решение по заявлению прокурора Темрюкского района к администратции МО Темрюкский район о признании незаконным постановления главы МО



К делу № 2-1525/ 2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 7 сентября 2012 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Вовк И. В.,

при секретаре Пивень А. И.,

с участием прокурора - старшего помощника прокурора Темрюкского района Ерина Р. Ю. и представителя администрации муниципального образования Темрюкский район Коломийца Б. Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и. о. прокурора Темрюкского района о признании незаконным постановления главы муниципального образования Темрюкский район от 8 февраля 2012 года № 187 « Об утверждении Положения « О внештатном советнике главы муниципального образования Темрюкский район»,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Темрюкского района обратился в Темрюкский райсуд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором указал, что проведенной прокуратурой района проверкой доводов обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Овсянникова В. А. установлено, что постановление главы муниципального образования Темрюкский район от 8 февраля 2012 года № 187 « Об утверждении Положения « О внештатном советнике главы муниципального образования Темрюкский район» противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем является незаконным. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В Уставе муниципального образования Темрюкский район отсутствуют полномочия главы района на привлечение к своей деятельности советников на общественных началах. Следовательно, население Темрюкского района не наделяло главу района правом привлекать для исполнения возложенных на него обязанностей по решению вопросов местного значения внештатных общественных советников. Привлечение внештатных сотрудников к деятельности муниципальных органов не соответствует тем видам прав, которые имеют граждане при осуществлении местного самоуправления, определенных ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ. Глава муниципального образования Темрюкский район, принимая оспариваемое постановление, вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Кроме этого, содержание оспариваемого правового акта не соответствует требованиям закона, а также включает в себя коррупционные факторы. Так, п. 2.2 Положения среди основных функций внештатного советника указано на оказание организационно-методической, консультативной помощи главе муниципального образования Темрюкский район для создания благоприятных условий для развития рыночных отношений, бизнеса и предпринимательства на территории Темрюкского района при реализации полномочий Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. На территории Темрюкского района созданы и функционируют коллегиальные и совещательные органы (Общественный Совет, Совет по предпринимательству при главе района) целями, которых являются выработка и реализация механизмов гражданского участия в процессе формирования и осуществления социально-экономической политики. Следовательно, законом и муниципальными правовыми актами предусмотрены формы оказания консультативной, организационно-методической помощи органам местного самоуправления институтами гражданского общества, в связи с чем оснований к привлечению внештатных советников для осуществления аналогичных функций не имеется. Внештатный советник не является муниципальным служащим и на него не распространяются соответствующие ограничения и запреты, в том числе наступление ответственности при разглашении служебной информации, ставшей ему известной в связи с исполнением предоставленных полномочий, чем созданы предпосылки для коррупционных проявлений. Порядок назначения внештатного советника не определяет конкретные квалификационные требования к кандидату, не предусматривает конкурсные процедуры и основания отказа в назначении внештатным советником, что также является коррупционным фактором. Указанные обстоятельства нарушают интересы неопределенного круга лиц, а именно право населения муниципального образования Темрюкский район на осуществление местного самоуправления. 6 августа 2012 г. прокуратурой района принесен протест на обжалуемое постановление, который по результатам рассмотрения отклонен.

Прокурор Ерин Р. Ю. в судебном заседании полностью поддержал заявление и.о. прокурора Темрюкского района, просил признать незаконным постановление главы муниципального образования Темрюкский район от 8 февраля 2012 г. №197 «Об утверждении Положения «О внештатном советнике главы муниципального образования Темрюкский район» и обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район устранить допущенные нарушения путем отмены указанного постановления, а также иных правовых актов, принятых на его основе. Суду он пояснил, что действующим законодательством не предусмотрена возможность расширения главой муниципального образования своих полномочий, которыми он наделен в соответствии с уставом муниципального образования. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует институт внештатных сотрудников. Советник главы муниципального образования Темрюкский район как внештатный сотрудник не нужен. Данное постановление нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку внештатный советник главы может иметь доступ к конфиденциальной информации, которую может распространить.

Представитель администрации муниципального образования Темрюкский район Коломийца Б. Б. просил оставить без удовлетворения заявление и.о. прокурора Темрюкского района. В соответствии со ст. 34, ч. 1 ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года

№ 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Ст. 30 Устава муниципального образования Темрюкский район определены собственные полномочия главы муниципального образования Темрюкский район как высшего должностного лица муниципального образования, и иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом, призванные для решения вопросов местного значения. Действующим законодательством не установлен запрет на привлечение для решения вопросов местного значения как физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, так и юридических лиц. Указом Президента РФ от 13 марта 2012 года № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодейст­вия коррупции» для соблюдения принципа публичности и открытости деятель­ности органов местного самоуправления рекомендовано органам местного са­моуправление привлечение институтов гражданского общества. В целях исключения коррупционных схем и соблюдения законодательства в области противодействия коррупции в Положении установлена конкретная сфера деятельности внештатного советника, его деятельность не является основным местом работы, с внештатным советником главы не заключается трудовой договор, что исключает возможность возникновения трудовых отношений. Предложения внештатного советника носят консультативный и рекомендательный характер, установлены запреты на влияние и вмешательство в деятельность структурных подразделений администрации муниципального образования, муниципальных учреждений и предприятий, а также в деятельность администраций поселений Темрюкского района. В обязанности внештатного советника входит соблюдение установленного режима конфиденциальности. Свои функции внештатный советник осуществляет на безвозмездной основе, что предотвращает нецелевое использование бюджетных средств. В соответствии с практикой сложившейся на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для решения социально значимых во­просов муниципальных образований привлекаются внештатные советники на общественных началах. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 г. № 980 «О Регламенте администрации Краснодарско­го края» установлено что, в целях подготовки экспертных заключений, аналитических материалов, оказания научно-методической помощи по вопросам осуществления полномочий администрации края и органов исполнительной власти Краснодарского края глава администра­ции Краснодарского края может назначать внештатных советни­ков (помощников) главы администрации (губернатора) Краснодарского края, первого заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, рабо­тающих на общественных началах.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает, что заявление и.о. прокурора Темрюкского района не подлежит удовлетворению.

8 февраля 2012 года главой муниципального образования Темрюкский район было принято постановление № 187 «Об утверждении Положения «О внештатном советнике главы муниципального образования Темрюкский район».

Суд не согласен с доводами и.о. прокурора Темрюкского района об отсутствии полномочий у главы муниципального образования Темрюкский район на привлечение к своей деятельности внештатных советников. Статьей 30 Устава муниципального образования Темрюкский район определены полномочия главы муниципального образования Темрюкский район. В п. 24 ч.2 ст.30 Устава указано, что глава муниципального образования Темрюкский район осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Уставом. Полномочия главы муниципального образования Темрюкский район в части привлечения к своей деятельности внештатных советников не противоречат полномочиям главы администрации Краснодарского края, указанных в п.2.5 Регламента администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 года №980.

Суд не согласен с доводами и.о. прокурора Темрюкского района о том, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона, а также включает в себя коррупционные факторы. Пунктом 5 ч.3 ст.13 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ предусмотрено создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в целях привлечения граждан к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендации. В соответствии с п.п. б п.4 Указа Президента РФ от 13 марта 2012 года № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодейст­вия коррупции» органам местного самоуправления рекомендовано внести до 1 мая 2012 г. в планы по противодействию коррупции соответствующих органов местного самоуправления изменения, направленные на достижение конкретных результатов, обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами, в том числе с привлечением институтов гражданского общества. Согласно п.8 Регламента администрации муниципального образования Темрюкский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 1 июня 2010 года № 965, в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий глава муниципального образования Темрюкский район вправе образовывать координационные, совещательные, консультативные, экспертные и иные органы.

Суд не согласен с доводами прокурора о том, что внештатный советник главы может иметь доступ к конфиденциальной информации, которую может распространить, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с п.17 Регламента администрации муниципального образования Темрюкский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 1 июня 2010 года № 965, обеспечение в соответствии с законодательством РФ и Краснодарского края доступа граждан к информации о деятельности администрации района (за исключением информации ограниченного доступа) возлагается главой муниципального образования Темрюкский район на одно из структурных подразделений администрации района и на уполномоченных должностных лиц. Глава муниципального образования Темрюкский район утверждает состав сведений о деятельности администрации района, составляющих информационный ресурс администрации района, открытый для доступа граждан и организаций. Как следует из Положения «О внештатном советнике главы муниципального образования Темрюкский район» внештатный советник не является муниципальным служащим муниципального образования Темрюкский район, осуществляет свою деятельность на общественных началах. Из функций и полномочий внештатного советника, предусмотренных Положением, не следует, что он имеет доступ к конфиденциальной информации.

Оспариваемым постановлением не нарушены права граждан на осуществление местного самоуправления, поскольку население Темрюкского района в данном случае осуществляет местное самоуправление посредством иных форм прямого волеизъявления, что предусмотрено ч.1 ст.3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать и. о. прокурора Темрюкского района в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления главы муниципального образования Темрюкский район от 8 февраля 2012 года № 187 « Об утверждении Положения « О внештатном советнике главы муниципального образования Темрюкский район».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий