К делу № 2-906/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Темрюк 27 мая 2011 года Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Назаренко С.А., при секретаре Гуржий В.А., с участием заявителя Дмитренко О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Дмитренко О.И. о включении в список собственников земельных паев, У С Т А Н О В И Л: Дмитренко О.И. обратилась в суд с заявлением о включении в список собственников земельных паев агрофирмы «Кубань». Кроме того, просил суд восстановить ему срок для подачи заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, и обязать администрацию МО Темрюкский район включить его в списки сособственники земельных долей АФ «Кубань», путем внесения изменений в постановление «Об утверждении списков собственников земельных паев АФ «Кубань» или путем вынесения постановления главы администрации МО Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Кубань». Свои требования Дмитренко О.И. обосновала тем, что при реорганизации совхоза «Кубань», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г. №213 «О порядке установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственным предприятий, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий. 10.06.1989 года умела ее мать В.П., что подтверждается выданным ей органами ЗАГСа свидетельством о смерти. Истица в установленном порядке вступила в наследство, которое осталось после смерти матери. В период проведения реорганизации совхоза «Кубань» её мать работала в социальной сфере, но в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района не значится. Дмитренко О.И. считает, что действия (бездействия) главы администрации Темрюкского района об утверждении списка сособственников земельных паев АФ «Кубань» путем вынесения соответствующего постановления о выделении земельных паев в собственность, в результате вынесения которого её мать не была включена в списки лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного пая, незаконно, т.к. при вынесении данного постановления её мать лишилась права на бесплатное получение в собственность земли. В связи с тем, что восстановить свое нарушенное право на получение в собственность земельной доли бесплатно они могут только в судебном порядке, так как Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал им предоставить бесплатно в собственность земельный пай, объяснив тем, что ЗК РФ установлен принцип платности использования земель сельскохозяйственного назначения, а администрация муниципального образования Темрюкский район рекомендовала обратиться в суд за защитой нарушенных прав, заявители просят восстановить пропущенный срок для обжалования действий органа местного самоуправления. В судебном заседании заявитель Дмитренко О.И. поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства. От представителя Администрации МО Темрюкский район Кайгородцева А.А. в день слушания дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В своем отзыве сообщил, что в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства №86 от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»: все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работниками объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Администрация муниципального образования Темрюкский район полагает, что установление наличия либо отсутствия права заявителя быть включенными в списки сособственников земельных паев, составленных при проведении реорганизации колхозов и совхозов, является прерогативой суда. В случае установления судом права заявителя быть включенными в списки сособственников земельных паев, составленных при проведении реорганизации колхозов и совхозов, Администрация муниципального образования Темрюкский район не возражает против удовлетворения требований. В то же время указ Президента от 02.03.1992 № 213, указ Президента от 27.12.1991 № 323, постановления Правительства от 29.12.1991 № 86, на которые ссылаются заявители, утратили силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.12.2002г. № 912 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения» и в соответствии с указом Президента РФ от 25.02.2003г. № 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации». В соответствии с ст.1 ГК РФ основным принципом земельного законодательства провозглашен принцип платности. Действующим законодательством не закреплено наделение граждан землей бесплатно. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Дмитренко О.И. С 23.11.1990г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан. На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». При реорганизации совхоза «Кубань» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г. №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий. Мать заявительницы в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района от 18.08.1994г. за №1043, не значится. На момент формирования списков сособственников земельных долей АФ «Кубань» и утверждения этих списков В.П. не имела права на включение в список собственников земельных паев агрофирмы «Кубань», так как приватизация колхозов и совхозов проводилась в 90-х годах (В.П. умерла в 1989 г.). Согласно записям трудовой книжки В.П. 16.08.1963г. принята учителем начальных классов в школу №5, в 1965г. переведена учителем немецкого языка, 20.12.1966г. от работы освобождена по семейным обстоятельствам, 20.08.1967г. назначена ст. пионервожатой в Курчанскую шк. №4, 01.09.1969г. переведена учительницей начальных классов этой школы, 10.06.1989г. уволена в связи со смертью. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск данного срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В соответствии с п.24 Постановления №2 Пленума Верховного суда от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.1992г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы. Но в суд Дмитренко О.И. обратилась лишь в апреле 2011 года, т.е. спустя более 16 лет. Заявителем не предоставлены доказательства уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления. Суд отказывает в удовлетворении заявления Дмитринко О.И. по основаниям пропуска срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Отказать в удовлетворении заявления Дмитренко О.И. об оспаривании органа местного самоуправления по вынесению постановлений «Об утверждении списков собственников земельных паев агрофирмы «Кубань», в части не включения его в списки сособственников земельных паев агрофирмы «Кубань» в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения с заявлением в суд. Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: С.А. Назаренко