Решение по иску Савченко Н.В., Василевского А.В., Лаврентьевой И.В., Скрябиной Г.В., Дротенко Е.И. о признании действия гл. админ. Темрюкского р-на по вынесению постановления «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Южная»



ДЕЛО № 2-1426/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Темрюк 28.07.2011 г.

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шеремет Ю.Н.,

при секретаре Антоненко М.В.,

с участием представителя администрации Муниципального образования

Темрюкский район по доверенности Лужняк К.В.,

заявителей Савченко Н.В., Василевского А.В., Лаврентьевой И.В., Скрябиной Г.В., их представителя Хамидовой В.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Савченко Н.В., Василевского А.В., Лаврентьевой И.В., Скрябиной Г.В., Дротенко Е.И. о признании действия главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления от 04.08.1994 года № 994 «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Южная» в части невключения заявителей в список сособственников земельных паев АФ «Южная» и о включении их в список сособственников земельных паев АФ «Южная» путем внесения изменений в постановление «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Южная» или путем вынесения постановления главы администрации МО Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Южная»,

УСТАНОВИЛ:

Савченко Н.В., Василевского А.В., Лаврентьевой И.В., Скрябиной Г.В., Дротенко Е.И. обратились в суд с заявлением о признании решение органа местного самоуправления по невнесению их в списки сособственников земельных паев агрофирмы «Южная» незаконным. Кроме того, просил суд восстановить им срок для подачи заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, и обязать администрацию МО Темрюкский район включить их в списки сособственников земельных долей АФ «Южная», путем внесения изменений в постановление от 04.08.1994 г. № 994 «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Южная» или путем вынесения постановления главы администрации МО Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Южная».

Свои требования заявители обосновали тем, что они являлся работником сельской сферы, а именно работал в АФ «Южная» в разные периоды. Однако, они не был включены в списки сособственников земельных долей и только в 2007-2008 г. заявители узнали, что в списках сособственников земельных паев, их фамилии не значится. Учитывая указанные обстоятельства, заявители обратился в администрацию МО Темрюкский район, после в Департамент имущественных отношений Краснодарского края, но получив отказ, обратились в суд за защитой своих прав.

В нарушение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», они не были включены в списки сособственников земельных паев, утвержденных Постановлением главы администрации МО Темрюкский район, чем был нарушен Указ Президента РФ от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», что и послужило основанием для обращения в суд.

В судебное заседание заявители Савченко Н.В., Василевский И.В., Скрябина Г.В., Лаврентьева И.В. и их представитель Хамидова В.Д. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить, считают, что срок установленный статьей 256 ГПК РФ пропущен заявителями по уважительной причине и подлежит восстановлению.

Заявитель Дротенко Е.И. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного рассмотрения дела, заявлений и ходатайств об отложении слушания по делу от него не поступало.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Темрюкский район по доверенности Лужняк К.В. в судебном заседании пояснила, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, указанные полномочия отнесены Законом к органам исполнительной власти субъектов РФ, в данном случае, это компетенция Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края. Наделение бывших работников социальной и сельской сферы совхозов и колхозов, не вошедших в списки сособственников земельных долей, правом собственности на земельную долю повлечет пропорциональное уменьшение земельных долей всех остальных участников долевой собственности. Также п.7 ст. 1 ГК РФ основным принципом земельного законодательства провозглашен принцип платности. Действующим законодательством не закреплено наделение граждан землей бесплатно. Вместе с тем, в случае установления судом права заявителей быть включенными в списки сособственников земельных паев, администрация МО Темрюкский район не возражает против удовлетворения завяленных требований.

Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Плукчи Т.И. в судебное заседание не явилась, предоставила в суд письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что основанием для признания действия (бездействия) главы администрации Темрюкского района по вынесению постановлений в части не включения заявителей в списки сособственников земельных паев АФ «Южная» незаконными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актами прав и законных интересов гражданина. Согласно действовавшему на момент приватизации земель законодательству, безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов и пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем постановлением главы администрации Темрюкского района.

Таким образом, постановления главы администрации Темрюкского «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Южная» вынесены в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и основано на принятом решении общего собрания трудового коллектива и не нарушает чьих-либо прав. Срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления им пропущен без уважительной причины.

Представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного рассмотрения дела, причина его неявки суду не известна.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по КК в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ОАО АФ «Южная» по доверенности Шамрай Н.А. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении заявления отказать. В ходатайстве указав, что включение заявителей в списки сособственников земельных паев нарушает права остальных дольщиков, и срок для защиты нарушенного права пропущен заявителями без уважительной причине..

В силу ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления в порядке Главы 25 ГПК РФ.

Суд, выслушав заявителей, их представителя, представителя администрации МО Темрюкский район, изучив материалы дела, приходит к следующему:

С 23.11.1990 г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992 г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

При реорганизации АФ «Южная» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г.N213«О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Заявители Савченко Н.В., Василевский А.В., Лаврентьева И.В., Скрябина Г.В., Дротенко Е.И. в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района за №994 от 04.08.1994г. «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Южная», не значатся. На момент формирования списков сособственников земельных долей и утверждения этих списков, заявители Василевский А.В., Савченко Н.В., Лаврентьева И.В., Дротенко Е.И. не работали в АФ «Южная». Данный вывод суда подтверждается исследованными в судебном заседании трудовыми книжками (копии приобщены к материалам дела), из которых видно, что Василевский А.В. был принят в АФ Южная рабочим отделения № 5 с 31.07.1995 года и уволен 20.06.1996 года в связи с призывом в Армию (трудовая книжка заведена 26.07.1995 года); Савченко Н.В. 13.02.1995 года была принята на работу в АФ Южная, детский сад № 36 помощником воспитателя, 01.02.1997 года переведена в РОНО Темрюкского района (трудовая книжка заведена 13.02.1995 года); Лаврентьева И.В. 28.07.1994 года была принята в АФ Южная детский сад № 36 воспитателя, 01.02.1997 года переведена в РОНО Темрюкского района; Дротенко Е.И. работала в совхозе «Южный» с 27.05.1985 года няней, уволена по собственному желанию 01.08.1992 года. Заявитель Скрябина Г.В. в период формирования списков сособственников земельных долей и утверждения этих списков работала в совхозе «Южный» с 03.12.1992 года по 10.07.1995 года (уволена по собственному желанию) и в АФ «Южная» с 10.07.1995 года по 26.04.1996 года (уволена по собственному желанию).

В связи с не включением заявителей в списки сособственников земельных паев АФ «Южная», они обратились в суд за защитой своих прав и предъявили требования в порядке главы 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с п. 24 Постановления №2 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. «О практике применения рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от оттого, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч.4 ст.198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.6 ст.152, ч.4 ст.198 и ч.2 ст.256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.92 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, заявители знали о бесплатном наделении земельной долей в силу общей публичности осуществления приватизации совхоза. Но в суд обратились спустя более 10 лет.

Заявителями не предоставлено доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления, в связи с чем, суд отказывает в требованиях по основаниям пропуска срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Савченко Н.В., Василевскому А.В., Лаврентьевой И.В., Скрябиной Г.В., Дротенко Е.И. о признании действия главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления от 04.08.1994 года № 994 «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Южная» в части невключения заявителей в список сособственников земельных паев АФ «Южная» и о включении их в список сособственников земельных паев АФ «Южная» путем внесения изменений в постановление «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Южная» или путем вынесения постановления главы администрации МО Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Южная»

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: