Дело 2-218/2012г. РЕШЕНИЕ г. Темрюк 1 февраля 2012 года Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Вовк И. В., при секретаре Пивень А. И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению инспекции ФНС России по Темрюкскому району к Масло Б.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафа в общем размере 126385 рублей 66 копеек, УСТАНОВИЛ: Инспекция ФНС России по Темрюкскому району обратилась в Темрюкский райсуд с иском к Масло Б. В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафа в общем размере 126385 рублей 66 копеек. В исковом заявлении указано, что инспекцией ФНС России по Темрюкскому району были проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2007 год, 2009 год, а также прилагаемых к ним документов, представленных Масло Б. В. Он в декларациях по налогу на доходы физических лиц за 2007год и за 2009 год заявил сумму совокупного годового дохода в размере ноль рублей за каждый этот год. В ходе проведения камеральной налоговой проверки из полученной информации от 01.03.2011 г. № Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Темрюкский район был установлен факт получения Масло Б. В. субсидий на производство продукции животноводства за 2007 в общем размере 224971 руб.42 коп., а за 2009 г. в размере 393921 руб.34 коп. Данные субсидии подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составляет за 2007 г. - 29246 руб.00 коп., за 2009 г. - 51210 руб.00 коп. Требованием от 31.01.2011г. №12-13/01369 ИФНС России по Темрюкскому району Масло Б.В. предложено внести в пятидневный срок исправления в налоговую декларацию. Однако данное требование налогоплательщиком исполнено не было. По результатам камеральной налоговой проверки вынесены решения №10950 и №10951 от 7 июня 2011г., согласно которых Масло Б.В. доначислена сумма налога на доходы физических лиц за 2007г. и за 2009 г., а так же начислены штрафные санкции и пени. Должнику направлялись требования, однако задолженность по указанному налогу, пени и штрафам Масло Б. В. до настоящего времени не погашена. Инспекция ФНС России по Темрюкскому району просит взыскать с Масло Б. В. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2007 год и 2009 год в сумме 80456 рублей, пени в сумме 14475 руб. 66 коп. и штраф в сумме 31454 рублей, а всего 126385 рублей 66 копеек. В судебном заседании представитель инспекция ФНС России по Темрюкскому району Е.С. поддержала исковые требования. Суду она пояснила, что Федеральным законом от 21.06.2011 № 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ и статью 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» был введен п. 13.1 ст.217 НК РФ, согласно которого освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц средства, полученные налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, при целевом использовании их на развитие личного подсобного хозяйства в случае соблюдения условий, установленных нормой данного пункта. Однако пунктом 4 ст.3 Федерального закона от 21.06.2011 г. №147-ФЗ предусмотрено распространение положений п.13.1 ст.217 Налогового кодекса РФ на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. В силу п.4 ст.5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги или сборы, снижающие размеры ставок налогов или сборов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Следовательно, положения п. 13.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ обратной силы не имеют. Постановлением ВАС РФ от 28.02.2001 года № 5 пояснено, что при применении норм об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах судам необходимо учитывать, что п.3 ст. 5 Налогового кодекса РФ придает обратную силу не любым актам, улучшающим положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а лишь тем из них, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав названных выше лиц. В соответствии с п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению иные выплаты и компенсации, выплачиваемые с соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению относятся пособия по безработице, беременности и родам. Согласно письму Минфина России от 04.06.2009 г. № 03-04-07-01/190 в соответствии с п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения не любые государственные пособия и выплаты, поскольку прямо перечислены виды пособий как исключаемые из освобождаемых, так и освобождаемые от налогообложения. При этом и те, и другие поименованные пособия имеют характер возмещения утраты гражданами источника доходов (временная нетрудоспособность, безработица, беременность и рождение ребенка). Освобождение от налогообложения каких-либо иных видов выплат, прямо не указанных в ст. 217 Налогового кодекса РФ и, в частности, в ее п.1, возможно только путем дополнения перечня таких освобождаемых от налогообложения доходов. Ответчик Масло Б. В. и его представитель Гайворонская В.В. с исковыми требованиями не согласились, просили суд оставить иск без удовлетворения. В судебном заседании Масло Б. В. пояснил, что он как физическое лицо ведет подсобное хозяйство. Субсидии не подлежат налогообложению, поскольку это не доход, а возмещение его расходов, которые он уже понес по выращиванию скота в личном подсобном хозяйстве. На продукцию животноводства, которую он сдавал, он предоставлял накладные. О наличии у него задолженности по НДФЛ, а также о наличии пени и штрафов он узнал из судебного приказа, вынесенного мировым судьей 5 октября 2011 года. В судебном заседании представитель ответчика Гайворонская В.В. пояснила, что решения ИФНС по Темрюкскому району, вынесенные по результатам камеральной налоговой проверки, являются незаконными. В соответствии с п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Субсидии поступили Масло Б.В. из фонда компенсаций муниципального образования на государственную поддержку сельскохозяйственного производства как лицу, занимающемуся подсобным хозяйством. Масло Б. В. за счет собственных средств были понесены исключенные налоговым органом затраты на приобретение семян, гербицидов, технических средств, данные затраты подтверждены налогоплательщиком документально. Субсидии были предоставлены налогоплательщику уже после того, как были понесены реальные фактические затраты за счет собственных средств. Следовательно, довод налогового органа о том, что затраты налогоплательщиком осуществлены за счет субсидий из бюджета, является неправомерным. Сумма субсидии в рамках целевого финансирования, полученная физическим лицом, занимающемся подсобным хозяйством на принадлежащем ему земельном участке, не подлежит включению в доходы при исчислении налоговой базы по НДФЛ, поскольку относится к компенсационным выплатам, связанным с денежным возмещением ущерба, направленного на выравнивание природно-климатических условий и не увеличивает доход индивидуального предпринимателя. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования ИФНС России по Темрюкскому району не подлежат удовлетворению. Согласно ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Как следует из п.2.1.5.1. Порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории Темрюкского района, утвержденного постановлением главы муниципального образования Темрюкский район от 07.04.2008 г. № 930 субсидии предоставляются на возмещение части затрат на производство реализуемой продукции животноводства: мясо крупного рогатого скота, свиней, как в живой массе, так и по выходу, полученному после убоя в пересчете на живую массу. Согласно п. 4.3 названного Порядка предоставления субсидий администрация муниципального образования Темрюкский район после получения субвенций из краевого фонда компенсаций бюджетам муниципальных районов и городских округов перечисляет поступившие средства на счета их получателей в кредитных организациях согласно реестров на получение субсидий. Субсидии, использованные по целевому назначению, носят компенсационный характер, поэтому освобождены от налогообложения. Масло Б.В. на праве собственности принадлежит земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 6158 кв. м и жилой дом, расположенные в ст. Старотитаровская Темрюкского района <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Решением Темрюкского районного суда от 23.09.2009 г. суд обязал администрацию МО Темрюкский район включить Масло Б.В. в реестр получателей субсидий из краевого бюджета на поддержку личных подсобных хозяйств в 2007 г., 2008 г., решениями Темрюкского районного суда от 03.02.2011 г. и от 21.07.2011 г. были удовлетворены исковые требования Масло Б.В. об обязывании администрации МО Темрюкский район выплатить ему субсидии за 2007 г. и 2008 г. Платежные поручения за 9 апреля 2007 года, 20 ноября, 24 25, 28 декабря 2009 года и справки-расчеты за 2007 и 2009 годы подтверждают: а/ получение Масло Б. В. субсидий из краевого бюджета в размере 618892 руб. 76 коп. в счет возмещения затрат по выращиванию крупного рогатого скота в личном подсобном хозяйстве, б/ целевое использование полученных субсидий. В соответствии с решениями инспекции ФНС России по Темрюкскому району №10950 и №10951 от 7 июня 2011 года Масло Б. В. была начислена сумма налога на доходы физических лиц за 2007 год и 2009 год, начислены штрафные санкции и пени по налогу на доходы физических лиц в общем размере 126385 рублей 66 копеек. Основанием для начисления указанных сумм, послужил вывод инспекции о том, что субсидии, предоставленные Масло Б. В. за счет средств краевого бюджета на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства, рассматриваются как доход. Суд не согласен с доводами ИФНС России по Темрюкскому району. Согласно ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком. В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ. На основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с: возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня. Использованные Масло Б. В. по целевому назначению субсидии краевого бюджета, направленные на компенсацию его затрат по производству продукции животноводства, подпадают по действие льготы, указанной п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ, суммы субсидий не подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ. Полученные Масло Б.В. субсидии за понесенные им затраты по производству продукции животноводства, по своей правовой природе квалифицирующими признаками дохода как материальной выгоды не обладают, в связи с чем объект обложения НДФЛ не образуют. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать инспекции ФНС России по Темрюкскому району в удовлетворении искового заявления к Масло Б.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафа в общем размере 126385 рублей 66 копеек. Решение может быть обжаловано в Краснодарский крайсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий