ДЕЛО № 2-2060/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Г. Темрюк 17.11.2011 г. Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе: Председательствующего судьи Курбановой Е.Н. С участием представителя администрации Муниципального образования Темрюкский район Л.К.В. Заявителя Локтенко Л.П. и её представителя Хамидовой В.Д. При секретаре Булаховой М.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Локтенко Л.П. об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Локтенко Л.П. обратилась в суд с заявлением о признании решения органа местного самоуправления по вынесению постановления за № 1043 от 18.08.1994 г. «Об утверждении списков сособственников земельных паев агрофирмы «Янтарь», в части не включения её отца Ч.П.В., <данные изъяты> года рождения, умершего 29.09.1994 года, в списки сособственников земельных паев агрофирмы, незаконным. Просит суд, восстановить пропущенный срок для обжалования действий (бездействий) органа местного самоуправления. Включить её, как наследника отца, в список сособственников земельных паев АФ «Янтарь», путем внесения изменений в постановление от 18.08.1994 г. № 1043 «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Янтарь» или путем вынесения постановления главы администрации МО Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Янтарь». Свои требования обосновала тем, что её отец Ч.П.В. на момент реорганизации совхоза «Янтарь» в агрофирму, являлся пенсионером. В соответствии с п. 9 постановления Правительства № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имели право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Однако он не был включен в списки сособственников земельных долей, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района от 18.08.1994 г. № 1043 «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Янтарь». 29.09.1994 года отец умер. Локтенко Л.П. в установленном законом порядке вступила в наследство, которое осталось после смерти отца. В соответствии с действующим законодательством при наследовании наследство умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства и в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, другое имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Тем самым был нарушен Указ Президента РФ от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан». В судебном заседании Локтенко Л.П. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, ссылаясь на вышеуказанные доводы. В суде добавила, что отец считал, что он включен в списки сособственников земельных паев, посещал все общие собрания. Заявительница вступала в наследство после матери и только тогда ей стало известно, что земельного пая нет в наследственной массе. В судебном заседании представитель заявителя Хамидова В.Д., допущенная в процесс по ходатайству, поддержала требования Локтенко Л.П., просила их удовлетворить. Просила суд восстановить срок для подачи заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, пояснив, что согласно трудовой книжки, Ч.П.В. работал в социальной сфере совхоза «Янтарь», был уволен по собственному желанию 15.07.1988 года, в связи с выходом на пенсию. Представитель заявителя Хамидова В.Д. считает, что срок установленный статьей 256 ГПК РФ пропущен Локтенко Л.П. по уважительной причине и подлежит восстановлению. Представитель заинтересованного лица администрации МО Темрюкский район Л.К.В. (л.д.23) в судебном заседании пояснила, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, указанные полномочия отнесены Законом к органам исполнительной власти субъектов РФ, в данном случае, это компетенция Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края. Наделение бывших работников социальной и сельской сферы совхозов и колхозов, не вошедших в списки сособственников земельных долей, правом собственности на земельную долю повлечет пропорциональное уменьшение земельных долей всех остальных участников долевой собственности. Также п.7 ст. 1 ГК РФ основным принципом земельного законодательства провозглашен принцип платности. Действующим законодательством не закреплено наделение граждан землей бесплатно. Кроме того, Заявителем пропущен срок для обжалования действия (бездействия) должностных лиц, органа местного самоуправления. Доказательств, подтверждающих уважительность пропуска заявителем установленного Законом срока для обжалования не представлено, кроме того, Постановление правительства РФ от 29.12.1991 № 86 было опубликовано в СП РФ, 1992, № 1-2, ст.9, указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 опубликован в Ведомостях СНД и ВС РСФСР, 02.01.1992, № 1, ст.53. Иные нормативно-правовые акты, на которые ссылается заявитель, также были опубликованы в официальных источниках в соответствии с требованиями законодательства. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем – постановлением главы соответствующего района. Постановление главы Темрюкского района вынесено в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и не нарушает чьи-либо права. Доказательств несоответствия указанного постановления нормам действующего на тот момент законодательства предоставлено не было. Ссылка заявителя в обоснование своих требований на Указ Президента от 02.03.1992 № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» является несостоятельной. Данный нормативно-правовой акт определяет только порядок установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в их собственность, но не устанавливает категории граждан, которым земельные участки (доли) могут передаваться в собственность бесплатно. Таким образом, правом на получение земельной доли обладали те лица, которые были включены в списки, составленные внутрихозяйственными комиссиями и утвержденные постановлением администрации района. Согласно сообщению начальника архивного отдела администрации муниципального образования Темрюкский район в списках сособственников земельных паев АФ «Янтарь», утвержденных постановлениями главы администрации Темрюкского района от 18.08.1994 года № 1043, Ч.П.В., <данные изъяты> года рождения, не значится. Согласно статье 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Ч.П.В. в списках сособственников земельных паев агрофирмы АФ «Янтарь», утвержденных постановлениями главы администрации Темрюкского района от 18.08.1994 года № 1043 не числится, право собственности на земельный пай не имеет, следовательно в наследственную массу указанное имущество не включено. Таким образом, у заявителя отсутствуют основания для наследования такого имущества. Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края П.Т.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что в соответствии со ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Поскольку данное имущество на момент смерти лица не являлось его собственностью, то у истца не имеется никаких оснований для приобретения права собственности на него по завещанию в силу закона (л.д.32-35). Представитель администрации Краснодарского края Б.С.В. в судебное заседание не явился, представив в суд письменный отзыв, где в удовлетворении требований заявителя просил отказать, в связи с пропуском срока исковой давности и просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.24-26). Представитель Управления Федеральной регистрационной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по КК в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.21). В силу ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления в порядке Главы 25 ГПК РФ. Суд, выслушав заявителя, его представителя, представителя администрации МО Темрюкский район, изучив материалы дела, приходит к следующему: С 23.11.1990 г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан. На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992 г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». При реорганизации АФ «Янтарь» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г.N213«О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. 15.08.2003 года АФ «Янтарь» прекратила свою деятельность (л.д.16). Наследодатель Ч.П.В., <данные изъяты> года рождения, в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района за №1043 от 18.08.1994г. «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Янтарь», не значится. На момент формирования списков сособственников земельных долей и утверждения этих списков, отец заявительницы являлся пенсионером. Данный вывод суда подтверждается исследованной в судебном заседании, копией трудовой книжкой, заверенной в установленном законом порядке (л.д.7). 29.09.1994 года Ч.П.В. умер (л.д.8). В связи с тем, что при вступлении в наследство Локтенко Л.П. в наследственной массе отсутствовал земельный пай, заявитель обратилась в суд за защитой своих прав, и предъявил требования в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В соответствии с п. 24 Постановления №2 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. «О практике применения рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от оттого, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч.4 ст.198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.6 ст.152, ч.4 ст.198 и ч.2 ст.256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.92 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, Ч.П.В. знал о бесплатном наделении земельной долей в силу общей публичности осуществления приватизации совхоза. До даты смерти Ч.П.В. не реализовал своего права на получение в собственность земельного пая. Его наследник, Локтенко Л.П. обратилась в суд за защитой своих прав спустя 17 лет. Заявителем не предоставлено доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления, в связи с чем, суд отказывает в требованиях по основаниям пропуска срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении заявления Локтенко Л.П. об оспаривании решения органа местного самоуправления по вынесению постановлений за №1043 от 18.08.1994 г. «Об утверждении списков сособственников земельных паев агрофирмы «Янтарь», в части не включения её отца Ч.П.В., 1926 года рождения, в списки сособственников земельных паев агрофирмы, в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения с заявлением в суд. Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через районный суд в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 21.11.2011 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: