ДЕЛО № 2-338/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Г. Темрюк 27.02.2012 г. Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе: председательствующего судьи Курбановой Е.Н. с участием заявителя Грудецкого М.С. представителя администрации Муниципального образования Темрюкский район по доверенности Л.К.В. представителя ОАО агрофирмы «Южная» по доверенности Ш.Н.А., при секретаре Булаховой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Грудецкого М.С. об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Грудецкий М.С. обратился в Темрюкский районный суд с требованиями о восстановлении его права на приватизацию земельной доли и жилья, как имущественного пая, и обязать администрацию МО Темрюкский район выделить Грудецкому М.С. земельный участок и жилое помещение. Свои требования обосновал тем, что Грудецкий М.С. работал с 1972 по 1975 г.г. в винсовхозе «Янтарь», с 1975 года был назначен директором сельского профессионально – технического училища № 23, в период с 1979г. по 1982 г. был командирован за границу в Анголу. Когда Грудецкий М.С. вернулся из командировки в 1982 году, его сначала отправили в отпуск на 2 месяца, а в 1983 году уволили с должности директора, с записью в трудовой книжке, что освобождается от должности в связи с загранкомандировкой. По месту жительства в Темрюкском районе у Грудецкого М.С. было служебное жильё, которое ему предоставили в связи с работой в совхозе. Вакансии в училище были, но Грудецкому М.С. было отказано в приеме на работу. Ранее, в трудоустройстве было отказано его жене, в связи с чем, он был вынужден уехать с семьей из Темрюкского района в поисках жилья и работы. Руководство совхоза «Янтарь» и Темрюкского районного комитета КПСС Грудецкого М.С. с семьей изгнали за пределы территории совхоза. О нарушении своих имущественных прав на получение земельного пая, Грудецкий М.С. узнал в октябре 2011 года после ознакомления с Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 года № 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев". Данное Постановление давало право на приватизацию земельных долей и имущественных паев работникам учебных заведений, находящихся на территории приватизированного хозяйства и работающих на момент приватизации в учебных заведениях, а так же и отсутствующих и по возвращению приступивших к работе на прежнее место работы сотрудников. В связи с чем, Грудецкий М.С. обратился в администрацию МО Темрюкский район с заявлением о восстановлении его имущественных прав, но 16.11.2011 года получил ответ с отказом в восстановлении своих прав на приватизацию имущества. В судебном заседании Грудецкий М.С. уточнил заявленные требования и просил суд обязать администрацию МО Темрюкский район включить его в списки сособственников земельных долей совхоза «Янтарь» и выделить ему земельный участок и жильё в счет земельной и имущественной доли, в связи с его работой в ПТУ пос. Янтарь, дополнив, что им также оспариваются действия администрации МО Темрюкский район по невключению его в списки сособственников земельных и имущественных паев АФ «Янтарь», поскольку ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность за восстановление нарушенных имущественных прав граждан возлагается на органы местного самоуправления, в данном случае администрацию МО Темрюкский район. Кроме того, о нарушении своих имущественных прав он узнал в октябре 2011 года, ознакомившись с Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 года № 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", сразу обратился в администрации МО Темрюкский район, руководству АФ «Южная» о восстановлении своих нарушенных прав, но получил отказ, в связи с чем, считает, что им срок обращения в суд по обжалованию действий органа местного самоуправления не нарушен. )Представитель заинтересованного лица администрации МО Темрюкский район Л.К.В. (л.д.31) в судебном заседании с требованиями Грудецкого М.С. не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что заявителем пропущен срок для обжалования действия (бездействия) должностных лиц, органа местного самоуправления. Доказательств, подтверждающих уважительность пропуска заявителем установленного Законом срока для обжалования не представлено, кроме того, Постановление Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 было опубликовано в СП РФ, 1992, № 1-2, ст.9, Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 опубликован в Ведомостях СНД и ВС РСФСР, 02.01.1992, № 1, ст.53. Иные нормативно-правовые акты, на которые ссылается заявитель, также были опубликованы в официальных источниках в соответствии с требованиями законодательства. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем – постановлением главы соответствующего района. Списки сособственников земельных долей были утверждены постановлением главы администрации в 1994 году, однако за защитой своих прав заявитель обратился спустя 18 лет. Постановление главы Темрюкского района вынесено в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и не нарушает чьи-либо права. Доказательств несоответствия указанного постановления нормам действующего на тот момент законодательства предоставлено не было. Таким образом, правом на получение земельной доли обладали те лица, которые были включены в списки, составленные внутрихозяйственными комиссиями и утвержденные постановлением администрации района. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», утратили силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 20 декабря 2002 года № 912 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения» и Указа Президента РФ от 25 февраля 2003 года № 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации». Действующим законодательством не закреплено наделение граждан правом на земельную долю бесплатно, также отсутствуют механизм и полномочия администрации муниципального образования Темрюкский район по внесению граждан в списки сособственников земельных долей. Представитель ОАО АФ «Южная» по доверенности Ш.Н.А. (л.д.34) с заявленными требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. В суде пояснила, что согласно действовавшему на момент приватизации законодательству безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов (совхозов) и пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории. Для приватизации земель, находящихся в пользовании хозяйства, и его реорганизации, администрацией и общим собранием трудового коллектива создавались внутрихозяйственные комиссии, в которые входили представители местных органов власти. По решению трудового коллектива формировались списки граждан, имеющих право на получение земельных долей. Данные списки утверждались только постановлениями Администрации Темрюкского района, поэтому правом на получения земельной доли обладали только те лица, которые были включены в данные списки. Лица, которые были не включены в списки по каким-либо причинам, и которые считали, что их право нарушено, обращались с заявлением в совхоз до 1995 года, в связи с этим создавались очередные конференции трудовых коллективов и дополнительными списками, утверждёнными постановлением главы Темрюкского района, эти лица были наделены правом на получение земельной доли. Все земельные участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель трудовым коллективам колхозов (совхозов), были переданы в фонд перераспределения и в настоящее время являются собственностью субъекта Федерации - Краснодарского края. Полномочия реорганизованных предприятий, а также органов местного самоуправления в области наделения земельными паями прекращены с введением в действие Земельного кодекса РФ и принятием Постановления Правительства РФ от 20.12.2002г. №912 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения». Грудецкий М.С. пропустил срок исковой давности по заявленным требованиям по неуважительной причине. В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 г. и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001г. "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске. Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края К.Н.П. в судебное заседание не явилась, предоставила письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента, в удовлетворении заявленных требований просила отказать (л.д.27). Представитель администрации Краснодарского края Б.С.В. в судебное заседание не явился, представив в суд письменный отзыв, где в удовлетворении требований заявителя просил отказать, в связи с пропуском срока исковой давности и просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.22-25). Представитель Управления Федеральной регистрационной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по КК в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.26). Суд, выслушав заявителя, представителя администрации МО Темрюкский район, представителя ОАО АФ «Южная», свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему: Как установлено в суде, согласно приказу № от 20.09.1972 г. Грудецкий М.С. был принят в виноградарский совхоз «Янтарь» производственно-совхозного объединения «Абрау-Дюрсо» на должность и.о.зав. мех. мастерскими и согласно приказа № от 16 июня 1975 года уволен, в связи с назначением на должность директора СПТУ № п. Янтарь на основании личного заявления. 12.01.1979 года Грудецкий М.С. командирован в заграничный учебный центр профобразования (Анголу) где находился по 14.07.1982 года. Приказом № от 28.02.1983 года Грудецкий М.С. освобожден от должности директора СПТУ № 29 совхоза «Янтарь» в связи с загранкомандировкой. Указанные обстоятельства подтверждаются предоставленной суду копией трудовой книжки Грудецкого М.С., заверенной в надлежащем порядке (подлинник обозревался в зале суда) (л.д.7-8), приказом № от 20.11.1972 года (л.д.64) и приказом № от 17.06.1975 г. (л.д.65). Таким образом, с 28.02.1983 года в штате винсовхоза «Янтарь», в штате СПТУ Грудецкий М.С. не числился. В зале суда Грудецкий М.С. утверждал, что он был не согласен с формулировкой увольнения и самим фактом его увольнения, но приказ об увольнении им в судебном порядке обжалован не был. С 23.11.1990 г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан. На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992 г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». На основании протокола общего собрания участников агрофирмы от 23 апреля 1992 года № 2, учредительного договора от 12 мая 1992 года и постановления № 1636 от 08 июня 1992г. совхоз «Янтарь» был реорганизован в товарищество закрытого типа с ограниченной ответственностью агрофирма «Янтарь». Имущество общества было образовано из долевых взносов его участников, продукции произведенной обществом в результате хозяйственной деятельности, полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного по другим основаниям. В соответствии с учредительными документами агрофирмы «Янтарь» в образовании уставного фонда участвовало 950 человек, в том числе работающих 652, и не работающих 298 человек. Участнику агрофирмы, внесшему свой вклад, выдавалось свидетельство на земельный и имущественный пай. Право на земельный и имущественный пай имели лица, состоящие в списочном составе совхоза «Янтарь» только на 23 апреля 1992г. На 23 апреля 1992 года в штате агрофирмы «Янтарь» Грудецкий М.С. не числился и соответственно законно не был наделен ни имущественным, ни земельным паем. При реорганизации АФ «Янтарь» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г.N213«О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. 15.08.2003 года АФ «Янтарь» прекратила свою деятельность (л.д.19-21). Согласно п. 1.2 Устава ОАО АФ «Южная», утвержденного собранием акционеров ОАО АФ «Южная» протокол № 1 от 12.01.2012 года, ОАО АФ «Южная» реорганизовано в форме присоединения к нему юридических лиц, в том числе ОАО АФ «Янтарь» (л.д.38-55). Как следует из Постановления главы администрации Темрюкского района от 18.08.1994 года за № 1043 «Об утверждении списков сособственников земельных паев агрофирмы «Янтарь» в количестве 803 и приложенных к постановлению списков, Грудецкий М.С. в указанных списках сособственников земельных паев не значится (л.д.67-110). В связи с тем, что требования Грудецкого М.С. направлены на оспаривание действий органа местного самоуправления – администрации МО Темрюкский район по невключению его в списки сособственников земельного и имущественного пая ОАО АФ «Янтарь», суд рассматривает его требования в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В соответствии с п. 24 Постановления №2 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. «О практике применения рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от оттого, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч.4 ст.198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.6 ст.152, ч.4 ст.198 и ч.2 ст.256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.92 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, Грудецкий М.С. знал о бесплатном наделении земельной долей в силу общей публичности осуществления приватизации совхоза, но не реализовал своего права на получение в собственность земельного пая. Заявитель обратился в суд за защитой своих прав спустя 18 лет. Доводы Грудецкого М.С. о том, что о нарушении своих прав ему стало известно только в октябре 2011 года, после ознакомления с Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 года № 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", не могут являться доказательством уважительности причин пропуска срока обращения в суд, поскольку Постановление Правительства РФ от 01.02.1995 N 96 первоначально было опубликовано в издании "Собрание законодательства РФ", 13.02.1995, N 7. Данное Постановление утратило силу с 27 января 2003 года, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.12.2002 N 912 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения", которое в свою очередь было официально опубликовано в издании "Российская газета", N 244, 28.12.2002. Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ установлено, что изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации. Пунктом 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства провозглашен принцип платности. Действующим законодательством не закреплено наделение граждан землей бесплатно. Так же, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяет органы местного самоуправления правом регулировать отношения по предоставлению земельных и имущественных паев. Поскольку заявителем не предоставлено доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления, в связи с чем, суд отказывает в требованиях по основаниям пропуска срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 152 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении заявления Грудецкий М.С. об оспаривании решения органа местного самоуправления по вынесению постановлений за №1043 от 18.08.1994 г. «Об утверждении списков сособственников земельных паев агрофирмы «Янтарь», в части не включения его в списки сособственников земельных и имущественных паев агрофирмы «Янтарь», в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения с заявлением в суд. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский Краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 29.02.2012 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: