,80 рублей, произведено устройство рыночной площадки и тротуара в пос. Сенной по улице Ленина на сумму 96656 рублей, произведен ямочный ремонт по улице Ленина в пос. Сенной на сумму 889546,90 рублей, произведена установка дорожных знаков в пос. Сенной (28 шт.) на сумму 96818 рублей. В 2010 году произведена реконструкция (капитальный ремонт) и ремонт улично-дорожной сети в Сенном сельском поселении на сумму 4315453 рублей. На строительство пешеходных дорожек по улицам Гагарина, 50 лет Октября, 383 Стрелковой Дивизии в пос. Приморский разработаны сметы на общую сумму 6147 920 рублей, при том, что в 2010-2011 годах не было программ по софинансированию строительства пешеходных дорожек, в связи с чем производился только ремонт дорожного полотна. В 2012 году планируется участие в федеральных и краевых программах, так как своим местным бюджетом не в состоянии оплатить полностью строительство пешеходных дорожек. Кроме того, планируется установить искусственное освещение по ул. Гагарина, ул. 50 лет Октября и 383 Стрелковой Дивизии в пос. Приморский. Дислокация пос. Сенной находится в стадии разработки, дорожные знаки и указатели с названием улиц и номерами домов планируется установить до 01.03.2012 года. На устранение ямочности по улице Коммунистической в пос. Сенной необходимо около 250000 рублей, по улице Гагарина в пос. Приморский – 800000 рублей, по улице Ленина в пос. Приморский – 130000 рублей. А согласно заключению ИП Д.В. № 16 от 23.08.2011 года по улице Победы в пос. Сенной требуется капитальный ремонт дорожного полотна на сумму – 1785 000 рублей, а по улице Набережной в пос. Приморский – 4 650 000 рублей. В то время как бюджет Сенного сельского поселения в 2011 году составил всего 12 673 900 рублей. Все работы требуют больших затрат, около 14 000 000 рублей. Поэтому при формировании бюджета на 2012 год будут закладываться средства на ямочной и капитальный ремонт дорог, однако выполнение этих работ в срок до 1.03.12 года невозможно из-за отсутствия денежных средств. Другие работы, указанные в заявлении прокурора, администрация Сенного сельского поселения произведет в указанный срок.

Представитель ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району Землеков И.И. поддержал требования прокурора и просил их удовлетворить, поскольку администрацией Сенного сельского поселения не уделяется должного внимания вопросам организации дорожного движения и как следствие, обеспечению безопасности дорожного движения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к бездействиям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие бездействия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст.ст. 10, 12, 13, 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог возложена на ее владельца.

Как следует из акта комплексной проверки улично-дорожной сети Сенного сельского поселения Темрюкского района от 19.05.2010 года, комиссией были выявлены нарушения в обеспечении должного уровня содержания улично-дорожной сети поселения, в связи с чем администрации Сенного сельского поселения было предложено принять все необходимые меры к устранению выявленных недостатков (л.д. 7-8). Однако указанные в акте недостатки полностью устранены не были. И при проведении 23.11.2010 года комплексной проверки улично-дорожной сети Сенного сельского поселения Темрюкского района комиссией, наряду с новыми, были выявлены те же нарушения, в связи с чем было предложено принять незамедлительные меры к устранению выявленных недостатков (л.д. 9-10). Кроме того, ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району 10.12.2010 года в отношении администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района было вынесено предписание № 153 по срокам выполнения мероприятий по устранению недостатков, указанных в акте проверки от 23.11.2011 года (л.д. 13).

При проведении 19.05.2011 года ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району проверки исполнения указанного предписания, было установлено, что до настоящего времени не выполнены следующие пункты предписания:

- на пересечении улицы Ленина и улиц Садовая, Боргалева, улицы Коммунистическая и переулка Первомайский, улицы Кулакова и переулков Азовский, Черноморский, Таманский, Парадный, Центральный, улицы Победы и улиц Пушкина, Боргалева в пос. Сенной, улицы Набережной и улицы 50 лет Октября в пос. Приморский не установлены дорожные знаки 2.1 и 2.4 (ГОСТ 52289-2004);

- на всем протяжении улиц Коммунистическая, Победы в пос. Сенного, улиц Ленина, Набережная, Гагарина в пос. Приморский не устранена ямочность на покрытии проезжей части;

- на всем протяжении улиц Гагарина, 50 лет Октября, 383 Стрелковой Дивизии в пос. Приморский не произведено строительство пешеходных дорожек;

- на всем протяжении улиц Гагарина, 50 лет Октября, 383 Стрелковой Дивизии в пос. Приморский не произведено строительство искусственного освещения;

- на пересечении всех улиц Сенного сельского поселения не установлены указатели с названиями улиц и номерами домов.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления в обеспечении должного уровня содержания улично-дорожной сети и безопасности дорожного движения на территории сельского поселения является незаконным, нарушает федеральное законодательство, а также права и интересы граждан, проживающих на территории данного сельского поселения.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Вместе с тем, как пояснил глава Сенного сельского поселения Темрюкского района, указанные нарушения не устранены ввиду недостаточного финансирования.

Согласно представленному главой сельского поселения заключению ИП Д.В. № 16 от 23.08.2011 года по улице Победы в пос. Сенной проведение ямочного ремонта невозможно, ввиду разрушения асфальтобетонного покрытия на 80 %, в связи с чем необходим капитальный ремонт дорожного покрытия, общая стоимость которого составит 1785000 рублей. Также по улице Набережной в пос. Приморский проведение ямочного ремонта невозможно в связи с разрушением асфальтобетонного покрытия на 85 %, требуется капитальный ремонт, стоимость которого составит 4650000 рублей.

Кроме того, на строительство пешеходных дорожек по улицам Гагарина, 50 лет Октября, 383 Стрелковой Дивизии в пос. Приморский уже разработаны сметы на общую сумму 6147 920 рублей, при том, что в 2010-2011 годах программ по софинансированию строительства пешеходных дорожек не было, в связи с чем администрацией сельского поселения производился только ремонт дорожного полотна. Ввиду указанных обстоятельств в 2012 году планируется участие Сенного сельского поселения Темрюкского района в федеральных и краевых программах, так как своим местным бюджетом оно не в состоянии оплатить полностью строительство пешеходных дорожек.

Администрация сельского поселения вправе направлять средства из своего бюджете только на цели, предусмотренные статьями бюджета и в пределах сумм статей, утвержденных на очередной финансовый год, исходя из наличия средств бюджета и недопустимости использования средств бюджета на иные цели.

При таких обстоятельствах суд, учитывая большой объем финансовых затрат на проведение капитального ремонта дороги по ул. Победы в пос. Сенной и по ул. Набережной в пос. Приморский, а также строительство пешеходных дорожек на всем протяжении улиц Гагарина, 50 лет Октября, 383 Стрелковой Дивизии в пос. Приморский, а также недостаточность денежных средств для производства указанных работ в бюджете Сенного сельского поселения и средств, поступающих из других бюджетов на эти цели, суд считает необходимым обязать администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района устранить указанные нарушения безотлагательно по мере поступления денежных средств из соответствующего бюджета на эти цели.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 258, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения на территории данного сельского поселения.

Обязать администрацию Сенного сельского поселения Темрюкского района в срок до 01.03.2012 года установить дорожные знаки 2.1 и 2.4 (ГОСТ 52289-2004) на пересечении улицы Ленина и улиц Садовая, Боргалева, улицы Коммунистическая и переулка Первомайский, улицы Кулакова и переулков Азовский, Черноморский, Таманский, Парадный, Центральный, улицы Победы и улиц Пушкина, Боргалева в пос. Сенной, улицы Набережной и улицы 50 лег Октября в пос. Приморский; устранить ямочность на покрытии проезжей части дороги на всем протяжении улицы Коммунистическая в пос. Сенной, улиц Ленина и Гагарина в пос. Приморский; произвести строительство искусственного освещения на всем протяжении улиц Гагарина, 50 лет Октября, 383 Стрелковой Дивизии в пос. Приморский; установить указатели с названиями улиц и номерами домов на пересечении всех улиц Сенного сельского поселения.

Капитальный ремонт дороги по ул. Победы в пос. Сенной и по ул. Набережной в пос. Приморский, а также строительство пешеходных дорожек на всем протяжении улиц Гагарина, 50 лет Октября, 383 Стрелковой Дивизии в пос. Приморский произвести безотлагательно по мере поступления денежных средств из соответствующего бюджета на эти цели.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: