К делу №2-1483/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Темрюк 27 июля 2010 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Гарькуши А.Ф.,
при секретаре Малюк А.Н.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Темрюкского района Скобликовой И.И.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования Темрюкский район Масёхиной М.И., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица - органа опеки и попечительства Москвитиной Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Темрюкского района в интересах Назаренко Е.В. к администрации муниципального образования Темрюкский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Темрюкского района обратился в суд с иском в интересах Назаренко Е.В. о возложении на администрацию муниципального образования Темрюкский район обязанности предоставить Назаренко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в поселке Красный Октябрь Темрюкского района Краснодарского края, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Свои требования истец обосновал тем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Назаренко Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая на основании постановления главы муниципального образования Темрюкский район от 08.07.2009г. № 1543 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеуказанной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что является нарушением ст.57 ЖК РФ в соответствии с которой, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании старший помощник прокурора Скобликова И.И. поддержала исковые требования и просила обязать администрацию МО Темрюкский район предоставить Назаренко Е.В. по договору социального найма жилое благоустроенное помещение в пос.Красный Октябрь Темрюкского района Краснодарского края, площадью не ниже установленных социальных норм и отвечающее санитарным и техническим требованиям. Дополнительно пояснила суду, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей указанной категории, не может быть поставлено в зависимость от каких - либо условий, а именно: отсутствие нового жилья, денежных средств на приобретение жилых помещений и согласно разъяснениям Верховного суда о применении ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей» требования прокурора о предоставлении жилья детям-сиротам по договорам социального найма должны удовлетворяться судами.
Назаренко Е.В., будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, предоставила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований прокурора района настаивает, кроме того, указала, что 19.06.2010г. ею заключен брак с Степаненко В.С., после заключения брака ей присвоена фамилия Степаненко.
Представитель ответчика администрации МО Темрюкский район Масёхина М.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что Закон Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» наделяет органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам найма детям-сиротам, оставшихся без попечения родителей, и указала, что финансирование указанных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Назаренко Е.В. значится в списках детей-сирот оставшихся без попечения родителей и будет обеспечена жильем в порядке указанной очереди по поступлению средств из краевого бюджета.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства при администрации МО Темрюкский район Москвитина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что денежные средства на приобретение жилья детям-сиротам выделяются из Краевого бюджета, а администрация МО Темрюкский район осуществляет лишь функции по предоставлению жилых помещений.
Представитель заинтересованного лица - Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указал, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 года, № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» - органы местного самоуправления муниципальных образований Края наделены отдельными государственными полномочиями по решению вопроса предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам путем приобретения (строительства) жилья. Департамент осуществляет в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1265 «О департаменте семейной политики Краснодарского края» мониторинг состояния защиты прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за проведением мероприятий, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Статьей 8 ФЗ от 21.12.1996 года, № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм и является государственным полномочием субъекта РФ и может быть возложено на органы местного самоуправления. Согласно пункту 3.3 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653, орган местного самоуправления исходя их количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета направляет гражданам, указанным в разделе 1 данного Порядка извещения о включении их в список, которые направляются гражданам в порядке очередности. В заключении указал, что в соответствие с Законом Краснодарского края от 08.12.2008 №1599-КЗ «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» Темрюкскому району выделена субвенция из краевого бюджета на реализацию переданного государственного полномочия в размере 1004900,00 рублей (платежное поручение от 17.09.2009 № 6064).
Представитель заинтересованного лица – Департамента семейной политики Краснодарского края, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указал, что учитывая, что очередь указанной категории граждан в МО Темрюкский район ведется, начиная с 2004 года; Назаренко Е.В. была поставлена на льготный учет в 2009 году, то предоставить ей жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушит право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников. Реализация права Назаренко Е.В. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Вышеизложенная правовая позиция основана на положениях Конституции РФ и определении Конституционного суда РФ от 18 января 2005г. № 7-0 сформулировавшие следующее правило: правила действия новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч.1 и 2 ст.19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод. С 2007 года по 2009 год из краевого бюджета на приобретение жилого помещения в собственность детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей денежные средства МО Темрюкский район не выделялись, так как в других муниципальных образованиях края очередники состоят на льготном учете начиная с 1987 года. Поэтому и жильё для вышеуказанной категории граждан в данном муниципальном образовании за эти годы не приобреталось. Так как, краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Назаренко Е.В. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения жилого помещения муниципальному образованию Темрюкский район.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные документы, считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования по следующим основаниям:
В соответствии со ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный Закон от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм, является государственным полномочием субъекта РФ и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями (ст.7 указанного закона).
Статья 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются, полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, путем приобретения (строительства) жилья, финансирование которого осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета предоставляемым местным бюджетам (ст.2 Закона).
Согласно пункту 1.3 «Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма», утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653 «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» (далее Порядок), функции связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам указанной категории осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов Краснодарского края (органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
Пунктом 4.4. указанного Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из анализа указанных норм Закона, следует, что администрация МО Темрюкский район, наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, на основании Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» ввиду чего, является надлежащим ответчиком по делу.
На основании постановления главы МО Темрюкский район № 1543 от 08.07.2009 года, Назаренко Е.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и включен в общую очередь и льготный список «граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как установлено в судебном заседании, Назаренко Е.В. не обеспечена администрацией МО Темрюкский район вне очереди жилой площадью в соответствии с требованиями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика, что Назаренко Е.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, и по поступлению бюджетных ассигнований будет обеспечена жильем в порядке указанной очереди. Данные доводы не основаны на законе и не могут быть приняты судом, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, жилой площадью во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом (ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей»).
Доводы представителя ответчика об отсутствии у администрации МО Темрюкский район свободного жилья и финансирования на приобретение (строительство) жилых помещений так же не основаны на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением указанных детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район предоставить Назаренко Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма в поселке Красный Октябрь Темрюкского района Краснодарского края, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: А.Ф. Гарькуша