Дело 2-1955/2011г. РЕШЕНИЕ г. Темрюк 18.10.2011 г. Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Курбановой Е.Н., при секретаре Булаховой М.В., с участием помощника прокурора Темрюкского района Стукало А. С. Представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности Рябовой Е.В., Представителя администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Подбельской О.В., Представителя Б. Г.И. опекуна Д.Л.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Темрюкского района об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Темрюкского района обратился в Темрюкский районный суд с заявлением, в котором просит с учетом уточненных требований признать постановление И.О. главы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 23.08.2011г. №588 «О признании утратившим силу постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 21.05.2010г. №324 «О включении в список граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных в опасной оползневой зоне, в Темрюкском городском поселении Темрюкского района» незаконным, и обязать администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Б. Г.И. Свои доводы прокурор обосновал тем, что согласно заключения ГУКП «Кубаньгеология» подготовленного по результатам повторного инженерно-геологического обследования домовладения Б. Г.И., расположенного в <адрес> установлено, что дальнейшее разрушение здания неизбежно, реконструкция не будет являться эффективной. Состояние жилого дома Б. Г.И. угрожает жизни и здоровью проживающих в нем граждан. Дом является аварийным и непригодным для проживания. Постановлением администрации от 21.05.2010г. №324 «О включении в список граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных в опасной оползневой зоне, в Темрюкском городском поселении Темрюкского района» жилой дом по <адрес> в <адрес>, признан непригодным для проживания и семья Б. Г.И. в количестве одного человека включена в список граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных в оползневой зоне. На 01.01.2011г. Б. Г.И. значилась в указанном списке под №10. В связи с тем, что жилье на протяжении длительного времени не предоставлялось, Б. Г.И. обратилась с заявлением в администрацию городского поселения, для принятия мер реагирования. Постановлением И.О. главы Темрюкского городского поселения от 23.08.2011г. №588, постановление №324 от 21.05.2010г. признано утратившим силу. Прокуратурой был принесен протест на данное постановление. По результатам рассмотрения прокурорского протеста администрация городского поселения отклонила его, сославшись на судебную практику, а также на п.3 ст.85 и ст.87 ЖК РФ, указав, что собственником домовладения является Б. Г.И., в связи с чем, администрация Темрюкского городского поселения не обязана обеспечивать ее жильем по договору социального найма. Однако, актом межведомственной комиссии по использованию жилого фонда при администрации МО Темрюкского района от 30.07.2009г. домовладение Б. Г.И. признано непригодным для проживания. Постановление №324 от 21.05.2010г. исполнено не было, какого-либо нового акта по вопросу о пригодности для проживания в <адрес> не принималось. В связи с чем, оснований для признания постановления утратившим силу не имелось. Принятие постановления от 23.08.2011 года за № 588 не влечет восстановление пригодности дома Б. Г.И. для проживания и устранения его аварийного состояния. В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Стукало А.С. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, ссылаясь на вышеуказанные доводы. Б. Г.И. в судебное заседание не явилась. Решением Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ она признана недееспособной. Распоряжением управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Темрюкском районе от 21.04.2008 года за №, опекуном над Б. Г.И., <данные изъяты> года рождения, назначена Д.Л.А.. Опекун Б. Г.И. – Д.Л.А. в судебном заседании поддержала требования прокурора, просила суд их удовлетворить. В суде пояснила, что для постановки в очередь граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных в оползневой зоне, она на протяжении четырех лет собирали документы. Все документы были сданы в полном объеме в городскую администрацию. Заключение ГУП «Кубаньгеология», филиал «Азовское отделение» от 23.03.2009г. было сделано за счет Б. Г.И., она лично оплатила данное заключение. Сейчас администрация предлагает вновь собирать документы и делать заключение за свой счет. За эти годы состояние дома Б. Г.И. не улучшился, а стал еще больше разрушаться. Опекун вынуждена была забрать Б.Г.И. к себе и ухаживать за ней, так как проживание в доме стало невозможно и опасно для жизни. Представитель администрации Темрюкского городского поселения по доверенности Подбельская О.В. (л.д.21) в судебном заседании с требованиями, заявленными прокурором не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. В суде пояснила, что постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 21.05.2010г. №324 «О включении в список граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных в опасной оползневой зоне, в Темрюкском городском поселении Темрюкского района», было издано на основании заключения ГУП «Кубаньгеология» - филиал «Азовское отделение» от 23.03.2009г. и акта обследования жилого дома Б. Г.И. межведомственной комиссии от 30.07.2009г. Данное заключение было издано более чем за год до издания постановления о признании дома Б. Г.И. непригодным для проживания. Согласно пунктов 44, 47, 49 Положения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, решение комиссии оформляется в виде заключения. Однако в учетном деле Б. Г.И. заключение комиссии отсутствует. Постановление было издано только на основании акта обследования жилого дом. На момент обследования, функции по признанию непригодным жилого дома относились к полномочиям администрации Темрюкского городского поселения, а не к полномочиям администрации МО Темрюкского района. Акт обследования жилого дома, также составлен за год до издания постановления. Следовательно, постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 21.05.2010г. №324 «О включении в список граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных в опасной оползневой зоне, в Темрюкском городском поселении Темрюкского района», было издано с нарушениями действующего законодательства. После проведенной проверки документов учетного дела Б. Г.И., было вынесено постановление И.О. главы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 23.08.2011г. №588 «О признании утратившим силу постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 21.05.2010г. №324 «О включении в список граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных в опасной оползневой зоне, в Темрюкском городском поселении Темрюкского района». Данное постановление издано в соответствии с действующим законодательством. Постановление №588 от 23.08.2011г. не нарушает права и свободы Б. Г.И., так как она вправе вновь обратиться в администрацию Темрюкского городского поселения с пакетом документов установленным постановлением правительства РФ от 28.01.2006г. №47, которое будет рассмотрено и по нему будет принято решение. Представитель администрации МО Темрюкский район по доверенности Рябова Е.В. (л.д.85) в судебном заседании заявление прокурора района поддержала, указав, что учетное дело Б.Г.И. было передано в администрацию Темрюкского городского поселения в 2009 году, так как в полномочия городской администрации входит заниматься выявлением жилых помещений не пригодных для проживания в границах города. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании жилых помещений аварийными. В соответствии с этим положением орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений не пригодными для проживания граждан. Признание помещений непригодными для проживания осуществляется межведомственной комиссией. В данном положении не регламентировано, какая именно межведомственная комиссия района или городского поселения должна проводить обследования жилых помещений. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие вредных факторов среды обитания, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в положении требованиям проверяется его фактическим состоянием. И факт непригодности жилого помещения для проживания может быть установлен не именно на день обращения граждан с заявлением о постановке на учет. Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования заявленные прокурором подлежат удовлетворению. В соответствие с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно свидетельству о государственной регистрации права Б. Г.И., 1923 года рождения, является собственником жилого дома, общей площадью 32,4 кв.м., жилой 27 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46). Постановлением Главы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 21.05.2010г. №324 «О включении в список граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных в опасной оползневой зоне, в Темрюкском городском поселении Темрюкского района» индивидуальный жилой дом по <адрес>, признан непригодным для проживания и Б. Г.И., 1923 года рождения, включена в список граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных в оползневой зоне, в Темрюкском городском поселении Темрюкского района (л.д.28-29). Указанное постановление вынесено на основании Акта межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации муниципального образования Темрюкский район от 30.07.2009 года, в котором имеется заключение о том, что домовладение Б. Г.И. признано непригодным для проживания, так как наличие выявленных дефектов не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, дефекты не могут быть устранены технически и их устранение экономически нецелесообразно (л.д.7-8). Согласно заключения ГУКП «Кубаньгеология» от 22.07.2011 г. (л.д.94), домовладение Б. Г.И. находится в аварийном состоянии и на не пригоден для проживания. В соответствии с заключением ГУКП «Кубаньгеология» от 23.03.2009г. подготовленного по результатам повторного инженерно-геологического обследования домовладения Б. Г.И. расположенного в <адрес>, грунты находятся в переувлажненном состоянии, что вызвало изменение их характеристик до полной потери несущей способности, что повлекло активизацию пластичных оползневых проявлений северного склона горы Миска, которые вызывают значительные деформации, вплоть до разрушения, зданий и сооружений, расположенных в нижней подсклоновой части. Установлена интенсивность деформации как пятибалльная, по шестибалльной шкале. Реконструкция строений с целью дальнейшего проживания с инженерно-геологической точки зрения не представляется эффективной и рациональной, так как дальнейшие деформации и разрушения неизбежны (л.д.95). В соответствии с п.3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в случае если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с п.п. 8 п.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания. Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (л.д.96-106). Указанным положением установлены требования к жилому помещению. Действие данного положения распространяется на все помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ. Согласно п.7 Положения, признание помещения жилым, пригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных посещений и дома установленным положением требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания (п.42 Положения). В данном положении не регламентировано, какая именно межведомственная комиссия района или городского поселения должна проводить обследования жилых помещений. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленными в настоящем Положении требованиям по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (пункт 8). Постановлением главы МО Темрюкский район от 14.08.2006 года за № 6167 было утверждено Положение о межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации муниципального образования Темрюкский район, состав межведомственной комиссии, порядок признания жилого помещения пригодными (непригодным) для проживания (л.д.107-109). Учитывая указанные обстоятельства, суд не может согласиться с доводами представителя администрации Темрюкского городского поселения о том, что на момент обследования дома Б. Г.И. функции по признанию непригодным жилого помещения относились к полномочиям администрации Темрюкского городского поселения, а не администрации МО Темрюкский район, в связи с чем, акт обследования жилого дома, должен был быть составлен только межведомственной комиссией при администрации Темрюкского городского поселения. Суд, также не соглашается с доводами представителя администрации Темрюкского городского поселения о том, что заключение было сделано более чем за год до издания постановления о признании дома непригодным для проживания, а должно быть дано на момент вынесения постановления по фактическому состоянию дома. Как видно из анализа материалов дела, инженерно-геологические условия на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> за период с 2008 года по настоящее время ухудшились, дом находится в аварийном состоянии и не пригоден для проживания. Данные обстоятельства подтверждаются актом межведомственной комиссии по использованию жилого фонда при администрации МО Темрюкский район от 30.07.2009 года (л.д.7), актом обследования технического состояния строительных объектов ООО ПСФ «Стройпроект» от 2008 года (л.д.86-92), заключением по результатам инженерно-геологического обследования жилого дома ГУП «Кубаньгеология» филиал «Азовское отделение» от 22.07.2008 года (л.д.94), повторным заключением инженерно-геологического обследования жилого дома ГУП «Кубаньгеология» филиал «Азовское отделение» от 23.03.2009 года (л.д.95). В соответствии с ч.4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Из указанного следует, что правовые акты органов местного самоуправления должны быть обоснованными и не противоречить требованиям действующего федерального и регионального законодательства. Постановлением И.О. главы Темрюкского городского поселения от 23.08.2011 года за № 588 признано утратившим силу постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 21 мая 2010 года за № 324 «О включении в список граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных в опасной оползневой зоне, в Темрюкском городском поселении Темрюкского района» (л.д.9-10). Как видно из указанного постановления в нём отсутствуют основания, по которым отменено постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 21.05.2010 года № 324 и сведения об улучшении технического состояния дома, либо его реконструкции. Постановление И.О. главы Темрюкского городского поселения от 23.08.2011 года № 588 нарушает жилищные права и законные интересы Б. Г.И., в связи с чем, признается судом незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Темрюкского района об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить. Признать незаконным Постановление И.О. Главы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района за № 588 от 23.08.2011г. Обязать Главу администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Б. Г.И.. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 20.10.2011 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: