К делу № 2-2407/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Темрюк 26 декабря 2011 года Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Гарькуши А.Ф., при секретаре Малюк А.Н., с участием представителя истца – помощника прокурора Темрюкского района Стукало А.С., Вольской Ю.С., представителя Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Темрюкский район Волошиной Н.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Темрюкского района в интересах Вольской Ю.С. к администрации муниципального образования Темрюкский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Темрюкского района обратился в суд с иском в интересах Вольской Ю.С. о возложении на администрацию муниципального образования Темрюкский район обязанности предоставить Вольской Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение в городе Темрюке Краснодарского края, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Свои требования истец обосновал тем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Вольская Ю.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая на основании постановления главы муниципального образования Темрюкский район от 03.10.2011г. № 1997 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеуказанной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что является нарушением ст.57 ЖК РФ в соответствии с которой, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании помощник прокурора Стукало А.С. поддержала исковые требования, уточнив их, и просила обязать администрацию МО Темрюкский район предоставить Вольской Ю.С. по договору социального найма жилое благоустроенное помещение в городе Темрюке Краснодарского края, площадью не ниже установленных социальных норм и отвечающее санитарным и техническим требованиям, в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительно пояснила суду, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей указанной категории, не может быть поставлено в зависимость от каких - либо условий, а именно: отсутствие нового жилья, денежных средств на приобретение жилых помещений и согласно разъяснениям Верховного суда о применении ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» требования прокурора о предоставлении жилья детям-сиротам по договорам социального найма должны удовлетворяться судами. Вольская Ю.С. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора Темрюкского района. Представитель ответчика администрации МО Темрюкский район, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, предоставив заявление, в котором представитель по доверенности Бажина М.М. просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, при принятии решения полагалась на усмотрение суда, в соответствии с нормами действующего законодательства, в письменном же отзыве на исковые требования возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что Вольская Ю.С. значится в списках детей-сирот оставшихся без попечения родителей и будет обеспечена жильем в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан указанной категории. Однако, Вольская Ю.С. будет обеспечена жильем по поступлению бюджетных ассигнований и в порядке указанной очереди. Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Темрюкский район Волошина Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив суду, что в настоящее время предоставить Вольской Ю.С. жилое помещение не предоставляется возможным, поскольку реализация данного права постановлена в зависимость от наличия других лиц, имеющих аналогичное право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, что в дальнейшем нарушит возможность обеспечения жильем впереди стоящих очередников. Представитель заинтересованного лица - Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указал, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 года, № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» - органы местного самоуправления муниципальных образований Края наделены отдельными государственными полномочиями по решению вопроса предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам путем приобретения (строительства) жилья. Департамент осуществляет в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1265 «О департаменте семейной политики Краснодарского края» мониторинг состояния защиты прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за проведением мероприятий, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Статьей 8 ФЗ от 21.12.1996 года, № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм и является государственным полномочием субъекта РФ и может быть возложено на органы местного самоуправления. Согласно пункту 3.3 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653, орган местного самоуправления исходя их количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета направляет гражданам, указанным в разделе 1 данного Порядка извещения о включении их в список, которые направляются гражданам в порядке очередности. Таким образом, департамент семейной политики Краснодарского края является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию Закона № 1746-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Представитель заинтересованного лица – Департамента семейной политики Краснодарского края, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указал, что Департамент выражает несогласие с заявленными с иске требованиями. Учитывая, что очередь указанной категории граждан в МО Темрюкский район ведется, начиная с 2004 года; Вольская Ю.С. была поставлена на льготный учет в 2011 году, то предоставить ей жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушит право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников. Реализация права Вольской Ю.С. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Вышеизложенная правовая позиция основана на положениях Конституции РФ и определении Конституционного суда РФ от 18 января 2005г. № 7-О сформулировавшие следующее правило: правила действия новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч.1 и 2 ст.19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод. С 2007 года по 2009 год из краевого бюджета на приобретение жилого помещения в собственность детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей денежные средства МО Темрюкский район не выделялись, так как в других муниципальных образованиях края очередники состоят на льготном учете начиная с 1987 года. Поэтому и жильё для вышеуказанной категории граждан в данном муниципальном образовании за эти годы не приобреталось. Так как, краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Вольская Ю.С. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения жилого помещения муниципальному образованию Темрюкский район. Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные документы, считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования по следующим основаниям: В соответствии со ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральный Закон от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм, является государственным полномочием субъекта РФ и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями (ст.7 указанного закона). Статья 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются, полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, путем приобретения (строительства) жилья, финансирование которого осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета предоставляемым местным бюджетам (ст.2 Закона). Согласно пункту 1.3 «Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма», утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653 «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» (далее Порядок), функции связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам указанной категории осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов Краснодарского края (органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Пунктом 4.4. указанного Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма. Исходя из анализа указанных норм Закона, следует, что администрация МО Темрюкский район, наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, на основании Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» ввиду чего, является надлежащим ответчиком по делу. На основании постановления главы МО Темрюкский район № 1997 от 03.10.2011 года, Вольская Ю.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и включен в общую очередь и льготный список «граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как установлено в судебном заседании, Вольская Ю.С. не обеспечена администрацией МО Темрюкский район вне очереди жилой площадью в соответствии с требованиями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика, что Вольская Ю.С. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, и по поступлению бюджетных ассигнований будет обеспечен жильем в порядке указанной очереди. Данные доводы не основаны на законе и не могут быть приняты судом, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, жилой площадью во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом (ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей»). Доводы представителя ответчика об отсутствии у администрации МО Темрюкский район свободного жилья и финансирования на приобретение (строительство) жилых помещений так же не основаны на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением указанных детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район предоставить Вольской Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма в городе Темрюке Краснодарского края, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: А.Ф. Гарькуша