К делу № 2-268/12г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Темрюк 23 марта 2012 года. Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Шинкаревой Л.И., при секретаре Люсой Т.В., с участием помощника прокурора Темрюкского района Котляровой А.С., представителя ответчика Есилевского А.О., заведующей МБДОУ ДС ОВ № 17 МО Темрюкский район Шакун З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Темрюкского района к администрации муниципального образования Темрюкский район о признании бездействия незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Темрюкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием о признании незаконным бездействия администрации МО Темрюкский район по неосуществлению финансирования МБДОУ ДС ОВ № 17 муниципального образования Темрюкский район на выполнение работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму. Одновременно прокурор просил обязать администрацию МО Темрюкский район и МБДОУ ДС ОВ № 17 МО Темрюкский район устранить в полном объеме допущенные нарушения. Заявленные требования обоснованы тем, что совместно со специалистами ОНД по Темрюкскому району была проведена проверка по обращению гр. Т.Б. по вопросу обеспечения безопасности несовершеннолетних в здании МБДОУ ДС ОВ №17 МО Темрюкский район, в ходе, которой выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Ранее главным специалистом ОНД Темрюкского района А.В. в соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», выносилось предписание № 74/1/1-18 от 22.02.2011 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности заведующей МБДОУ ДС ОВ № 17 Шакун З.А., однако данное предписание в установленный срок, по состоянию на 01.10.2011 года выполнено не было. Данные нарушения продолжают иметь место, в виду отсутствия надлежащего финансирования образовательных учреждений администрацией муниципального образования Темрюкский район. Помимо нарушений законодательства о пожарной безопасности руководством МБДОУ ДС ОВ № 17 нарушены требования ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», закрепившей принципы противодействия терроризму, таких как: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма, поскольку в случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности МБДОУ ДС ОВ № 17 минимизация последствий террористического акта не будет достигнута. 22.03.2011 года МБДОУ ДС ОВ № 17 было привлечено к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, однако данная мера воздействия не способствует устранению выявленных нарушений, так как данное учреждение не является распорядителем денежных средств, предусмотренных и обеспеченных муниципальной программой: «Безопасность образовательных учреждений» на 2009-2011 годы, так как главным распорядителем бюджетных средств является администрация муниципального образования Темрюкский район. Согласно смете, утвержденной начальником управления образования 31.12.2010 года, из денежных средств, выделенных на целевую программу в 2010 году, на устранение нарушений пожарной безопасности в МБДОУ ДС ОВ №17 денежные средства вообще не выделялись, в 2011 году было выделено всего 242670,05 рублей. Выделяемые денежные средства не соответствуют фактическим потребностям данного образовательного учреждения. Прокуратурой Темрюкского района в адрес главы муниципального образования Темрюкский район неоднократно вносились представления (20.08.2010 года, 22.09.2011 года) об устранении нарушений закона, в которых указывалось на недостаточное выделение органами местного самоуправления бюджетных финансовых средств на ремонт зданий образовательных учреждений, проведение противопожарных мероприятий, на невозможное исполнение законных требований должностных лиц ОНД и других контролирующих органов. Обязанность по устранению допущенных нарушений и обеспечению образовательных учреждений необходимыми денежными средствами, предусмотренная федеральным законодательством, администрацией муниципального образования Темрюкский район не выполняется. Нарушения законодательства об образовании, норм пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму, выявленные в МБДОУ ДС ОВ № 17 ст. Курчанской, создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних – обучающихся воспитанников и других лиц во время образовательного процесса, находящихся в помещениях и на территории данного учреждения. Данное обстоятельство в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ является основанием для обращения прокурора в суд с настоящим заявлением в интересах неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Котлярова А.С. поддержала уточненные исковые требования и просила их удовлетворить, ссылаясь на те же обстоятельства. Она также просила обязать администрацию МО Темрюкский район выделить необходимые средства в сумме не менее 1089890 рублей согласно смете в срок до 1.09.12 года. Представитель ответчика администрации МО Темрюкский район, действующий на основании доверенности, Есилевский А.О. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласился частично, пояснив, что выполнение указанных прокурором работ технически возможно по мере поступления денежных средств из муниципального бюджета. Однако, заказчиком работ и стороной договора на выполнение работ, связанных с устранением нарушений может быть только детский сад, а администрация, как распорядитель бюджетных средств, имеет полномочие передать ему денежные средства для исполнения его договорных обязательств, связанных с оплатой выполненных работ в пользу подрядчиков. Бюджет района на 2012 год был утвержден в 2011 году. В связи с данными требованиями планируется вынести вопрос о выделении денежных средств на очередную сессию Совета МО Темрюкский район, которая состоится 30.03.2012 года. Заведующая МБДОУ ДС ОВ № 17 МО Темрюкский район Шакун З.А. с заявленными исковыми требованиями согласилась, суду пояснила, что в данном детском саду работает 43 года. Здание детского сада было возведено в 60-х г.г. прошлого столетия, поэтому все строительные и ремонтные работы проводились за счет средств винсовхоза «Кубань». Раньше таких требований пожарной безопасности не было. Такие требования появились лет 5 назад. Часть выявленных нарушений уже устранена. 242000 рублей, выделенные МБДОУ ДС ОВ № 17, пошли на установку противопожарной сигнализации, необходимы дополнительные средства на устранение всех нарушений. В настоящее время уже составлен сметный расчет по устранению замечаний по предписанию ОГПН, на сумму 1089890 рублей, который будет подан в Управление образования для подачи в администрацию МО Темрюкский район заявки на выделение денежных средств. Представитель Управления образованием администрации МО Темрюкский район, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В судебном заседании, состоявшемся 15.03.2012 года, представитель Управления по доверенности С.В. пояснила, что ранее от заведующей МБДОУ ДС ОВ № 17 Шакун З.А. заявок не поступало. Заявка на выделение денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений поступила от нее в 2012 года после предъявления прокурором Темрюкского района данного иска в суд. Ведутся работы по составлению сметы, на основании которой впоследствии будет направлено письмо в администрацию МО Темрюкский район о выделении денежных средств данному дошкольному образовательному учреждению. По выделению денежных средств, они сразу же поступят на счет МБДОУ ДС ОВ № 17. Кроме того, в январе 2012 года из краевого бюджета МБДОУ ДС ОВ № 17 было выделено более 1 млн. рублей на ремонт одной из групп. Представитель ОНД Темрюкского района, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В судебном заседании, состоявшемся 15.03.2012 года, госинспектор ОНД Темрюкского района А.П.. подтвердил наличие в МБДОУ ДС ОВ № 17 указанных прокурором нарушений требований пожарной безопасности, пояснив, что здание детского сада старое, требует ремонта, на выполнение которого необходимы немалые затраты. Проверки с их стороны постоянно осуществляются. В 2011 году как МБДОУ ДС ОВ № 17, так и должностное лицо данного учреждения были привлечены к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности. Указанные нарушения возможно устранить при наличии достаточного финансирования до 01.09.2012 года. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования по следующим основаниям: В соответствии с п.п. 3 п. 3. ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21декабря1994 N69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций всех форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Как установлено в судебном заседании, 22.03.2011 года главным специалистом ОНД Темрюкского района А.В. в соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности», заведующей МБДОУ ДС ОВ № 17 Шакун З.А. выносилось предписание №74/1/1-18 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, однако данное предписание в установленный срок, по состоянию на 01.10.2011 года выполнено не было. В конце 2011 года прокуратурой Темрюкского района совместно со специалистами ОНД по Темрюкскому району проведена проверка по вопросу обеспечения безопасности несовершеннолетних в здании МБДОУ ДС ОВ № 17 муниципального образования Темрюкский район, в ходе, которой выявлены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Так, в здании первой и второй младшей группы: потолок на пути эвакуации (в коридоре) отделан горючим материалом (п.53 ППБ01-03); в помещении у приемно-контрольного прибора не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики (ППБ 01-03, п.97); для выхода на чердак здания отсутствует противопожарный люк со стремянкой (СНиП 21.01-97); деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (ППБ 01-03, п.36). В здании средней и старшей группы: в коридоре и тамбуре на пути эвакуации установлена мебель (п.53 ППБ01-03); для покрытия пола на пути эвакуации используется покрытие (линолеум) с неизвестной пожарной опасностью (СНиП 21-01-97*, п.6.25, ППБ 01-03, п. 3); потолок на пути эвакуации (в коридоре) отделан горючим материалом (п.53 ППБ01-03); деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (ППБ 01-03, п.36). В здании подготовительной группы: для покрытия пола на пути эвакуации используется покрытие (линолеум) с неизвестной пожарной опасностью (СНиП 21-01-97*, п.6.25, ППБ 01-03, п.3); в помещении у приемно-контрольного прибора не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики (ППБ 01-03, п.97); деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (ППБ 01-03, п.36); второй эвакуационный выход предусмотрен через помещение костюмерной (ППБ01-03 п.52; СНиП21.01-97* п.6.12, п.6.16). Кроме того, во всех зданиях имеются такие нарушения, как отсутствие пожарных гидрантов для целей наружного пожаротушения зданий (ППБ01-03); соединения токоведуших жил электропроводов выполнено с помощью скрутки (ПУЭ п. 2.1.21, ППБ01-03); из детских помещений детского сада ширина в свету основных эвакуационных выходов менее 1,2 м. (п.6.16 СНиП 21-01-97*); отсутствие соответствующих вторых эвакуационных выходов с дверьми, открывающимися по ходу эвакуации, шириной в свету не менее 1,2 м. из спальных и игровых помещений (п. 6.9, 6.12 СНиП 21-01-97*). Данные нарушения продолжают иметь место, в виду отсутствия надлежащего финансирования данного образовательного учреждения администрацией муниципального образования Темрюкский район. Помимо указанных нарушений законодательства о пожарной безопасности нарушены требования ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», закрепившей принципы противодействия терроризму, таких как: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма, поскольку в случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности в МБДОУ ДС ОВ № 17 минимизация последствий террористического акта не будет достигнута. Несмотря на то, что 22.03.2011 года МБДОУ ДС ОВ № 17 МО Темрюкский район было привлечено к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, данная мера воздействия не стала эффективной и не способствует устранению выявленных нарушений, так как главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных и обеспеченных муниципальной программой: «Безопасность образовательных учреждений» на 2009-2011 годы является администрация МО Темрюкский район, имеющая право распределять средства бюджета муниципального образования Темрюкский район по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета. В соответствии со ст.ст. 14, 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Положениями указанной муниципальной программы «Безопасность образовательных учреждений» на 2009-2011 годы были предусмотрены мероприятия по оборудованию зданий автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и другие согласно правилам пожарной безопасности, В 2010 году на реализацию указанной программы из муниципального бюджета выделено – 4744000 рублей, в 2011 году – 6832500 рублей, а в 2009 году денежные средства вообще не выделялись. Так, согласно смете, утвержденной начальником управления образования 31.12.2010 года из денежных средств, выделенных на целевую программу в 2010 году, на устранение нарушений пожарной безопасности в МБДОУ ДС ОВ № 17 денежные средства вообще не выделялись, в 2011 было выделено всего 242670,05 рублей. Таким образом, деятельность органов местного самоуправления по финансированию образовательных учреждений для решения вопросов безопасности жизни и здоровья обучающихся и воспитанников нельзя назвать эффективной и целенаправленной. Выделяемые денежные средства не соответствуют фактическим потребностям образовательных учреждений, в том числе МБДОУ ДС ОВ № 17. В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организации; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Как показали в судебном заседании представитель ответчика администрации МО Темрюкский район и заведующая МБДОУ ДС ОВ № 17 выполнение указанных работ по устранению указанных нарушений технически возможно по мере поступления денежных средств из муниципального бюджета. В связи с тем, что бюджет на 2012 год был утвержден в 2011 году планируется вынесение вопроса о выделении денежных средств МБДОУ ДС ОВ № 17 на очередную сессию Совета МО Темрюкский район, которая состоится 30.03.2012 года. Кроме того, в январе 2012 года из краевого бюджета МБДОУ ДС ОВ № 17 было выделено более 1 млн. рублей на ремонт одной из групп. В настоящее время руководством МБДОУ ДС ОВ № 17 уже составлен сметный расчет по устранению замечаний по предписанию ОГПН, для предоставления его в Управление образования для подачи в администрацию МО Темрюкский район заявки на выделение денежных средств. Как показала суду представитель Управления образованием администрации МО Темрюкский район С.В. по выделению администрацией МО Темрюкский район денежных средств, они сразу же поступят на счет МБДОУ ДС ОВ № 17. При таких обстоятельствах, требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку бездействие администрации МО Темрюкский район на протяжении нескольких лет по неосуществлению надлежащего финансирования МБДОУ ДС ОВ № 17 МО Темрюкский район на выполнение работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму является незаконным, нарушает федеральное законодательство, а также права несовершеннолетних – обучающихся и воспитанников и других лиц во время образовательного процесса, находящихся в помещениях и на территории МБДОУ ДС ОВ № 17 МО Темрюкский район. При этом суд, принимая во внимание доводы представителей ответчиков, считает целесообразным обязать МБДОУ ДС ОВ №17 МО Темрюкский район устранить указанные нарушения незамедлительно по поступлению денежных средств. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: 1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Темрюкский район по неосуществлению финансирования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №17 муниципального образования Темрюкский район на выполнение работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму. Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район осуществить выделение денежных средств МБДОУ ДС ОВ №17 согласно заявке управления образованием администрации МО Темрюкский район в сумме не менее 1089890 рублей согласно смете в срок до 1.09.12 года на устранение следующих нарушений: 1) в здании первой и второй младшей группы: - потолок на пути эвакуации (в коридоре) выполнить не из горючих материалов (П.53ППБ01-03); - деревянные конструкции чердачного помещения обработать огнезащитным составом (ППБ 01-03, п.36); 2) в здании средней и старшей группы: - в коридоре и тамбуре на пути эвакуации убрать мебель (п.53 ППБ01-03); - для покрытия пола на пути эвакуации использовать покрытие (линолеум) с допустимыми характеристиками пожарной опасностью (СНиП 21-01-97*, п.6.25, ППБ 01-03, п. 3); - потолок на пути эвакуации (в коридоре) выполнить не из горючих материалов (п.53ППБ01-03); - деревянные конструкции чердачного помещения обработать огнезащитным составом (ППБ 01-03, п.36); 3) в здании подготовительной группы: - деревянные конструкции чердачного помещения обработать огнезащитным составом (ППБ 01-03, п.36); 4) во всех зданий: - для целей наружного пожаротушения зданий установить пожарные гидранты (ППБ01-03); - при выполнении соединения токоведущих жил исключить метод скрутки (ПУЭп.2.1.21, ППБ01-03); - эвакуационные выходы из детских помещений детского сада выполнить шириной в свету не менее 1,2 м. (п.6.16 СНиП 21-01 -97*); - из спальных и игровых помещений выполнить соответствующие вторые эвакуационные выходы с дверьми, открывающимися по ходу эвакуации, шириной в свету не менее 1,2 м. (п. 6.9, 6.12 СНиП 21-01-97*). 2. Обязать управление образованием администрации МО Темрюкский район незамедлительно сформировать заказы (заявку) в соответствии с имеющейся сметой на выполнение указанных работ. 3. Обязать МБДОУ ДС ОВ №17 МО Темрюкский район устранить указанные нарушения незамедлительно по поступлению денежных средств. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: