К делу № 2-2231/2011 г. РЕШЕНИЕ г. Темрюк 28 ноября 2011 года Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Вовк И. В., при секретаре Пивень А. И., с участием Рева В. И., Немтиновой Л. Н., Москаленко А. М. и Москаленко В. И., Ткаченко С. С. и Ткаченко А. А., Василенко Г. Г., Шамрай Н. Г., Шамрай Б. С., представителей Управления Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе Кулиш Л. Е. и Мособовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рева В. И., Немтиновой Л. Н., Москаленко А. М. и Москаленко В. И., Ткаченко С. С. и Ткаченко А. А., Василенко Г. Г., Шамрай Н. Г., Шамрай Б. С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе об обязывании назначения ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, об обязывании перерасчета недовыплаченных ежемесячных денежных выплат за период с 1 января 2005 года по настоящее время, УСТАНОВИЛ: Рева В. И., Немтиновой Л. Н., Москаленко А. М. и Москаленко В. И., Ткаченко С. С. и Ткаченко А. А., Василенко Г. Г., Шамрай Н. Г., Шамрай Б. С. обратилась в Темрюкский райсуд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе об обязывании назначения ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, об обязывании перерасчета недовыплаченных ежемесячных денежных выплат за период с 1 января 2005 года по настоящее время. В обоснование своих требований истцы указали, что их сыновья: Рева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Левченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Москаленко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ткаченко С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Василенко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шамрай Г.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибли при выполнении служебных обязанностей на территории Чеченской Республики в 1995 г., 2000 г. 2001 г. Их сыновья погибли, защищая интересы государства, в котором они родились, выросли, жили. Погибли, выполняя свой воинский долг. Однако Управление Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе Краснодарского края отказывает им, родителям, в перерасчете ежемесячной денежной выплаты. Согласно протоколов решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан им отказано в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном подпунктом 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с 1 января 2005 года, поскольку их сыновья погибли после 16 января 1995 года, а право распространяется только на тех родителей, сыновья которых погибли до вступления в силу ФЗ № 5 «О ветеранах» от 12.01.1995 года. Они считают, что Управление Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе неправильно трактует нормы гражданского права. То обстоятельство, что их сыновья погибли после введения в действие ФЗ «О ветеранах», само по себе не лишает их права на льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, согласно Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Дата смерти погибших сыновей не имеет правового значения для определения размера ЕДВ. Согласно ст. 21, ст. 28 Закона «О ветеранах» они также имеют право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, то есть имеют право на ежемесячную денежную выплату, установленную для участников ВОВ. В связи с принятием ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах» система социальной поддержки в виде предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. Им была установлена ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей (при отказе от получения «соцпакета»), а в настоящее время, в связи с индексацией - 1085,98 рублей, однако данная сумма значительно ниже ЕДВ, выплачиваемых участникам ВОВ, которая составляет 2713,19 рублей. Они считают, что ЕДВ должно быть назначено им в размере, равном ежемесячной денежной выплате, установленной участникам ВОВ. Кроме того, поскольку ЕДВ, выплачиваемых участникам ВОВ не получались ими по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то они подлежат выплате без ограничения срока, по аналогии, в соответствии с положениями ст. 23 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 24.07.2009 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поэтому они также просят суд обязать Управление пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе произвести перерасчета недовыплаченных ежемесячных денежных выплат за период с 1 января 2005 года по настоящее время. В судебном заседании истцы Рева В.И., Немтинова Л.Н., Москаленко А.М., Москаленко В.И., Ткаченко С.С., Ткаченко А.А., Василенко Г.Г., Шамрай Н.Г., Шамрай Б. С. поддержали исковые требования и просили суд их удовлетворить. Они просят обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе назначить им ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, произвести им перерасчет ежемесячных недовыплаченных денежных выплат с 01 января 2005 года по настоящее время. Истица Василенко Г.Г. суду пояснила, что ее сын - Василенко А.В., а также сыновья соистцов погибли, исполняя обязанности военной службы, защищая интересы государства. На основании ст.21 Закона «О ветеранах» они имеют право на льготы, установленные законодательством для родителей, погибших военнослужащих, наравне с участниками Великой Отечественной войны. Пенсионный фонд не верно определил им размер ежемесячных денежных выплат с 1 января 2005 года в размере 150 рублей, а в настоящее время в связи с индексацией они получают 1085,98 рублей. Они имеют право на ежемесячную денежную выплату, установленную для участников Великой Отечественной войны, которая в настоящее время составляет 2713,19 рублей. Представители Управления Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе Кулиш Л.Е. и Мособова О.В. исковые требования не признали и просили суд отказать Рева В. И., Немтиновой Л. Н., Москаленко А. М., Москаленко В. И., Ткаченко С. С., Ткаченко А. А., Василенко Г. Г., Шамрай Н. Г., Шамрай Б. С. в удовлетворении исковых требований. Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе Кулиш Л.Е. пояснила, что к кругу лиц, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989 N 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие при исполнении иных обязанностей военной службы, смерть которых наступила до 16 января 1995 года. Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны и меры социальной защиты членов семей погибших ветеранов боевых действий. Право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, граждане указанной категории реализовывали на основании удостоверения о праве на льготы, либо справки о праве на льготы, заменяющей названное удостоверение, и справки установленной формы о гибели (смерти) военнослужащего, выданных до 16 января 1995 года. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. Ее размер определен п.п.2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» для участников ВОВ в сумме 1 500 рублей (в 2005 году согласно п. 5 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ - 1050 рублей), для членов семей погибших ветеранов боевых действий - 600 рублей (в 2005 году - 150 рублей). То есть в 2005 году единовременная денежная выплата уменьшилась для всех категорий, как для участников Великой Отечественной войны, так и для членов семей погибших военнослужащих. С учетом предписаний Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и ФЗ «О ветеранах» истцы, на основании имеющихся у них удостоверений на льготы, до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны, но после этой даты Управление Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе признало за ними право на получение с 1 января 2005 года ежемесячной денежной выплаты в размере 150 рублей в связи с тем, что их сыновья погибли после 16 января 1995 года (после даты вступления в силу ФЗ «О ветеранах»). Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования Рева В.И., Немтиновой Л.Н., Москаленко А.М., Москаленко В. И., Ткаченко С.С., Ткаченко А.А., Василенко Г.Г., Шамрай Н.Г., Шамрай Б.С. подлежат удовлетворению. Согласно свидетельств о рождении истцы являются родителями погибших военослужащих: Рева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Левченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Москаленко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ткаченко С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Василенко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шамрай Г.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Как следует из справки от 17.10.2011 г. №2/1264 Рева А.А. являлся военнослужащим и погиб 18 апреля 1995 г. вследствие военной травмы. Согласно извещения № 3146 от 2.11.2001 года сержант Левченко В.В. 12 ноября 2000 года погиб при выполнении служебных обязанностей на территории Чеченской республики. Из извещений № 4/2136 от 19.10.2000 г. и № 4/9137 от 19.12.2000 г. следует, что рядовой Москаленко В.В. погиб смертью храбрых 22 августа 2000 года во время ведения боевых действий в Чеченской республике. Извещение № 4/241 от 16.08.1995 г. подтверждает, что рядовой Ткаченко С.А. 26 июля 1995 года, выполняя боевые задачи, погиб. Из извещения № 351 от 24.04.2001 года усматривается, что рядовой контрактный служащий Василенко А.В. убит при исполнении служебных обязанностей. Извещение №4/112 от 28.04.1995 г. и справка от 26.12.2008 г. №4/465 подтверждают, что рядовой Шамрай Г.Б. являлся военнослужащим и погиб 23 января 1995 г. в ходе боевых действий в Чеченской республике. Факты смерти детей истцов также подтверждается свидетельствами о смерти. Согласно удостоверений истцы имеют право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах». Протоколами решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе № 201.5, №201.6, №201.9, №201.2, №201.7, №201.8, №201.4, №201.3 от 24 октября 2011 г., № 209.7 от 3 ноября 2011 г. Рева В.И., Немтиновой Л.Н., Москаленко А.М., Москаленко В. И., Ткаченко С.С., Ткаченко А.А., Василенко Г.Г., Шамрай Н.Г., Шамрай Б.С. в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном п.п. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с 01 января 2005 года отказано. Статья 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В судебном заседании установлено, что Рева А.А., Левченко В. В., Москаленко В.В., Ткаченко С. А., Василенко А.В., Шамрай Г. Б. проходили военную службу и погибли в Чеченской Республике, их смерть связана с исполнением обязанности военной службы. Истцы как родители погибших военнослужащих имеют право на льготы, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах». Согласно данной нормы закона на Рева В.И., Немтинову Л.Н., Москаленко А.М., Москаленко В.И., Ткаченко С.С., Ткаченко А.А., Василенко Г.Г., Шамрай Н.Г., Шамрай Б. С. распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. С учетом предписаний Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и Федерального закона «О ветеранах» истцы до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах», система социальной поддержки, в рамках которой основная часть льгот предоставлялась ветеранам в натуральной форме, была заменена ежемесячной денежной выплатой. Истцам была установлена ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей, а в настоящее время, в связи с индексацией - 1085,98 рублей. Суд считает, что Рева В.И., Немтиновой Л.Н., Москаленко А.М., Москаленко В.И., Ткаченко С.С., Ткаченко А.А., Василенко Г.Г., Шамрай Н.Г., Шамрай Б. С. следует назначить и соответственно пересчитать ежемесячную денежную выплату, исходя из установленной для участников Великой Отечественной войны, поскольку Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты. Впоследствии льготы, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами. Суд не может согласиться с доводами представителей Управления Пенсионного фонда в Темрюкском районе о том, что у истцов отсутствует право на получение ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, поскольку их сыновья погибли после введения в действие ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2005 года) права и льготы, а также меры защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации. По смыслу ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую соответствующую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и таким образом, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса. Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме. Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) и ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.200-7 гола № 331-ОП. Статьей 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В связи с тем, что объем льгот, получаемый истцами - родителями погибших военнослужащих, до 1 января 2005 года соответствовал объему льгот участников Великой Отечественной войны, то компенсация этих льгот в денежной форме - 1085,98 рублей, не может считаться равноценной. Дата смерти погибших сыновей истцов не имеет правового значения для определения размера ежемесячной денежной выплаты. К тому же пункт 5 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, на основании которого истцам с 1 января 2005 года был определен размер ежемесячных денежных выплат в размере 150 рублей, прекратил свое действие с 1 января 2006 года. Таким образом, Рева В.И., Немтиновой Л.Н., Москаленко А.М., Москаленко В.И., Ткаченко С.С., Ткаченко А.А., Василенко Г.Г., Шамрай Н.Г., Шамрай Б. С., которые ранее до 1 января 2005 года пользовались льготами в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Ежемесячная денежная выплата, установленная для участников Великой Отечественной войны не получались истцами по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, она подлежит выплате без ограничения срока в соответствии с положениями ст. 23 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Управление Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе обязано произвести истцам перерасчет ежемесячной денежной выплаты за период с 1 января 2005 года по день вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить исковые заявления Рева В. И., Немтиновой Л. Н., Москаленко А. М. и Москаленко В. И., Ткаченко С. С. и Ткаченко А. А., Василенко Г. Г., Шамрай Н. Г., Шамрай Б. С. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Темрюкском районе назначить Рева В. И., Немтиновой Л. Н., Москаленко А. М. и Москаленко В. И., Ткаченко С. С. и Ткаченко А. А., Василенко Г. Г., Шамрай Н. Г., Шамрай Б. С. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и произвести перерасчет недовыплаченной ежемесячной денежной выплаты каждому из них за период с 1 января 2005 года по день вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Краснодарский крайсуд в течение десяти дней со дня его вынесения. Председательствующий