Решение по искуМельник В.Г. к Администрации МО Темрюкский район, Администрации Краснодарского края о предоставлении права постановки на учет в Темрюкском районе в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



К делу № 2-357/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 06 апреля 2012 года

Федеральный суд Темрюкского района Краснодарского края в составе:

судьи Гарькуша А.Ф.,

с участием истца Мельник В.Г.,

при секретаре Малюк А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мельник В.Г. к Администрации МО Темрюкский район, Администрации Краснодарского края о предоставлении права постановки на учет в Темрюкском районе в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «реабилитированные лица» и выделении социального пособия на приобретение жилья на вторичном рынке,

У С Т А Н О В И Л:

Мельник В.Г. обратился в суд с заявлением к Администрации МО Темрюкский район и Администрации Краснодарского края о признании недействительным постановления главы муниципального образования Темрюкский район от 17.01.2012г., обязании администрации муниципального образования Темрюкского района устранить допущенные нарушения прав Мельник В.Г., включив его в льготный список на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и предоставлению социальных выплат на его приобретение по категории «реабилитированные лица», обязании администрации Краснодарского края РФ выделить Мельник В.Г., как реабилитированному лицу, социальную выплату на приобретение жилья на вторичном рынке.

Свои требования истец обосновал тем, что решением Ленинградского районного суда Краснодарского края от 07.12.1998г. установлен юридический факт применения политических репрессий и конфискации имущества в отношении его отца Г.Ф., который был выслан в 1933 году из ст.Уманской (ныне Ленинградская Краснодарского края) в Казахстан и проживания вместе с ним его детей - Мельник В.Г., Н.Г. и Л.Г. в условиях ограничения в правах на спецпоселении №25 Осакаровского района Карагандинской области Казахской ССР. На основании указанного решения суда 04.08.1999г. ГУВД Краснодарского края ему и его сестрам, родившимся в Казахстане на спецпоселении №25, присвоен статус «жертв политических репрессий», дающий в случае возвращения в Россию и Краснодарский край право на льготы, предусмотренные законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» №1761-1 от 18.10.1991г. На региональном уровне право на получение льгот в части предоставления социального жилья «жертвам политических репрессий», согласно этому закону, подтверждено и закреплено законами Краснодарского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края» № 808-КЗ от 08.12.2004г. «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» от 28.07.2006г. №1077-КЗ. На основании вышеуказанных нормативных и судебных актов истец неоднократно обращался в органы местного самоуправления Темрюкского района и Ленинградного района Краснодарского края с устными просьбами, письменными заявлениями и требованиями о постановки его, как жертву политических репрессий, на учет в список лиц, нуждающихся в обеспечении жильем либо о предоставлении ему социальных выплат на приобретение жилья, поскольку после возвращения в сентябре 2001 года из-за неблагоприятной обстановки к русскоязычному населению из Казахстана на свою историческую родину Кубань, он остался без средств к существованию. Однако, на протяжении нескольких лет органы местного самоуправления, как Темрюкского района, так и Ленинградского района по различным причинам отказывали ему в постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, либо обеспечением его социальными выплатами на получение такого жилья, в связи с чем он вынужден был обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Истец считает, что на основании Федерального закона №1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий», в рамках соблюдения его жилищных прав на предоставление мер социальной поддержки, он имеет право на обеспечение его жильем один раз в виде социальной поддержки, как жертва политических репрессий. Отказ администрации МО Темрюкский район поставить его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставить жилье в соответствии с вышеуказанным федеральным законом, не основан на законе.

Истец Мельник В.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства, дополнительно пояснив, что он не согласен с мнением органов местного самоуправления о необходимости обращения с заявлением о постановки на учет в Ленинградском районе, так как его родители были выселены именно из ст.Уманской (ныне ст.Ленинградской), считает, что возвратившись в Краснодарский край, он уже находится в субъекте РФ, где проживали его родители, имея регистрацию на территории Темрюкского района Краснодарского края, он вправе располагать на социальную помощь в получении жилья именно в Темрюкском районе.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика администрации МО Темрюкский район Рябова Е.В., действующая на основании доверенности, с требованиями Мельник В.Г. не согласилась, пояснив суду, что ст.13 Закона PФ от 18.10.1991г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» указывает, что в случае возвращении на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на yчет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, и проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, на спецпоселении. «Законом Краснодарского края oт 28.07.2006г. №1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» установлено, что право на получение мер по социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом Российской Федерации oт 18.10.1991г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» имеют реабилитированные ища, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского край, где они проживали до применения к ним репрессий и члены их семей. В силу того, что отец истца, Г.Ф., был репрессирован из станицы Ленинградской Краснодарского края осуществить постановку на учет по указанной категории Мельник В.Г. не представляется возможным, так как при проверке учетных дел Департаментом, выделяющим средства краевого бюджета на осуществление мер социальной поддержки, истцу в выделении субсидии будет отказано. Истцу неоднократно разъяснялось, что он имеет право на получение таких мер социальной поддержки по месту прежнего жительства своего отца - в ст.Ленинградской (ранее - ст.Уманской) Краснодарского края.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, будучи уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, предоставив письменный отзыв, согласно которого порядок, регламентирующий предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 08.12.2011г. №1436 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств краевого бюджета Героев труда Кубани, реабилитированных лиц и членов их семей, родственников и детей реабилитированных лиц». Согласно указанному Порядку, социальная выплата на приобретение жилого помещения в собственность предоставляется реабилитированным лицам и членам их семей, родственникам и детям реабилитированных лиц, принятым в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных в жилых помещениях, а также на основании заявления о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность и копий документов на приобретение жилого помещения и собственность и копий документов (в том числе документов, подтверждающих проживание реабилитированного лица в соответствующем населенном пункте до применения репрессий, документов, подтверждающих факт утраты реабилитированным лицом в связи с политическими репрессиями жилого помещения в соответствующем населенном пункте, документов, подтверждающих родственные отношения с реабилитированным лицом), поданных в управление социальной защиты населения по месту регистрации. Мельник В.Г. в департамент социальной защиты населения Краснодарского края по вопросу предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств краевого бюджета не обращался (л.д. 81-83).

Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, будучи уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, предоставив письменный отзыв, согласно которого просит в удовлетворении исковых требований Мельник В.Г. отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя Департамента (л.д.84-88).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Решением Ленинградского районного суда Краснодарского края от 07.12.1998 года установлен юридический факт применения политических репрессий и конфискации имущества в отношении Г.Ф., который был выслан в 1933 году из ст.Уманской (ныне Ленинградская Краснодарского края) в Казахстан и проживания вместе с ним его детей - Мельник В.Г., Н.Г. и Л.Г. в условиях ограничения в правах на спецпоселении №25 Осакаровского района Карагандинской области Казахской ССР (л.д.14-15).

На основании указанного решения суда 04.08.1999 года ГУВД Краснодарского края ему и его сестрам, родившимся в Казахстане на спецпоселении № 25, присвоен статус «жертв политических репрессий», что подтверждается справкой от 04.08.1999 года за №23/16-72 (л.д.16).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

На территории Краснодарского края предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем реабилитированных лиц и членов их семей, родственников и детей реабилитированных лиц регулирует Закон Краснодарского края от 28.06.2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий», который определяет предоставление гражданам за счет средств краевого бюджета социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 1 Закона Краснодарского края «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют дети реабилитированных лиц, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, прибывшие для проживания в населенные пункты Краснодарского края, в которых реабилитированные лица - их родители проживали до применения к ним репрессий.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Закона гражданам отдельных категорий совместной подведомственности относятся, в том числе, имею­щие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»:

- реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского края, где они проживали до применения к ним репрес­сий (реабилитированные лица), и члены их семей;

- члены семей и другие родственники реабилитированных лиц, проживав­шие совместно с ними до применения к ним репрессий, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского края, где они проживали совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий (родственники реабилитированных лиц);

- дети реабилитированных лиц, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, прибывшие для проживания в населенные пункты Краснодарского края, в которых реабилитированные лица - их родители проживали до применения к ним репрессий (дети реабилитированных лиц).

В соответствии с частями 1 -2 статьи 4 Закона учет граждан отдельных ка­тегорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется органами ис­полнительной власти Краснодарского края, уполномоченными в области пре­доставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам отдельных категорий. Отдельными государственными полномочиями Красно­дарского края по ведению учета граждан отдельных категорий и (или) членов их семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях законом Краснодар­ского края могут наделяться органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Закон Краснодарского края от 21.07.2008 года № 1535-K3 наделил ор­ганы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодар­ского края по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий».

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона учет граждан отдельных кате­горий ведется в порядке, определенном Законом Краснодарского края 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправ­ления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Кроме того, порядок, регламентирующий предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 08.12.2011г. № 1436 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств краевого бюджета Героев труда Кубани, реабилитированных лиц и членов их семей, родственников и детей реабилитированных лиц».

Согласно указанному Порядку социальная выплата на приобретение жилого помещения в собственность предоставляется реабилитированным лицам и членам их семей, родственникам и детям реабилитированных лиц, принятым в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Краснодарского края на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также на основании заявления о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность и копий документов (в том числе: документов, подтверждающих проживание реабилитированного лица в соответствующем населенном пункте до применения репрессий; документов, подтверждающих факт утраты реабилитированным лицом в связи с политическими репрессиями жилого помещения в соответствующем населенном пункте; документов, подтверждающих родственные отношения с реабилитированным лицом), поданных в управление социальной защиты населения по месту регистрации.

Как следует из материалов дела, на обращение Мельник В.Г. в департамент социальной защиты населения Краснодарского края по вопросу предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств краевого бюджета, письмом от 09.03.2011г. за №13-14-439 первый заместитель руководителя департамента Якуш В.В. сообщает, в связи с тем, что отец истца, Г.Ф., был репрессирован из станицы Ленинградской Краснодарского края вопрос о принятии истца на учет по отдельной категории реабилитированных лиц может быть рассмотрен при условии подтверждения его проживания в ст.Ленинградской, по прежнему месту жительства отца (л.д.36-37).

Таким образом, с учетом вышеизложенного и в соответствии с законом Краснодарского края от 28.07.2006г. № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий», администрацией МО Темрюкский район правомерно определена категория, по которой Мельник В.Г подлежит постановке на учет, однако, не на территории муниципального образования Темрюкский район, поскольку отец истца Г.Ф. был выселен из ст.Уманской (ныне ст.Ленинградской) Краснодарского края в Казахстан на спецпоселение с конфискацией у него дома и принадлежащего ему имущества.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Мельник В.Г. в удовлетворении искового заявления о признании недействительным постановления главы муниципального образования Темрюкский район от 17.01.2012г., обязании администрации муниципального образования Темрюкского района устранить допущенные нарушения прав Мельник В.Г., включив его в льготный список на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и предоставлению социальных выплат на его приобретение по категории «реабилитированные лица», обязании администрации Краснодарского края РФ выделить Мельник В.Г., как реабилитированному лицу, социальную выплату на приобретение жилья на вторичном рынке.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: А.Ф. Гарькуша