ДЕЛО №2-1972/11 РЕШЕНИЕ. Именем Российской Федерации. Г. Темрюк 30.11.2011 г. Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего судьи Курбановой Е.Н. С участием помощника прокурора Темрюкского района Стукало А.С. Директора муниципального бюджетного образовательного учреждения основная образовательная школа № 26 Романюты В.И. Представителя администрации МО Темрюкский район Есилевского А.О. И.О. начальника ОНД Темрюкского района Ч.А.П.. Представителя Управления образования администрации МО Темрюкский район Н.Т.В. При секретаре Булаховой М.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Темрюкский район о признании бездействия незаконным по исполнению законодательства о пожарной безопасности и финансированию содержания здания МБОУ ООШ №26, УСТАНОВИЛ: Прокурор Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к администрации МО Темрюкский район о признании бездействия незаконным по исполнению законодательства о пожарной безопасности и финансированию содержания здания МБОУ ООШ №26. В обосновании своих доводов указав, что прокуратурой района совместно со специалистами ОНД по Темрюкскому району во исполнение задания прокуратуры края, проведена проверка исполнения законов о безопасности образовательных учреждений при подготовке к 2011-2012 учебному году, в ходе которой установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в МБОУ ООШ №26. Ранее, 20.08.2010, главным специалистом ОГПН Темрюкского района Ч.А.П.., в соответствии со ст.6 Федерального закона РФ №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», вносилось предписание №157/157/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности директору МОУ ООШ №26 Романюта В.И., однако данное предписание в установленный срок, по состоянию на 15.01.2011 выполнено не было. Данные нарушения продолжают иметь место, ввиду отсутствия надлежащего финансирования образовательных учреждений администрацией муниципального образования Темрюкский район. Помимо указанных нарушений законодательства о пожарной безопасности руководством МБОУ ООШ №26 нарушены требования ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», закрепившей принципы противодействия терроризму, таких как: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма. В случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности МБОУ ООШ №26 минимизация последствий террористического акта не будет достигнута. Так, директор МБОУ ООШ №26 Романюта В.И. в 2010, 2011 г.г. привлекался к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, однако данная мера воздействия не является эффективной и не способствует устранению выявленных нарушений, так как должностные лица – директора образовательных учреждений, не являются распорядителями денежных средств, предусмотренных и обеспеченных муниципальной программой: «Безопасность образовательных учреждений» на 2009-2011 годы. Согласно положениям Уставов образовательных учреждений, а также ст.31 Закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Так, положениями муниципальной программы «Безопасность образовательных учреждений» на 2009-2011 годы были предусмотрены мероприятия по оборудованию зданий автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и другие, согласно правилам пожарной безопасности. Согласно смете, утвержденной начальником управления образования 31.12.2010 г. денежные средства, из целевой программы в 2010 году, на устранение нарушений пожарной безопасности в МБОУ ООШ №26, вообще не выделялись. Прокуратурой района в адрес главы муниципального образования Темрюкский район неоднократно вносились представления (20.08.2010 г., 22.09.2011г.) об устранении нарушений закона, в которых указывалось на недостаточное выделение органами местного самоуправления бюджетных финансовых средств на ремонт зданий образовательных учреждений, проведение противопожарных мероприятий, на невозможное исполнение законных требований должностных лиц ОНД и других контролирующих органов. В связи с ненадлежащим исполнением требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в отношении образовательных учреждений, длительным непринятием мер по устранению выявленных нарушений в данной области, а также по предупреждению и устранению нарушений в сфере антитеррористической защищенности со стороны органа местного самоуправления усматривается бездействие, нарушающее права и законные интересы граждан. В заявлении от 07.11.2011 года и в ходе судебного слушания дела, помощник прокурора Стукало А.С., уточнила заявленные требования и просила суд, с учетом устраненных недостатков нарушения правил пожарной безопасности, признать незаконным бездействие администрации МО Темрюкский район по неосуществлению финансирования МБОУ ООШ №26 на выполнение работ по устранению нарушение правил пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму. Обязать администрацию МО Темрюкский район осуществить выделение денежных средств МБОУ ООШ №26 на выполнение работ по устранению нарушение правил пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму по эксплуатации здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения основная образовательная школа №26, а именно на устранение следующих нарушений: Установку противопожарного люка размером 0,6*0,8 м. (СНиП 21.01-97) для выхода на чердак; На путях эвакуации из коридора в лестничную клетку пол выполнить без перепадов высот и выступов (СНиП 21.91-97*). Косоуры лестничных маршей оштукатурить штукатуркой толщиной не менее 2 см (СНиП 21.01-97*). На путях эвакуации пол выполнить без перепадов высот (СНиП 21.01-97*). Выполнить ограждения ступеней крыльца главного входа высотой 0,8 м (СНиП 2.08.02-89*). Произвести испытания качества огнезашитной обработки с предоставлением акта испытания (ППБО1-03). Выполнить эвакуационное освещение (СНиП 23.05-95, ППБО1-03, СНиП 21.01-97*). На 1 и 2 этаже поэтажные планы – схемы эвакуации людей на случай пожара выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2143-32009, ППБО1-03), Обслуживающий персонал школы обеспечить индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала (ППБО1-03). Здание школы оборудовать автоматическим каналом передачи извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны (СП 5.13130.2009). Отделку ступеней на лестничных площадках на путях эвакуации выполнить не из горючих материалов (ППБ01-03). В помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, выполнить аварийное освещение, включающееся автоматически при отключении основного освещения (НПБ 88-01*). Обязать МБОУ ООШ №26 сформировать заказы на выполнение указанных работ. Директор МБОУ ООШ № 26 Романюта В.И. в судебном заседании с требованиями прокурора согласился и пояснил, что за 2010 год были частично устранены выявленные нарушения пожарной безопасности за счет спонсоров и своими силами. Он не бездействовал, обращался в администрацию сельского поселения и в администрацию МО Темрюкский район о выделении денежных средств для устранения недостатков. Администрация района в 2010 году выделила 80000 рублей на пожарную сигнализацию, в 2011 году только 38000 рублей, только, на то, чтобы можно было получить лицензию. Представитель администрации МО Темрюкский район по доверенности Есилевский А.О. (л.д.26) с требованиями прокурора согласился частично, просил отказать в удовлетворении требований о признании незаконными бездействия администрации МО Темрюкский район по неосуществлению финансирования школы на выполнение работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму, поскольку денежные средства школе выделялись. Представитель Управления образования администрации МО Темрюкский район по доверенности Н.Т.В. (л.д.58) в судебном заседании с иском прокурора согласилась. Представитель ОНД Темрюкского района и.о. начальника Ч.А.П. в судебном заседании с требованиями прокурора согласился. Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования прокурора, подлежат удовлетворению. Как следует из анализа материалов дела, проверкой проведенной прокуратурой Темрюкского района совместно со специалистами ОНД по Темрюкскому району в МБОУ ООШ № 26 пос. Прогресс Темрюкского района, были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: для выхода на чердак не установлен противопожарный люк размером 0,6х0,8м (СНиП 21.01-97); на путях эвакуации из коридора в лестничную клетку пол выполнен с перепадом высот и выступами (СНиП21.01-97*); косоуры лестничных маршей не оштукатурены штукатуркой толщиной не менее 2см (СНиП21.01-97*); на путях эвакуации пол выполнен с перепадом высот (СНиП21.01-97*); отсутствует ограждение ступеней крыльца главного входа высотой 0,8м (СНиП2.08.02-89*); не произведено испытание качества огнезащитной обработки с предоставлением акта испытания (ППБ01-03); отсутствует эвакуационное освещение (СНиП23.05-95, ППБ01-03, СНиП21.01-97*); в учебных классах здания отсутствуют локальные планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ Р12.2.143-2009 (ППБ01-03); на 1 и 2 этаже поэтажные планы-схемы эвакуации людей на случай пожара выполнены не в соответствии с ГОСТ Р12.2.143-2009, ППБ01-03); лампы освещения не закрыты плафонами, предусмотренными конструкцией светильников (ППБ01-03); обслуживающий персонал школы не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала (ППБ01-03); в помещении пожарного поста не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики (ППБ01-03); на фасаде здания не установлен соответствующий указатель гидранта (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий) в соответствии с НПБ 160 (ППБ01-03); здание школы не оборудовано автоматическим каналом передачи извещения о пожаре в подразделения пожарной охраны (СП 5.13130.2009); в школе не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность в действию первичных средств пожаротушения (ППБ01-03); для отделки ступеней на лестничных площадках на путях эвакуации применяются горючие материалы (ППБ01-03); в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, отсутствует аварийное освещение, включающееся автоматически при отключении основного освещения (НПБ 88-01*) (л.д.11-12). Ранее, 20.08.2010 г., главным специалистом ОГПН Темрюкского района Ч.А.П., в соответствии со ст.6 Федерального закона РФ №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», вносилось предписание №157/157/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности директору МОУ ООШ №26 Романюта В.И. Однако данное предписание в установленный срок, по состоянию на 15.01.2011 г. выполнено не было. Согласно предписанию от 20.08.2010 г. необходимо было устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности: - для выхода на чердак не установлен противопожарный люк размером 0,6х0,8м (СНиП 21.01-97); - на путях эвакуации из коридора в лестничную клетку пол выполнен с перепадом высот и выступами (СНиП21.01-97*); - косоуры лестничных маршей не оштукатурены штукатуркой толщиной не менее 2см (СНиП21.01-97*); - на путях эвакуации пол выполнен с перепадом высот (СНиП21.01-97*); - отсутствует ограждение ступеней крыльца главного входа высотой 0,8м (СНиП2.08.02-89*); - не произведено испытание качества огнезащитной обработки с предоставлением акта испытания (ППБ01-03); - отсутствует эвакуационное освещение (СНиП23.05-95, ППБ01-03, СНиП21.01-97*); - в учебных классах здания отсутствуют локальные планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ Р12.2.143-2009 (ППБ01-03) (л.д.13-15). 25.11.2011 года на основании определения суда от 27.10.2011 г. (л.д.27), ОНД Темрюкского района было проведено обследование помещений МБОУ ООШ № 26, расположенного по адресу: пос. Прогресс, ул. Ленина, 15А, в ходе проверки были выявлены следующие не устраненные нарушения (л.д.74-75): Для выхода на чердак не установлен противопожарный люк размером 0,6*0,8 м. (СНиП 21.01-97); - на путях эвакуации из коридора в лестничную клетку пол выполнен с перепадом высот и выступов (СНиП 21.91-97*); - косоуры лестничных маршей не оштукатурены штукатуркой толщиной не менее 2 см (СНиП 21.01-97*); - на путях эвакуации пол выполнен с перепадом высот (СНиП 21.01-97*); - отсутствуют ограждения ступеней крыльца главного входа высотой 0,8 м (СНиП 2.08.02-89*); - не произведено испытание качества огнезашитной обработки с предоставлением акта испытания (ППБО1-03); - отсутствует эвакуационное освещение (СНиП 23.05-95, ППБО1-03, СНиП 21.01-97*); - на 1 и 2 этаже отсутствуют поэтажные планы – схемы эвакуации людей на случай пожара в соответствии с ГОСТ Р 12.2143-32009, ППБО1-03); - здание школы не оборудовано автоматическим каналом передачи извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны (СП 5.13130.2009); - для отделки ступеней на лестничных площадках на путях эвакуации применяются горючие материалы (ППБ01-03); -в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, отсутствует аварийное освещение, включающееся автоматически при отключении основного освещения (НПБ 88-01*) (л.д.74-75). Помимо указанных нарушений законодательства о пожарной безопасности руководством МБОУ ООШ №26 нарушены требования ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», закрепившей принципы противодействия терроризму, таких как: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма. В соответствии с п.п.3 п. 3. ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 №3266 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно положений ст.37 Федерального закона от 12.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст.ст. 14, 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. То есть, главным распорядителем бюджетных средств является администрация муниципального образования Темрюкский район, имеющая право распределять средства бюджета муниципального образования Темрюкский район по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета. Согласно положениям Уставов образовательных учреждений, ст. 31 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В связи с ненадлежащим исполнением требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в отношении образовательных учреждений, длительным непринятием мер по устранению выявленных нарушений в данной области, а также по предупреждению и устранению нарушений в сфере антитеррористической защищенности со стороны органа местного самоуправления усматривается бездействие, нарушающее права и законные интересы граждан. Прокуратурой района в адрес главы муниципального образования Темрюкский район неоднократно вносились представления (20.08.2010 г., 22.09.2011г.) об устранении нарушений закона, в которых указывалось на недостаточное выделение органами местного самоуправления бюджетных финансовых средств на ремонт зданий образовательных учреждений, проведение противопожарных мероприятий, на невозможное исполнение законных требований должностных лиц ОНД и других контролирующих органов. Выделяемые денежные средства не соответствуют фактическим потребностям образовательных учреждений и решение данной проблемы, с учетом принимаемых мер со стороны контролирующих органов, не активизируется. Так, из информации Главы администрации МО Темрюкский района на МБОУ ООШ №26 в 2011 г. выделены денежные средства только на текущий ремонт и приобретение мебели (л.д.48), в сумме 274,2 руб. В 2010 г. указанной школе денежные средства вообще не выделялись. Таким образом, деятельность органов местного самоуправления по финансированию образовательных учреждений для решения вопросов безопасности жизни и здоровья, обучающихся и воспитанников нельзя назвать эффективной и целенаправленной. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации МО Темрюкский район по неосуществлению финансирования МБОУ ООШ №26 на выполнение работ по устранению нарушение правил пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму. Обязать администрацию МО Темрюкский район осуществить выделение денежных средств МБОУ ООШ №26 на выполнение работ по устранению нарушение правил пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму по эксплуатации здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения основная образовательная школа №26, а именно на устранение следующих нарушений: Установку противопожарного люка размером 0,6*0,8 м. (СНиП 21.01-97) для выхода на чердак; На путях эвакуации из коридора в лестничную клетку пол выполнить без перепадов высот и выступов (СНиП 21.91-97*). Косоуры лестничных маршей оштукатурить штукатуркой толщиной не менее 2 см (СНиП 21.01-97*). На путях эвакуации пол выполнить без перепадов высот (СНиП 21.01-97*). Выполнить ограждения ступеней крыльца главного входа высотой 0,8 м (СНиП 2.08.02-89*). Произвести испытания качества огнезашитной обработки с предоставлением акта испытания (ППБО1-03). Выполнить эвакуационное освещение (СНиП 23.05-95, ППБО1-03, СНиП 21.01-97*). На 1 и 2 этаже поэтажные планы – схемы эвакуации людей на случай пожара выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2143-32009, ППБО1-03), Обслуживающий персонал школы обеспечить индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала (ППБО1-03). Здание школы оборудовать автоматическим каналом передачи извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны (СП 5.13130.2009). Отделку ступеней на лестничных площадках на путях эвакуации выполнить не из горючих материалов (ППБ01-03). В помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, выполнить аварийное освещение, включающееся автоматически при отключении основного освещения (НПБ 88-01*). Обязать МБОУ ООШ №26 сформировать заказы на выполнение указанных работ. Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через районный суд в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 05.12.2011 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: