Решение по иску прокурора Темрюкского района к администрации МО Темрюкский район по иску о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального райма



К делу № 2-2112/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 10.11.2011 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Курбановой Е.Н.,

при секретаре Булаховой М.В.,

с участием помощника прокурора Темрюкского района Стукало А.С.,

представителя органа опеки и попечительства по доверенности Н.Я.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Темрюкского района в интересах М.Е.А. к администрации муниципального образования Темрюкский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Темрюкского района обратился в суд с иском в интересах М.Е.А. о возложении на администрацию муниципального образования Темрюкский район обязанности предоставить М.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение в городе Темрюке Краснодарского края, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Свои требования прокурор обосновал тем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» М.Е.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который на основании постановления главы муниципального образования Темрюкский район от 08.07.2009 г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по вышеуказанной категории лиц. М.Е.А. окончил <данные изъяты> году. Его право на внеочередное предоставление жилого помещения предусмотрено нормами ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и ст. 57 ЖК РФ, однако, до настоящего времени жилое помещение М.Е.А. не предоставлено, что является нарушением действующего законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Стукало А.С. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила суду, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей указанной категории, не может быть поставлено в зависимость от каких - либо условий, а именно: отсутствие нового жилья, денежных средств на приобретение жилых помещений и согласно разъяснениям Верховного суда о применении ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей» требования прокурора о предоставлении жилья детям-сиротам по договорам социального найма должны удовлетворяться судами.

М.Е.А. в судебное заседание не явился, по средствам телефонной связи просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования, заявленные прокурором поддерживает, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО Темрюкский район по доверенности Б.М.М. (л.д.23) в судебное заседание не явилась, предоставила письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие (л.д.22), при принятии решения полагалась на усмотрение суда. В письменном отзыве указала, что размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Законом Краснодарского края от 07.12.2010г. №2133-КЗ «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» муниципальному образованию Темрюкский район не определен размер субвенции на 2011 год на исполнение государственного полномочия по предоставлению вне очереди жилых помещений детям-сиротам.

В списках граждан-претендентов вышеуказанной категории М.Е.А. значится под № 30. Порядок предоставления указанным категориям граждан жилого помещения по договору социального найма определен в постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма», где указано, что жилые помещения по договорам социального найма лицам указанных категорий предоставляются в порядке очередности, с наиболее ранней датой постановки на учет.

Обязывая администрацию МО Темрюкский район предоставить М.Е.А. жилое помещение нарушаются права и интересы других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю.

Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Темрюкский район по доверенности Н.Я.А., действующий на основании доверенности (л.д.27), в судебном заседании указала, что М.Е.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.Е.А. состоит на учете в отделе жилищно-коммунального хозяйства с 2009 года, предоставить ему жилое помещение по договору социального найма вне очереди не представляется возможным, так как это нарушит право на обеспечение жильем впереди стоящих очередников. Реализация права М.Е.А. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в муниципальном образовании Темрюкский район, так и в Краснодарском крае в целом. Управление по вопросам семьи и детства не возражает признать право М.Е.А. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 - 2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель третьего лица - Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указал, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 года, № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» - органы местного самоуправления муниципальных образований Края наделены отдельными государственными полномочиями по решению вопроса предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам путем приобретения (строительства) жилья. Департамент осуществляет в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1265 «О департаменте семейной политики Краснодарского края» мониторинг состояния защиты прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за проведением мероприятий, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Статьей 8 ФЗ от 21.12.1996 года, № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, и является государственным полномочием субъекта РФ и может быть возложено на органы местного самоуправления. Согласно пункту 3.3 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653, орган местного самоуправления, исходя их количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета направляет гражданам, указанным в разделе 1 данного Порядка извещения о включении их в список, которые направляются гражданам в порядке очередности. Таким образом, департамент семейной политики Краснодарского края является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию Закона № 1746-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (л.д.35-37).

Представитель третьего лица – Департамента семейной политики Краснодарского края, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указал, что Департамент выражает несогласие с заявленными с иске требованиями. Учитывая, что очередь указанной категории граждан в МО Темрюкский район ведется, начиная с 2004 года. М.Е.А. был поставлен на льготный учет в 2009 году, таким образом, предоставить ему жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушит право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников. Реализация права М.Е.А. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. С 2007 года по 2009 год из краевого бюджета на приобретение жилого помещения в собственность детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей денежные средства МО Темрюкский район не выделялись, так как в других муниципальных образованиях края очередники состоят на льготном учете начиная с 1987 года. Поэтому и жильё для вышеуказанной категории граждан в данном муниципальном образовании за эти годы не приобреталось. Так как, краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то М.Е.А. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения жилого помещения муниципальному образованию Темрюкский район (л.д. 29-34).

Суд, выслушав доводы и возражения участников процесса, исследовав представленные документы, находит иск подлежащим удовлетворению.

М.Е.А. в интересах которого прокурором Темрюкского района подан настоящий иск, в соответствии с требованиями ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» бесспорно, относится к категории граждан «лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением администрации МО Темрюкский район от 08.07.2009 года М.Е.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготному списку детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.14).

В месте с тем, очередь данной категории граждан в муниципальном образовании Темрюкский район ведется с начиная с 2004 года, а М.Е.А. был поставлен на льготный учёт 10.03.2009 года (л.д.17).

Суд считает, что внеочередным предоставлением жилого помещения М.Е.А. будут нарушены права по обеспечению жильем впереди стоящих очередников по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекающих из принципа равенства, который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод в соответствиями со ст. 19 Конституции РФ.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 8 Федеральный Закон от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Статья 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются, полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, путем приобретения (строительства) жилья, финансирование которого осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета предоставляемым местным бюджетам (ст.2 Закона). Согласно Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748- КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

Согласно пункту 1.3 указанного постановления, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам указанной категории осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов Краснодарского края (органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Пунктом 4.4. указанного Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.

Исходя из анализа указанных норм Закона, следует, что администрация МО Темрюкский район, наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, на основании Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» ввиду чего, является надлежащим ответчиком по делу.

Согласно ч.5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748 КЗ, приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 ст. 5 данного закона, осуществляются за счет средств краевого бюджета, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края в краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Законом Краснодарского края от 07.12.2010г. №2133-КЗ «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» муниципальному образованию Темрюкский район не определен размер субвенции на 2011 год на исполнение государственного полномочия по предоставлению вне очереди жилых помещений детям-сиротам.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании в Краснодарском крае действует краевая целевая программа «Дети-Кубани», которая рассчитана до 2013 года, и начиная с 2012 года ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежные средства в сумме 1 млрд. рублей на приобретение жилого фонда детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей.

М.Е.А. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 года, и администрация МО Темрюкский район, обоснованно указана прокурором ответчиком по делу, которая обязана предоставить ему жилое помещение по договору социального найма жилое помещение благоустроенное, расположенное в г. Темрюке Краснодарского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», но в соответствии со списком очередности лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район предоставить М.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору социального найма жилое благоустроенное помещение, расположенное в г. Темрюке Краснодарского Края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского Края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском Крае» в рамках Краевой целевой программы «Дети Кубани», в соответствии со списком очередности лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 14.11.2011 года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: