Решение по иску и.о.прокурора Темрюкского района в интересах Коломиец Л.С. к администрации муниципального образования Темрюкский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма



К делу № 2-2043/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 2 ноября 2011 г.

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Вовк И. В.,

при секретаре Пивень А.И.,

с участием прокурора- помощника прокурора Темрюкского района Стукало А.С.,

Коломиец Л.С., представителя органа опеки и попечительства Худавердовой Н. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о.прокурора Темрюкского района в интересах Коломиец Л.С. к администрации муниципального образования Темрюкский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Темрюкского района обратился в Темрюкский райсуд в интересах Коломиец Л.С. с исковым заявлением к администрации муниципального образования Темрюкский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании прокурор Стукало А.С. поддержала иск и пояснила, что 12 сентября 2011 г. в прокуратуру Темрюкского района поступило обращение Коломиец Л.С. о защите в судебном порядке его жилищных прав. В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Коломиец Л.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 12.04.2011г. № 722 она поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Коломиец Л.С. в 2010 году окончила ГОУ начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 51» пос. Ахтырский Абинского района. Её право на внеочередное предоставление жилого помещения предусмотрено нормами федерального законодательства (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации»). В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципальное образование Темрюкский район) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по месту жительства предоставляется вне очереди жилое помещение. Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Она просит суд возложить на администрацию муниципального образования Темрюкский район обязанность предоставить Коломиец Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма расположенное в городе Темрюке Краснодарского края жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Коломиец Л.С. в судебном заседании полностью поддержала исковые требования прокурора и просила их удовлетворить.

Представитель администрации МО Темрюкский район по доверенности Бажина М.М. в судебное заседание будучи надлежаще извещенной о дне слушания дела не явилась. В заявлении, адресованном суду о на просила принять решение по иску прокурора Темрюкского района в интересах Коломиец Л. С. на усмотрение суда в соответствии с нормами действующего законодательства.

Представители департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, департамента семейной политики Краснодарского края будучи надлежаще извещенными о дне слушания дела в суд не явились.

Представитель органа опеки и попечительства Худавердова Н. А. поддержала исковые требования прокурора и просила их удовлетворить.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования прокурора Темрюкского района подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Решением Темрюкского районного суда от 21 октября 2003 года и решением Темрюкского районного суда от 10 марта 2004 года родители несовершеннолетней Коломиец Л.С. были лишены родительских прав. Постановлением главы Темрюкского района от 21.05.2004 года №1803 Коломиец Л.С. была определена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Своего жилья Коломиец Л. С. не имеет, что подтверждается справкой филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по Темрюкскому району от 2 марта 2011 года № 290. Таким образом, Коломиец Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которую распространяется действие Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 12.04.2011 г. № 722 Коломиец Л.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального образования Темрюкский район обязанности по предоставлению ей жилого помещения не выполнены.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципальное образование Темрюкский район) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.

То обстоятельство, что в настоящее время у администрации муниципального образования Темрюкский район отсутствуют средства на осуществление государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, не препятствует удовлетворению иска прокурора, поскольку по смыслу приведенных положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действующее федеральное законодательство, устанавливая дополнительные гарантии прав граждан, относящихся к лицам, указанным в абзацах 2-4 ст. 1 указанного Федерального закона, на имущество и жилое помещение, а также предусматривая возможность установления дополнительных гарантий в этой сфере законодательством субъектов Российской Федерации, не ставит их реализацию в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов РФ или муниципальных образований (в случае наделения их в установленном порядке соответствующими государственными полномочиями), свободных жилых помещений, входящих в жилищный фонд соответствующего уровня, строящихся объектов жилищного фонда и иных условий, не предусмотренных федеральным законом.

То обстоятельство, что Коломиец Л.С. значится в списках граждан вышеуказанной категории под № 59 и якобы принятым решением будут нарушены права других лиц, ставших на учет раньше нее, не является основанием для отказа в удовлетворении иска прокурору. Коломиец Л.С. действительно включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в отделе ЖКХ администрации муниципального образования Темрюкский район под номером 59. Нормы закона (ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди. Иное толкование данных положений закона противоречит прямо установленному данными нормами исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление и.о. прокурора Темрюкского района.

Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район предоставить Коломиец Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма расположенное в городе Темрюке Краснодарского края жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский крайсуд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий