К делу № 2-140/11г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Темрюк 14 января 2011 года Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Шеремет Ю.Н., при секретаре Булаховой М.В., с участием представителя заявителей Сороченко Т.С., Згогуриной Л.В., Усенко Т.И., Латий С.В., Дудиновой И.А. – Хамидовой В.Д., представителя заявителя Рябых Л.М. – Шаповалова О.Г., представителя администрации МО Темрюкский район – Кайгородцева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявления Сороченко Т.С., Згогуриной Л.В., Усенко Т.И., Латий С.В., Дудиновой И.А., Рябых Л.М. о признании действий главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконными и о включении каждого в список сособственников земельных паев АФ «Таманская» путем внесения изменений в постановление «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» или путем вынесения постановления главы администрации МО Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Таманская», У С Т А Н О В И Л : Сороченко Т.С., Згогурина Л.В., Усенко Т.И., Латий С.В., Дудинова И.А. и Рябых Л.М. обратились в суд с указанными заявлениями, в котором просят восстановить пропущенный срок для обжалования действий (бездействия) органа местного самоуправления, признать действия главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паёв АФ «Таманская» незаконными и включить их в список сособственников земельных паёв АФ «Таманская» путём внесения изменений в постановление «Об утверждении списков сособственников земельных паёв АФ «Таманская» или путём вынесения постановления главы администрации муниципального образования Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Таманская». Свои требования заявители обосновали тем, что с 23.11.1990 года, с момента принятии Закона РСФСР № 374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан. На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 года № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краёв, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992 года сформировать республиканские, краевые, областные, автономные области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». При реорганизации совхоза «Таманский» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включается только работники колхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий. Заявители Усенко Т.И., Латий С.В., Дудинова И.А., Рябых Л.М., а также наследодатель заявителя Сороченко Т.С. – ныне покойный Сороченко А.П. и наследодатель заявителя Згогуриной Л.В. – ныне покойный Згогурин С.В. в списках сособственников земельных паёв, утверждённых постановлением главы администрации Темрюкского района, не значится. Тем самым, по мнениюзаявителей, был нарушен Указ Президента Российской Федерации от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан». Считают, что действия (бездействие) главы администрации Темрюкского района об утверждении списка сособственников земельных паёв АФ «Таманская» путём вынесения соответствующего постановления о выделении земельных паёв в собственность, в результате вынесения которого Усенко Т.И., Латий С.В., Дудинова И.А., Рябых Л.М., и умершие Сороченко А.П. и Згогурин С.В. не были включены в списки лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного пая, незаконно, так как при вынесении данного постановления, они лишились права на бесплатное получение в собственность земли. Поскольку департаментом имущественных отношений Краснодарского края и администрацией МО Темрюкский район заявителям было отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельной доли, со ссылкой на то, что земельным законодательством Российской Федерации установлен принцип платности пользования землями сельскохозяйственного назначения, они просят суд восстановить их нарушенное право на получение в собственность земельной доли бесплатно. Заявители Сороченко Т.С., Згогурина Л.В., Усенко Т.И., Латий С.В., Дудинова И.А., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. Их представитель Хамидова В.Д., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Заявитель Рябых Л.М. в судебное заседание также не явилась. Её представитель Шаповалов О.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Представитель заинтересованного лица администрации МО Темрюкский район – Кайгородцев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что в случае установления судом права заявителей быть включёнными в списки сособственников земельных паёв, составленных при проведении реорганизации колхозов и совхозов, администрация МО Темрюкский район не возражает против удовлетворения заявленных требований. Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края, будучи извещённым, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. Заявлений об отложении слушания дела, либо о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента, в суд не поступало. Представитель Темрюкского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В адресованном суду заявлении представитель Фисенко Е.А. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Отдела. Суд, на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса. Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. С 23.11.1990г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан. На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». При реорганизации совхоза «Таманский» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г. №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий. Как следует из материалов дела, заявители в списках сособственников земельных паев, утверждённых постановлением главы администрации Темрюкского района от 08.11.1994 года № 1351, не значатся. На момент формирования списков сособственников земельных долей АФ «Таманская» и утверждения этих списков заявители работали в социальной сфере, либо были её пенсионерами. Данный вывод суда подтверждается исследованными в судебном заседании трудовыми книжками (копии приобщены к материалам дела). Согласно записям трудовых книжек: Рябых Л.М. работала санитаркой в участковой больнице ст.Тамань Темрюкского района, 01.01.1986 года уволена в связи с уходом на пенсию. Латий С.В. – кондитером ТОО «Хлеб Тамани». Ст. Тамань Темрюкского района. Усенко Т.И. – учителем сельских школ ст. Тамань Темрюкского района, 11.04.1998 года уволена в связи с выходом из декретного отпуска работника, исполнявшего эту работу. Дудинова И.А. – кондитером в Таманском сельпо, ст. Тамань Темрюкского района. Згогурин С.В. – преподавателем ДШИ ст. Тамань. Згогурин С.В. умер 07.11.2006г. В суд обратилась его правопреемник – супруга Згогурина Л.В. Сороченко А.П. – директором ДШИ ст. Тамань. Сороченко А.П. умер 02.10.2000г. В суд обратилась его правопреемник – супруга Сороченко Т.С. Однако, в порядке наследования передаются имущественные права, правом обжалования действий (бездействий) органов государственной власти правопреемники не наделены. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск данного срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В соответствии с п.24 Постановления №2 Пленума Верховного суда от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.1992г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы. Но в суд заявители обратились лишь в декабре 2010 года, то есть спустя более 18 лет. Заявителями не предоставлены доказательства уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления. В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявлений по основаниям пропуска срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Отказать в удовлетворении заявлений Сороченко Т.С., Згогуриной Л.В., Усенко Т.И., Латий С.В., Дудиновой И.А., Рябых Л.М. о признании действий главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконными и о включении каждого в список сособственников земельных паев АФ «Таманская» путем внесения изменений в постановление «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» или путем вынесения постановления главы администрации МО Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Таманская», в связи с пропуском без уважительных причин срока давности, установленного Федеральным Законом для защиты права и обращения в суд. Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: Ю.Н. Шеремет Мотивированный текст решения изготовлен 19 января 2011 года.