Заявление Гапон Н.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления



ДЕЛО № 2-2373/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Темрюк 19.12.2011 г.

Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе:

Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.

С участием представителя администрации Муниципального образования

Темрюкский район Л.К.В.

Представителя заявителя Гапон И.В. по доверенности Гапон Е.Г., её представителя Хамидовой В.Д.

При секретаре Булаховой М.В.

Рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению Гапон Н.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Гапон И.В. обратился в суд с заявлением о признании решения органа местного самоуправления по вынесению постановления за № 1351 от 08.11.1994 г. «Об утверждении списков сособственников земельных паев агрофирмы «Таманская», в части не включения Гапон И.В. в списки сособственников земельных паев агрофирмы, незаконным. Просит суд, восстановить пропущенный срок для обжалования действий (бездействий) органа местного самоуправления. Включить Гапон И.В. в список сособственников земельных паев АФ «Таманская», путем внесения изменений в постановление от 08.11.1994 г. № 1351 «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» или путем вынесения постановления главы администрации МО Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Таманская».

Свои требования Гапон И.В. обосновал тем, что в период составления списков сособственников земельных долей и утверждения, данных списков он является работником АФ «Таманская». В соответствии с п. 9 постановления Правительства № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» все члены колхоза и работники совхоза, имели право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Однако он не был включен в списки сособственников земельных долей, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района от 08.11.1994 г. № 1043 «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская». Тем самым был нарушен Указ Президента РФ от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».

В судебное заседание Гапон И.В. не явился, был уведомлен о месте и времени судебного рассмотрения. Его представитель по доверенности Гапон Е.Г. (л.д.30) и её представитель Хамидова В.Д., допущенная в процесс по ходатайству Гапон Е.Г., поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить, ссылаясь на вышеуказанные доводы.

В суде представитель Гапон Е.Г. пояснила, что с 20.10.1992 года по август 1995 года Гапон И.В. работал в АФ «Таманская», о том, что Гапон И.В. не включен в списки сособственников земельных долей, ему было известно, но он не обратился в суд за защитой своих прав. Однако, до 1998 года он получал зерно от агрофирмы, ходил на собрание сособственников долей. Почему Гапон И.В. раньше не обратился за зашитой своих прав, представитель пояснить не может.

В судебном заседании представитель заявителя Хамидова В.Д., просила суд восстановить срок для подачи заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, пояснив, что срок установленный статьей 256 ГПК РФ пропущен Гапон И.В. по уважительной причине и подлежит восстановлению. Он обращался к руководству АФ «Таманская», администрацию Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, но везде получил отказ.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Темрюкский район Л.К.В. (л.д.32) в судебном заседании пояснила, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, указанные полномочия отнесены Законом к органам исполнительной власти субъектов РФ, в данном случае, это компетенция Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края. Наделение бывших работников социальной и сельской сферы совхозов и колхозов, не вошедших в списки сособственников земельных долей, правом собственности на земельную долю повлечет пропорциональное уменьшение земельных долей всех остальных участников долевой собственности. Также п.7 ст. 1 ГК РФ основным принципом земельного законодательства провозглашен принцип платности. Действующим законодательством не закреплено наделение граждан землей бесплатно. Кроме того, Заявителем пропущен срок для обжалования действия (бездействия) должностных лиц, органа местного самоуправления.

Доказательств, подтверждающих уважительность пропуска заявителем установленного Законом срока для обжалования не представлено, кроме того, Постановление правительства РФ от 29.12.1991 № 86 было опубликовано в СП РФ, 1992, № 1-2, ст.9, указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 опубликован в Ведомостях СНД и ВС РСФСР, 02.01.1992, № 1, ст.53. Иные нормативно-правовые акты, на которые ссылается заявитель, также были опубликованы в официальных источниках в соответствии с требованиями законодательства.

Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем – постановлением главы соответствующего района. Постановление главы Темрюкского района вынесено в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и не нарушает чьи-либо права. Доказательств несоответствия указанного постановления нормам действующего на тот момент законодательства предоставлено не было.

Ссылка заявителя в обоснование своих требований на Указ Президента от 02.03.1992 № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» является несостоятельной. Данный нормативно-правовой акт определяет только порядок установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в их собственность, но не устанавливает категории граждан, которым земельные участки (доли) могут передаваться в собственность бесплатно. Таким образом, правом на получение земельной доли обладали те лица, которые были включены в списки, составленные внутрихозяйственными комиссиями и утвержденные постановлением администрации района.

Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края П.Т.ВУ. в судебное заседание не явилась, просил рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве, предоставленном в суд просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что основанием для признания действия (бездействия) главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления в части не включения заявителя в список сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконным является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов гражданина. Согласно действовавшему на момент приватизации земель законодательству, безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов и пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем постановлением главы администрации Темрюкского района. Работники социальной сферы наделялись земельными и имущественными паями только при наличии соответствующего решения коллектива хозяйства. Данных, свидетельствующих о том, что коллективом колхозов в Темрюкском районе было принято решение о наделении работников объектов социальной сферы земельными паями, не имеется.

Таким образом, постановление главы администрации Темрюкского «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» вынесено в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и основано на принятом решении общего собрания трудового коллектива и не нарушает чьих-либо прав (л.д.21-25).

Представитель администрации Краснодарского края Б.С.В. в судебное заседание не явился, представив в суд письменный отзыв, где в удовлетворении требований заявителя просил отказать, в связи с пропуском срока исковой давности и просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.26-29).

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по КК в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.20).

В силу ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления в порядке Главы 25 ГПК РФ.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему:

С 23.11.1990 г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992 г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

При реорганизации АФ «Таманская» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г.N213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Заявитель в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района за № 1351 от 08.11.1994г. «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская», не значится. На момент формирования списков сособственников земельных долей и утверждения этих списков, Гапон И.В. работала в АФ «Таманская» (принят на работу 20.10.1002 г. уволен по собственному желанию 15.08.1995 года). Данный вывод суда подтверждается исследованной в судебном заседании трудовой книжкой (л.д.11-12), (копия приобщена к материалам дела).

Как установлено в судебном заседании, заявитель в списках сособственников земельных паев, утвержденных Постановлением Главы администрации Темрюкского района, не значится. В связи с чем, он обратился в суд за защитой своих прав и предъявил требования в порядке главы 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с п. 24 Постановления №2 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. «О практике применения рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от оттого, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч.4 ст.198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.6 ст.152 и ч.2 ст.256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.92 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, Гапон И.В. знал о бесплатном наделении земельной долей в силу общей публичности осуществления приватизации совхоза, знал на момент своей трудовой деятельности, что он не включен в списки сособственников земельных паев, но в суд за защитой своих прав обратился лишь 29.11.2011 г., т.е. спустя более 17 лет.

Заявителем не предоставлено доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления, в связи с чем, суд отказывает в требованиях по основаниям пропуска срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ч.6 ст.152 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Гапон И.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления по вынесению постановления за №1351 от 08.11.1994 г. «Об утверждении списков сособственников земельных паев агрофирмы «Таманская», в части не включения его в списки сособственников земельных паев агрофирмы «Таманская» в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения с заявлением в суд.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 21.12.2011г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: