Решение по исковому заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района при использовании объектов культурного наследия



К делу № 2-1388/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 29 июня 2010 года

Федеральный суд Темрюкского района Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Гарькуша А.Ф.,

при секретаре Малюк А.Н.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Темрюкского района Просунцова В.В.,

представителя администрации МО Темрюкский район Левого А.Ю., действующего на основании доверенности,

представителя администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района Колмык В.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района при использовании объектов культурного наследия (памятников истории),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Темрюкского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района при использовании объектов культурного наследия (памятников истории), выразившееся в отсутствии оформленных и согласованных охранных обязательств с Управлением по охране, реставрации историко-культурных ценностей Краснодарского края на памятники истории, включенные в перечень объектов культурного наследия (военной истории), расположенных на территории Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района, а так же не регистрации их в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствии регистрации права собственности на объекты исторического значения в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, включенные в перечень объектов культурного наследия.

Свои требования истец обосновал тем, что прокуратурой Темрюкского района на основании задания прокуратуры Краснодарского края № 7/2-24-2010 от 28.04.2010 года проведена проверка соблюдения законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия. По итогам настоящей проверки установлено, что на территории Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района имеются объекты исторического значения, относящиеся к событиям Великой Отечественной Войны, а именно: братское захоронение 10 советских воинов, расположенное в пос.Виноградный на северной окраине у кладбища; братская могила 44 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, расположенная в ст.Вышестеблиевской на ул.Ленина; братская могила 129 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, расположенная в ст.Вышестеблиевской на ул.Ленина.

Истец считает, что должные лица администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района не принимают мер по охране, использованию и популяризации объектов историко-культурного значения (памятников истории), расположенных на территории Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района.

В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Просунцов В.В. уточнил исковые требования, просит суд признать незаконным бездействие администрации Вышестеблиевского сельского поселения, выразившееся в отсутствии оформленных и согласованных охранных обязательств с Управлением по охране, реставрации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края на памятники истории, включенные в перечень объектов культурного наследия (военной истории), расположенных на территории Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района, а также не регистрации их в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Просил суд обязать администрацию Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района до 01.07.2011г. устранить в полном объеме выявленные нарушения законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия.

В судебном заседании представитель администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района Колмык В.Н. не возражал против уточненных исковых требований прокурора Темрюкского района.

Представитель администрации муниципального образования Темрюкский район Левый А.Ю. в судебном заседании возражал против заявленных доводов прокурора Темрюкского района.

Представитель Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, предоставив письменный отзыв на исковые требования прокурора, в котором полностью поддерживает исковые требования в части объектов, стоящих на государственной охране, считает его доводы законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования.

Судом установлено, что на территории Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края имеются объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов исторического и культурного наследия памятников регионального значения. Однако, охранные документы, в том числе охранные обязательства в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.

Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно п.13 ч.1 ст.14, п.7 ч.1 ст.14.1, п.6 ч.1 ст.15.1 ФЗ РФ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Органы местного самоуправления поселения, а так же органы местного самоуправления муниципального района имеют право на оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения и муниципального района.

В порядке ст.48 ФЗ РФ № 73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находится в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а так же иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения и распоряжения объектом культурно наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим ФЗ, гражданским, градостроительным и земельным законодательством РФ. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия с учетом требований настоящего ФЗ, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Статьей 36 Закона Краснодарского края №558-КЗ от 06.02.2003г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Краснодарского края» предусмотрен порядок и условия использования объектов культурного наследия, устанавливаемый органом охраны объектов культурного наследия и определяется для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности соответствующим охранным документом: охранным обязательством, охранным договором, договором аренды объектов культурного наследия (охранно-арендным договором), договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия.

Охранное обязательство регистрируется в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним одновременно с регистрацией договора купли-продажи.

Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, заключается между краевым органом охраны объектов культурного наследия и физическим или юридическим лицом. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия. Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требование к содержанию объекта культурного наследия, к условиям доступа к нему граждан, к порядку и срокам его реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а так же иные обеспечивающие сохранность требования.

Объекты культурного наследия используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов.

Должностные лица администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкский район не представили суду соответствующих охранных документов на объекты культурного наследия, расположенные на территории Вышестеблиевского сельского поселения, зарегистрированные в учреждении юстиции.

Таким образом, должностные лица администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкский район не принимают мер по использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, правом на оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ не пользуются, что влечет не оформление охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия, а так же государственной регистрации в учреждении юстиции прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 268 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района при использовании объектов культурного наследия (памятников истории) удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края выразившееся в отсутствии оформленных и согласованных охранных обязательств с Управлением по охране, реставрации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края на памятники истории, включенные в перечень объектов культурного наследия (военной истории), расположенных на территории Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района, а также не регистрации их в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района до 01.07.2011г. устранить в полном объеме выявленные нарушения законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: А.Ф. Гарькуша