К делу № 2-2044 / 2011 г. РЕШЕНИЕ г. Темрюк 28 октября 2011 г. Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Вовк И. В., при секретаре Пивень А.И., с участием помощника прокурора Темрюкского района Стукало А.С., Маркитан О.Г., представителя администрации муниципального образования Темрюкский район Бажиной М.М., представителя органа опеки и попечительства Худовердовой Н. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о.прокурора Темрюкского района в интересах Маркитан О.Г. к администрации муниципального образования Темрюкский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Темрюкского района обратился в Темрюкский райсуд в интересах Маркитан О.Г. с исковым заявлением к администрации муниципального образования Темрюкский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В судебном заседании прокурор Стукало А.С. поддержала исковые требования и пояснила, что 4 октября 2011 г. в прокуратуру Темрюкского района поступило обращение Маркитан О.Г. о защите в судебном порядке его жилищных прав. В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Маркитан О.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 29.09.2010г. №1913 он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципальное образование Темрюкский район) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди предоставляется жилое помещение. Маркитан О.Г. окончил Крымский индустриальный строительный техникум (КИСТ) в 2011 году. Его право на внеочередное предоставление жилого помещения предусмотрено нормами федерального законодательства (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации»). Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Она просит суд возложить на администрацию муниципального образования Темрюкский район обязанность предоставить Маркитан О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма расположенное в городе Темрюке Краснодарского края жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Маркитан О.Г. в судебном заседании полностью поддержал исковые требования прокурора и просил их удовлетворить. Представитель администрации МО Темрюкский район Бажина М.М. иск прокурора Темрюкского района не признала. Суду она пояснила, что согласно закона Краснодарского края от 15.12.2004г. №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Законом Краснодарского края от 7.12.2010г. № 2133-К3 «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» муниципальному образованию Темрюкский район не определен размер субвенции на 2011 год на исполнение государственного полномочия по предоставлению вне очереди жилых помещений детям-сиротам. Администрация МО Темрюкский район вправе направлять средства бюджета МО Темрюкский район только на цели, предусмотренные статьями бюджета муниципального образования в пределах сумм статей, утвержденных на очередной финансовый год, исходя из наличия средств бюджета муниципального образования Темрюкский район, недопустимости использования средств бюджета на иные цели, не предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации. Ст. 86 Бюджетного кодекса предусматривает, что расходные обязательства, возникшие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. В настоящее время в администрацию МО Темрюкский район средства на осуществление государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам не поступили. Порядок предоставления указанным категориям граждан жилого помещения по договору социального найма определен в постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 год № 653 «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма», где указано, что жилые помещения по договорам социального найма лицам указанных категорий предоставляются в порядке очередности, с наиболее ранней датой постановки на учет. В списках граждан-претендентов вышеуказанной категории Маркитан О.Г. значится под № 53. Обязывая администрацию МО Темрюкский район предоставить Маркитан О.Г. жилое помещение, нарушаются права и интересы других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. В рамках краевой целевой программы «Дети-Кубани», рассчитанной до 2013 года, жилые помещения предоставляются гражданам указанной категории лиц в соответствии с датой постановки на льготный учет, где сохраняется право на обеспечение жильем до момента его предоставления. Администрация муниципального образования Темрюкский район просит в заявленных требованиях прокурору Темрюкского района отказать. Маркитан О.Г. имеет право на обеспечение жилым помещением в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Представители департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, департамента семейной политики Краснодарского края будучи надлежаще извещенными о дне слушания дела в суд не явились. Представитель органа опеки и попечительства Худовердова Н. А. поддержала исковые требования прокурора. Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Маркитан О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит под опекой Г.П., что подтверждается постановлением главы Темрюкского района от 18.08.2003 года № 2468. Решением Темрюкского районного суда от 20 февраля 2004 года родители несовершеннолетнего Маркитан О.Г. были лишены родительских прав. Таким образом, Маркитан О.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которую распространяется действие Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 29.09.2010 г. №1913 Маркитан О.Г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального образования Темрюкский район обязанности по предоставлению ему жилого помещения не выполнены. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципального образования Темрюкский район) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья. Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что в настоящее время у администрации муниципального образования Темрюкский район отсутствуют средства на осуществление государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, поскольку по смыслу приведенных положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действующее федеральное законодательство, устанавливая дополнительные гарантии прав граждан, относящихся к лицам, указанным в абзацах 2-4 ст. 1 указанного Федерального закона, на имущество и жилое помещение, а также предусматривая возможность установления дополнительных гарантий в этой сфере законодательством субъектов Российской Федерации, не ставит их реализацию в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов РФ или муниципальных образований (в случае наделения их в установленном порядке соответствующими государственными полномочиями), свободных жилых помещений, входящих в жилищный фонд соответствующего уровня, строящихся объектов жилищного фонда и иных условий, не предусмотренных федеральным законом. Представитель администрации МО Темрюкский район Бажина М.М. в суде указала на то, что жилые помещения по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются в порядке очередности, с наиболее ранней датой постановки на учет и поскольку Маркитан О.Г. значится в списках граждан вышеуказанной категории под №53, то предоставлением ему жилого помещения нарушатся права других лиц, ставших на учет раньше его. Действительно Маркитан О.Г. включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в отделе ЖКХ администрации муниципального образования Темрюкский район под номером 53. Однако, суд не может согласиться с указанными доводами ответчика поскольку, нормы закона (ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди. Иное толкование данных положений закона противоречит прямо установленному данными нормами исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить исковое заявление и.о.прокурора Темрюкского района. Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район предоставить Маркитан О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма расположенное в городе Темрюке Краснодарского края жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Краснодарский крайсуд в течение десяти дней со дня его вынесения. Председательствующий