РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Темрюк 24 ноября 2011 года. Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Шинкаревой Л.И., при секретаре Люсой Т.В., с участием помощника прокурора Темрюкского района Стукало А.С., представителя Территориальной избирательной комиссии Темрюкская Дроздова В.В., заинтересованного лица Зенина М.Ю. и его представителя по доверенности Жилищикова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориальной избирательной комиссии Темрюкская об отмене регистрации кандидата на должность главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района Зенина М.Ю., УСТАНОВИЛ: Территориальная избирательная комиссия Темрюкская обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района Зенина М.Ю. Свое обращение в суд заявитель мотивировал тем, что решением Территориальной избирательной комиссии Темрюкская от 03.11.2011 года № 15/1 Зенин М.Ю. был зарегистрирован кандидатом на должность главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района. Контрольно-ревизионной службой избирательной комиссии при рассмотрении сведений о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, предоставленных Банком, было установлено, что кандидатом Зениным М.Ю. допущены нарушения действующего законодательства о выборах в части финансирования им своей избирательной кампании. Так было установлено, что 27 октября, 14 ноября и 15 ноября 2011 года на специальный избирательный счет кандидата Зенина М.Ю. поступили собственные средства кандидата в общей сумме 33350 рублей. 15.11.2011 года в 11 часов 21 минуту кандидат Зенин М.Ю. произвел расходование средств избирательного фонда, перечислив сумму 32634 рубля 56 копеек индивидуальному предпринимателю М.К. за изготовление агитационно-печатных материалов. Остаток средств избирательного фонда Зенина М.Ю. после этого составил 715 рублей 44 копеек. Затем 15.11.2011 года в период с 12 часов 48 минут по 16 часов 39 минут на избирательный счет Зенина М.Ю. поступили добровольные пожертвования граждан П.И., Э.В., И.А., Ю.Н., Н.Л. и С.И. в общей сумме 25800 рублей (по 4300 рублей от каждого). После проведения банком этих операций остаток средств избирательного фонда кандидата Зенина М.Ю. составил 26515 рублей 44 копеек. После этого 16.11.2011 года в 11 часов 59 минут кандидат Зенин М.Ю. произвел еще одно расходование средств избирательного фонда, перечислив сумму 26000 рублей индивидуальному предпринимателю Л.В. за изготовление агитационно-печатных материалов. Остаток средств избирательного фонда Зенина М.Ю. после этого составил 515 рублей 44 копеек. В итоге сумма поступлений собственных средств кандидата Зенина М.Ю. составила 33350 рублей, сумма добровольных пожертвований граждан 25800 рублей. Всего сумма расходов, на цели связанные с выборами, составила 58634 рубля 56 копеек. Если предположить, что в первую очередь на оплату кандидат использовал собственные средства, но их было недостаточно для оплаты и кандидат Зенин М.Ю. использовал на цели, связанные с выборами, добровольные пожертвования граждан в сумме 25284 рублей 56 копеек. И только после этих операций в 16 часов 52 минуты счет кандидата Зенина М.Ю. снова был пополнен в сумме 30000 рублей за счет средств, поступивших кандидату от Краснодарского краевого отделения КПРФ. Согласно ч. 1 ст. 44 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» при внесении добровольного пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие обязательные сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве. Однако граждане П.И., Э.В., И.А., Ю.Н., Н.Л. и С.И. при внесении ими денежных средств в качестве добровольных пожертвований на специальный счет избирательного фонда кандидата Зенина М.Ю. № в платежных документах не указали дату своего рождения, не указали адрес места жительства и гражданство. Таким образом, указанные денежные средства, по мнению заявителя, на общую сумму 25800 рублей были внесены в избирательный фонд кандидата Зенина М.Ю. с нарушением требований, установленных ч. 1 ст. 44 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае». Частью 4 статьи 44 данного Закона Краснодарского края установлено: если пожертвования внесены с нарушением требований части 1 этой статьи, то не позднее чем через 10 дней со дня поступления эти средства возвращаются жертвователю в полном объеме с указанием причины возврата. Кандидат не вправе использовать на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании, поступившие в его избирательный фонд собственные средства, внесенные с нарушением требований ч. 1 ст. 44 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (без указания в платежном документе жертвователем всех обязательных сведений о себе). Однако, кандидат Зенин М.Ю. возврата денежных средств, поступивших в его избирательный фонд в качестве добровольных пожертвований с нарушением указанных требований закона не произвел. Эти денежные средства были израсходованы им на проведение мероприятий, связанных с его избирательной кампанией (на изготовление агитационных материалов). Кроме того, численность избирателей в Темрюкском городском поселении Темрюкского района составляет 29031 человек. Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 28 декабря 2010 года № 137/1383 «О предельной сумме расходов из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, а также размерах средств, указанных в статьях 80 и 96 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», в 2011 году» предельная сумма расходов избирательного фонда кандидата на выборах главы городского поселения при численности избирателей от 20 до 30 тысяч составляет 439000 рублей. 5% от указанной суммы составляет 21950 рублей 00 копеек. Кандидатом Зениным М.Ю. были израсходованы средства, поступившие в его избирательный фонд с нарушением установленного порядка и подлежащие возврату (то есть средства помимо избирательного фонда), в размере 25284 рублей 56 копеек. 21.11.2011 года Темрюкский районный суд проинформировал территориальную избирательную комиссию Темрюкская о том, что им рассмотрена апелляционная жалоба гражданина А.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 207 Темрюкского района ... от 19.11.2011 года о наложении на него административного взыскании в виде штрафа в размере 2000 рублей за правонарушение, предусмотренное статьей 5.16 КоАП РФ (подкуп избирателей). Решение мирового судьи вступило в законную силу. Как следует из материалов административного производства, гражданин А.Н. осуществлял подкуп избирателей по поручению кандидата Зенина М.Ю. В судебном заседании представитель Территориальной избирательной комиссии Темрюкская по доверенности В.В. поддержал заявленные требования, просил суд заявление удовлетворить и отменить регистрацию кандидата на должность главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района Зенина М.Ю., сославшись на те же обстоятельства. Зенин М.Ю. в судебном заседании пояснил, что с заявлением Территориальной избирательной комиссии Темрюкская он не согласен, поскольку денежные средства от жертвователей были им возвращены на 9-й день с момента их поступления, а гражданина А.Н., который якобы от его имени производил подкуп избирателей, он не знает и никаких поручений в связи с выборами ему не давал. Представитель кандидата – Жилищиков И.А. поддержал позицию Зенина М.Ю. и пояснил, что положениями п.1.8 и 1.12 постановления избирательной комиссии Краснодарского края № 76/720 от 11.03.09 года и п.4 ст. 44 Закона Краснодарского края от 26.12.05 года «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» закреплена обязанность возвратить из средств специального избирательного счета денежные средства, зачисленные на него в нарушение установленного порядка, в десятидневный срок и средства были возвращены до истечения предельного срока возврата. Согласно устным заявлениям жертвователей, они указывали все необходимые сведения при внесении пожертвований на счет Зенина. Согласно п.4 ст. 44 Закона Краснодарского края от 26.12.05 года «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» кандидат, избирательное объединение не несут ответственности за принятие пожертвований, при внесении которых жертвовали указали сведения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи и оказавшиеся недостоверными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований, однако кандидата Зенина М.Ю. никто и никаким образом не уведомлял и нелегальности данных пожертвований. Доводы избирательной комиссии в части подкупа избирателей представитель считает несостоятельными, т.к. участие Зенина М.Ю. в совершении административного правонарушения гр-ном А.Н. в законном порядке не установлено, он не был привлечен к рассмотрению административного дела, а неустранимые сомнения в виновности лица, толкуются в пользу этого лица. В подтверждение этих доводов кандидат Зенин М.Ю. и его представитель представили суду распечатку телефонных звонков с мобильного телефона Зенина М.Ю., а также платежные документы о возврате денежных средств жертвователям. Прокурор Стукало А.С. в своем заключении полагала, что доводы заявления нашли свое подтверждение и они являются достаточным и законным основанием для удовлетворения требования избирательной комиссии. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит заявление Территориальной избирательной комиссии Темрюкская подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Решением Территориальной избирательной комиссии Темрюкская от 03.11.2011 года № 15/1 кандидатом на должность главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района зарегистрирован Зенин М.Ю. Согласно сообщению Банка (л.д. 9) и Сведений о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет избирательного фонда зарегистрированного кандидата по состоянию на 21.11.2011 года, 27 октября, 14 ноября и 15 ноября 2011 года на специальный избирательный счет кандидата Зенина М.Ю. поступили собственные средства кандидата в общей сумме 33350 рублей (50+7300+26000=33350). Затем 15.11.2011 года в период с 12 часов 48 минут по 16 часов 39 минут на избирательный счет Зенина М.Ю. поступили добровольные пожертвования граждан П.И., Э.В., И.А., Ю.Н., Н.Л. и С.И. в общей сумме 25800 рублей. 16.11.2011 года в 11 часов 59 минут кандидат Зенин М.Ю. произвел расходование средств избирательного фонда, перечислив сумму 26000 рублей индивидуальному предпринимателю Л.В. за изготовление агитационно-печатных материалов. Остаток средств избирательного фонда Зенина М.Ю. после этого составил 515 рублей 44 копеек. Таким образом, по состоянию на 11 часов 59 минут 16.11.2011 года сумма расходов, на цели связанные с выборами, всего составила 58634 рублей 56 копеек, из них - сумма добровольных пожертвований граждан 25800 рублей, остаток средств – 515 рублей 44 копейки. После этого в 16 часов 52 минуты 16.11.2011 года счет кандидата Зенина М.Ю. снова был пополнен в сумме 30000 рублей за счет средств, поступивших кандидату от Краснодарского краевого отделения КПРФ. При внесении денежных средств в качестве добровольных пожертвований на специальный счет избирательного фонда кандидата Зенина М.Ю. № в платежных документах – заявлении о переводе – жертвователи П.И., Э.В., И.А., Ю.Н., Н.Л. указали адрес регистрации, адрес фактического проживания и сведения о паспорте, но не указали даты рождения и гражданства, а гражданин С.И. не указал дату своего рождении. Все жертвователи не указали, что они вносят собственные средства. Данные обстоятельства достоверно подтверждаются представленными заявителем копиями заявлений о переводах, которые различаются по подчерку лиц, из заполнивших, что свидетельствует о том, что заявления заполнялись не сотрудником банка, а самим гражданами. В соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» от 26.12.2005 № 966-КЗ добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, вносится в отделение связи, кредитную организацию лично гражданином из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении добровольного пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие обязательные сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве. При внесении кандидатом на специальный избирательный счет своего избирательного фонда собственных средств в платежном документе должны содержаться помимо сведений, установленных первым абзацем настоящей части, слова «Собственные средства». Отсутствие в платежных документах жертвователей сведений о дате рождения и гражданстве свидетельствуют о том, что внесенные ими денежные средства на общую сумму 25800 рублей внесены в избирательный фонд кандидата Зенина М.Ю. с нарушением требований, установленных ч. 1 ст. 44 указанного Закона Краснодарского края. Между тем, кандидат Зенин М.Ю. возврата собственных денежных средств, в соответствии с ч. 4 ст. 44 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», поступивших в его избирательный фонд с нарушением требований, установленных ч. 1 ст. 44 Закона Краснодарского края, не произвел, а, напротив, использовал их 16.11. 11 года в 11 часов 59 минут для оплаты ИП Л.В. за изготовление агитационных материалов сумме 25284 рубля (26000 рублей (средства от пожертвований)- 715,44 рубля (остаток личных средств кандидата на счете = 25284 рубля) для оплаты В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 65 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда. Численность избирателей в Темрюкском городском поселении Темрюкского района составляет 29031 человек. Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 28 декабря 2010 года № 137/1383 «О предельной сумме расходов из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, а также размерах средств, указанных в статьях 80 и 96 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», в 2011 году» предельная сумма расходов избирательного фонда кандидата на выборах главы городского поселения при численности избирателей от 20 до 30 тысяч составляет 439000 рублей (приложение № 1 –л.д. 30). 5% от этой суммы составляет 21950 рублей 00 копеек. В данном случае кандидатом Зениным М.Ю. были израсходованы средства, поступившие в его избирательный фонд с нарушением установленного порядка и подлежащие возврату (то есть средства помимо избирательного фонда), в размере 25284 рублей 56 копеек, что превышает установленные законом 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, что в соответствии с п.2 ч.7 ст.65 Закона Краснодарского края от 26.12.05 года «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» является основанием для аннулирования регистрации кандидата. Суд считает несостоятельной ссылку кандидата Зенина М.Ю. и его представителя на п.4 ст. 44 Закона Краснодарского края от 26.12.05 года «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», согласно которой кандидат, избирательное объединение не несут ответственности за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователя указали сведения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи и оказавшиеся недостоверными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований. В данной статье речь идет о сведениях, которые были указаны жертвователями, но оказались недостоверными, а по делу установлено, что жертвователи не указали сведения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 44, поэтому ссылка кандидата на то, что его не уведомили о нелегальности пожертвований несостоятельна. Как видно из представленных Зениным М.Ю. документов, денежные средства в сумме 25800 рублей, полученные от жертвователей П.И., Э.В., И.А., Ю.Н., Н.Л. и С.И., были возвращены этим гражданам 24.11.11 года с формулировкой: »Возврат средств. Не в полном объеме указаны все обязательные сведения». Данный факт не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку, как установлено в судебном заседании, полученные от жертвователей деньги в сумме 25800 рублей были потрачены Зениным М.Ю. 16.11 11 года, а возврат произведен 24.11.11 года из других средств со счета кандидата. Согласно ч.4 ст. 44 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» кандидат не вправе использовать на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной компании, поступившие в его избирательный фонд собственные, внесенные с нарушением требований ч.1 ст. 44 указанного закона. Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка № 207 Темрюкского района ... от 19.11.2011 года на гражданина А.Н. наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 2000 рублей за правонарушение, предусмотренное статьей 5.16 КоАП РФ (подкуп избирателей). Согласно постановлению мирового судьи А.Н. осуществлял подкуп избирателей путем занятия благотворительной деятельностью: раздавал продукты питания и листовки с фотографией кандидата, чем нарушил законодательство о выборах и референдумах (л.д. 62). Данное решение мирового судьи при рассмотрении дела в апелляционной инстанции оставлено без изменения. Как следует из объяснения А.Н., имеющегося в материалах административного производства, (А.Н. были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ), в конце октября 2011 года ему поступило предложение от Зенина М.Ю. заняться агитационной деятельностью в его пользу на пост главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района. 16.11.2011 года лично Зенин М.Ю. передал ему в руки агитационный материал и продуктовые наборы, после чего уехал, но перед этим попросил распространять и вручать продуктовые наборы, в которые входили тушенка из говядины и свинины – 1 банка, пакетированный чай «Майский» и «засыпка» в виде крупы рисовой – 1 пакет, а также агитационный листок кандидата Зенина М.Ю. с его фотографией, который выдвигается от партии КПРФ (л.д. 48). В административном материале имеется агитационный листок кандидата Зенина М.Ю. Указанные письменные документы суд оценивает как допустимые и достаточные доказательства для установления факта подкупа избирателей лицом, действующими по поручению Зенина М.Ю. Согласно п. 4 ч. 7 ст. 65 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией. При наличии оснований, что Зениным М.Ю., израсходованы на проведение мероприятий, связанных с его избирательной кампанией денежные средства, поступившие в его избирательный фонд с нарушением требований, установленных ч. 1 ст. 44 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» в сумме 25284 рублей 56 копеек, и при наличии факта подкупа избирателей, действующим по поручению Зенина М.Ю., лицом, суд находит требования Территориальной избирательной комиссии Темрюкская законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отменить регистрацию кандидата на должность главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района Зенина М.Ю. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 5 дней. Председательствующий: