К делу № 2-1485/11г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Темрюк 23 августа 2011 года Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Назаренко С.А., при секретаре Гуржий В.А., с участием представителя Администрации МО Темрюкский районЕсилевского А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Шевченко В.Г. и Ткалич Н.Д. о признании незаконными действиязаместителя главы МО Темрюкский район, действия работников общего отдела Администрации МО Темрюкский район, У С Т А Н О В И Л: Шевченко В.Г.и Ткалич Н.Д. обратились в Темрюкский райсуд с заявлением о признании незаконнымидействия заместителя главы МО Темрюкский район А.Е., выразившиеся в несогласовании проведения заявленного пикета, действия работников общего отдела Администрации МО Темрюкский район, выразившиеся в отказе постановке на уведомлении регистрационного номера, вынесении частного определения в адрес Администрации МО Темрюкский район. Свои требования заявители обосновали тем, что в 5 июля 2011 года в Администрацию муниципального образования Темрюкский район они подали Уведомление о намерениях провести на территории мемориала «Военная горка» г. Темрюк пикет 10 июля 2011 года с 11-00 до 13-00 с целью привлечения общественности к вопросу защиты прав и свобод граждан района в поддержку требования ст. 19 Конституции Российской Федерации «все равны перед законом и судом», а также в поддержку Президента в борьбе с коррупцией в стране, которое было зарегистрировано в Администрации 5 июля 2011 г., однако номер регистрации на уведомлении поставить в общем отделе отказались.Согласно ФЗ №54 уведомление при проведении пикетирования группой лиц, может подаваться не позднее трех дней до дня его проведения, а ими было подано за пять дней до проведения пикета. Администрацией МО Темрюкский район нарушены требования п.2 и п.3 ст. 12 ФЗ № 54, где указано, что в обязанности органа исполнительной власти субъекта РФ входит " довести до сведенияорганизатора публичного мероприятия в течениитрех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия", не был назначен письменным распоряжением уполномоченный представитель исполнительной власти, в целях оказания содействия организатору публичного мероприятия в проведении пикета,не был уведомленв письменном виде организатор мероприятия о назначении уполномоченного. В связи, с отсутствием какого-либо ответа со стороны администрации до 07.07.2011 г. Шевченко В. Г. сама позвонила в администрацию, А.А. ей сообщил, что проведение пикета на территории "Военной горки" им не согласовали, т.к. это территория краевого музея, и что они должны подать новое уведомление на проведение пикета в другом месте. Письменный ответ из администрации получен только 12 июля 2011 года и только одним из организаторов пикетаШевченко В.Г., в адрес остальных организаторов, писем и сообщений не поступало. Пикетирование 10 июля 2011 года им не удалось, поскольку ответ администрации получен ими с опозданием, содержание ответа не соответствовало требованиям процедуры согласования ФЗ №54.Они считают, что Администрацией были нарушены процедура согласования и уведомительный порядок проведения публичных мероприятий. Администрацией не предпринято необходимых мер по своевременному получению организаторами пикета информации о принятом решении по уведомлению на проведение пикета.Таким образом, Администрация незаконно отказала в проведении пикетирования. В судебное заседание, назначенное на 23.08.2011 г., заявителиШевченко В.Г. и Ткалич Н. Д. не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дне слушания дела. В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка заявителей в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. В судебном заседании, назначенном на 4.08.2011 г., заявители Шевченко В. Г. и Ткалич Н.Д. поддержали заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства указанные в заявлении. Представитель Администрации МО Темрюкский район Есилевский А.О. в судебном заседании с требованиями Шевченко В.Г. и Ткалич Н.Д. не согласился, поддержал доводы, изложенные в возражениях на заявление и пояснил, что администрацией муниципального образования Темрюкский район не нарушен порядок организации пикета. В соответствии с Законом Краснодарского края от 17 августа 2000 года № 313-K3 (Приложение 1) выставка боевой техники под открытым небом музей «Военная горка», расположенный в городе Темрюке является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения и является структурным подразделением Темрюкского историко-археологического музея филиала ГКУ КК «Краснодарский государственный историко-археологический музей заповедник им. Е.Д.Фелицина».В соответствии с пунктом «б» части 3 статьи 1 Закона Краснодарского края от 03 апреля 2009 года № 1715-КЗ «Об обеспечении условий реализации права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Краснодарском крае» в случае проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры в Краснодарском крае, уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Краснодарского края. Действующим федеральным законодательством не закреплена обязанность органа местного самоуправления направлять уведомление всем организаторам пикета, в письменном ответе организаторам пикета администрацией муниципального образования Темрюкский район разъяснен порядок обращения с уведомлением о проведении публичного мероприятия в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Краснодарского края. В нарушение ч.1 ст. 56 ГПК РФ, заявители не доказали наличие статуса «должностного лица»Зимина А.Е., действия которого заявители оспаривают. Ответ администрации, который стал результатом рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия, имеет консультативный, а не обязательный характер, «должностные лица» администрации не совершали действий, имеющих форму властного волеизъявления, которые были для заявителей обязательны. Оспариваемый ответ администрации имел своей целью содействие заявителям в проведении митинга именно в том месте, в котором они желают. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и находит заявление Шевченко В.Г. и Ткалич Н.Д. подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст.7 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»от 19 июля 2004 года №54-ФЗ уведомление о проведении пикетирования группой лиц подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ. Согласно ст.1 Закона Краснодарского края «Об обеспечении условий реализации права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Краснодарском крае» от 03.04.2009 года № 1715-КЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Краснодарского края или орган местного самоуправления в Краснодарском крае в порядке и сроки, установленные Федеральнымзаконом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и настоящим Законом Краснодарского края. Как следует из уведомления о проведении пикета, пикетдолжен был проходить 10 июля 2011 года с 11-00 до 13-00, на мемориале «Военная горка» г. Темрюк, в нем указаны адреса организатора мероприятия и уполномоченных организаторов по выполнению распорядительных функций. Согласно штампа на уведомлении, оно принято в общем отделе администрации МО Темрюкский район 5 июля 2011 года. В письме от 6 июля 2011 года Администрации МО Темрюкский район, за подписью заместителя главы МО Темрюкский район Зимина А.Е., информирует Шевченко В.Г. о том, что уведомление о проведении пикета на мемориале «Военная горка» в г. Темрюке ей необходимо подавать в администрацию Краснодарского края. Ст. 12 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»регламентируетобязанности органа местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия. Так, орган местного самоуправления обязан:документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Суд считает действия органа местного самоуправления в лице заместителя главы МО Темрюкский район А.Е., выразившиеся в несогласовании проведения заявленного пикета, незаконными, поскольку в нарушениетребований ст. 12 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Администрации МО Темрюкский районв течение трех дней со дня получения уведомления о проведении пикета не довела до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения пикета. И более того не направила обоснованное предложение о проведении пикетирования в ином месте, которое по мнению бы администрации отвечало всем требованиям закона. ПозицияАдминистрации МО Темрюкский район о том, что в соответствии с пунктом «б» части 3 статьи 1 Закона Краснодарского края от 03 апреля 2009 года № 1715-КЗ «Об обеспечении условий реализации права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Краснодарском крае» в случае проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры в Краснодарском крае, уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, в данном случае несостоятельна, поскольку орган местного самоуправления должен был довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места проведения пикета с указанием на него. Как установлено в судебном заседании и подтверждается соответствующими документами, главой МО Темрюкский район Василевским И.Н. по поступившему уведомлению о проведении публичного мероприятия заместителю главы А.Е. было поручено подготовить проект распоряжения. Болеетого согласно постановления и.о. главы МО Темрюкский район Василевского И.Н. от 06.04.2011 г. № 695 в должностные обязанности заместителя главы МО Темрюкский район (общие и организационно-кадровые вопросы, вопросы документооборота, работы с обращениями граждан, взаимодействия с органами местного самоуправления, финансового контроля, общественными объединениями, СМИ, профилактике правонарушений и преступлений, казачества), то есть А.Е. входит – координация работы по реализации конституционных прав граждан на свободу совести, свободу вероисповедания, права на объединение, права организации мирных демонстраций, собраний, митингов, шествий, пикетирований. Таким образом, доводы представителя администрации о том, что заместитель главы района А.Е. не обладал соответствующими должностными полномочиями по согласованию проведения публичного мероприятия и не является должностным лицом, несостоятельны. Суд считает, что требования о признании незаконными действия работников общего отдела Администрации МО Темрюкский район, выразившиеся в отказе постановке на уведомлении регистрационного номера, не подлежащими удовлетворению, поскольку орган местного самоуправления в соответствии с требованиями ст.12 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» документально подтвердил получение уведомления о проведении пикета, что подтверждается штампом на уведомлении. На основании изложенного, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконными действия заместителя главы муниципального образования Темрюкский район А.Е., выразившиеся в несогласовании проведения заявленного пикета. Обязать заместителя главы муниципального образования Темрюкский район А.Е. устранить в полном объеме допущенные нарушения Закона. Отказать в удовлетворении заявления Шевченко В.Г. и Ткалич Н.Д. о признании незаконными действия работников общего отдела Администрации МО Темрюкский район, выразившиеся в отказе постановке на уведомлении регистрационного номера и вынесении частного определения в адрес Администрации МО Темрюкский район. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: С.А. Назаренко