К делу №2-1441/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Темрюк 08 октября 2012 г. Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Курбановой Е.Н. при секретаре Трусове О.А. с участием помощника прокурора Темрюкского района Котляровой А.С. С участием представителя отдела МВД России по Темрюкскому району, действующему по доверенности Землекова И.И. представителя администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, действующей по доверенности Волошиной Н.А. представителя администрации МО Темрюкский район, действующей по доверенности Лужняк К.В. рассмотрев материалы дела по иску И.О. прокурора Темрюкского района к администрации Темрюкского городского поселения о признании незаконными бездействия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, УСТАНОВИЛ: И.О. прокурора Темрюкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Темрюкского городского поселения, в котором просил признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по оборудованию водоотвода по ул. Гагарина, ул. Докучаева, ул. Вильямса, yл. Лиманная, ул. Краснодарская, ул. Черноморская, ул. Кати Виноградовой, ул. Комсомольская, ул. Тимирязева, ул. Труда в г. Темрюке в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85. Инженерная защита территории от затопления и подтопления, незаконным и обязать администрацию Темрюкского городского поселения устранить допущенные нарушения законодательства, путем организации водоотведения по вышеуказанным улицам в срок до 01.11.2012 г. Свои доводы истец обосновал тем, что прокуратурой района проведена проверка по факту подтопления в ночь с 23 на 24 мая 2012 года жилых домов по ул.Гагарина, ул.Докучаева, ул.Вильямса, ул.Лиманная, ул.Краснодарская, ул.Черноморская, ул.Кати Виноградовой, ул.Комсомольская, ул.Тимирязева, ул.Труда. Установлено, что в ночь с 23.05.2012 г. на 24.05.2012 г. в результате ливневых осадков произошло подтопление домовладений, расположенных на указанных улицах. Ливневая канализация, либо иное водоотведение по вышеуказанным улицам отсутствует. Таким образом, в период выпадения осадков в виде дождя, систематически происходит подтопление домовладений. Бездействие администрации Темрюкского городского поселения существенно нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами права и законные интересы неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду, защиту жизни, здоровья и личного имущества, в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В судебном заседании помощник прокурора уточнил заявленные исковые требования и просил обязать администрацию Темрюкского городского поселения внести объекты учета: автомобильные дороги, расположенные по адресу: г.Темрюк, ул.Кати Виноградовой, ул.Комсомольская в Реестр муниципальной собственности Темрюкского городского поселения Темрюкского района, а также настаивала на удовлетворении требований, изложенных в уточненном иске от 24.09.2012 г. (л.д.90-92) и просила суд признать незаконным бездействие администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, выразившееся в непринятии мер по оборудованию водоотвода по ул.Гагарина, ул.Докучаева, ул.Вильямса, ул.Лиманная, ул.Краснодарская, ул.Черноморская, ул.Кати Виноградовой, ул.Комсомольская, ул.Тимирязева, ул.Труда г.Темрюка в соответствии с требованиями ФЗ от 06.10.2003 г. за №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СНиП 2.06.15-85. Инженерная защита территории от затопления и подтопления и обязать администрацию Темрюкского городского поселения устранить допущенные нарушения законодательства путем организации водоотведения по ул. Гагарина, ул.Докучаева, ул.Вильямса, ул.Лиманная, ул.Краснодарская, ул.Черноморская, ул.Кати Виноградовой, ул.Комсомольская, ул.Тимирязева, ул.Труда г.Темрюка в соответствии с требованиями ФЗ от 06.10.2003 г. за №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85. Инженерная защита территории от затопления и подтопления, в срок до декабря 2013 г. включительно. Представитель администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, действующая по доверенности Волошина Н.А., с заявленными требованиями не согласилась, считая их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что согласно сведениям ФГБУ «Краснодарского краевого центра гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», 24 мая 2012 года наблюдался очень сильный ливневый дождь, категории опасного явления с количеством выпавших осадков 51,3 мм. За весь период 24 мая 2012 года выпало 163 % месячной нормы осадков, что позволяет сделать вывод о том, что ни одна ливневая канализация не справилась бы с таким потоком воды. Кроме того, в соответствии с заключением о паводковой ситуации, в районе восточной части г. Темрюка просматриваются 2 временных водотока. До уничтожения виноградарства в 80-е годы существовала система канализирования, после чего, система пришла в упадок. Вырубка винограда привела к механическому нарушению склонов, а также к изменению водно- физических свойств почв. Таким образом, 24 мая 2012 года во время интенсивности выпадения осадков, начался резкий подъем уровня воды, в результате чего произошло подтопление. Кроме того, деятельность по строительству ливневых канализаций требует значительного финансирования. При этом администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района не формирует бюджет муниципального образования. В соответствии с частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, то есть Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района. Решением Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 13 декабря 2011 года № 264 «О бюджете Темрюкского городского поселения Темрюкского района» был утвержден дефицит бюджета в сумме 7738 600 руб. Таким образом, вина в недостаточном финансировании строительства ливневых канализаций отсутствует. Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района не может по своему усмотрению увеличить финансирование для строительства ливневых канализаций в Темрюкском городском поселении. Строительство ливневых канализаций в г. Темрюке не было запланировано на 2012 год, таким образом, расходы будут не целевым использованием бюджетных средств, и для осуществления указанных мероприятий требуется комплексный подход, включающий в себя финансирование проекта, работы по подготовке проектно сметной документации и строительные работы. На сегодняшний день, на стадии согласования находится соглашение между администрацией и ОАО проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект» об изготовлении технического решения для строительства ливневых канализаций. Сама процедура строительства - это процесс, который займет не один месяц, начиная с изготовления технического решения подготовки проекта, проведения аукциона, государственной и экологической экспертиз, и заканчивая непосредственно строительными работами. Требование прокурора об обязании администрации поставить на баланс улицы Кати Виноградовой и Комсомольской г.Темрюка несостоятельны, так как с 2010 года администрацией Темрюкского городского поселения ведется работа по принятию указанных улиц в казну Темрюкского городского поселения Темрюкского района. Истцом не представлены доказательства причинно-следственной связи между отсутствием водоотвода и систематическим подтоплением домовладений. Представитель администрации МО Темрюкский район, действующая по доверенности Лужняк К.В., поддержала доводы представителя администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района и просила в удовлетворении требований И.О. прокурора Темрюкского района отказать, указывая на то, что в случае, установления факта засорения канав для отвода ливневых стоков, ответственность за такое засорение и его последствия лежат полностью на собственнике, прилегающего земельного участка. Представитель отдела МВД России по Темрюкскому району, действующий по доверенности Землеков И.И., поддержал доводы И.О. прокурора Темрюкского района, считая их законными и обоснованными. Суду пояснил, что отделом ГИБДД ОМВД России по Темрюкскому району согласно поручения прокуратуры Темрюкского района по факту подтопления в ночь с 23 на 24 мая 2012 года жилых домов в г.Темрюке при выпадении обильных осадков в виде дождя, была проведена проверка на наличие ливневых канализаций на следующих улицах г.Темрюка: Гагарина, Краснодарская, Кати Виноградовой, Докучаева, Вильямса, Черноморская, Лиманная, Труда, Тимирязева, 27-го Сентября, Комсомольская и Свободная. В ходе проверки было установлено, что в г.Темрюке на улицах Гагарина, Краснодарская, Кати Виноградовой, Докучаева, Вильямса, Черноморская, Труда и Лиманная ливневая канализация отсутствует. Владельцем данных улиц является администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района и в соответствии с требованиями п.4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится и организация водоотведения в границах поселения. По улицам 27-го Сентября, Комсомольская и Свободная проходит участок автодороги «г.Темрюк - г.Краснодар -г.Кропоткин - граница Ставропольского края», по улице Темирязева, также проходит автодорога «г.Темрюк - Южный склон», которые принадлежат Управлению автомобильных дорог Краснодарского края, которые обустроены искусственными дорожными сооружениями, в соответствии с нормативными требованиями. Данные водоотводные сооружения (поперечные водоотводные трубы и боковые канавы) предназначены только лишь для отведения поверхностных вод от автомобильной дороги, а не от жилого сектора. Суд, выслушав представителей сторон, представителей третьих лиц, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему: В ночь с 23.05.2012 г. на 24.05.2012 г. в результате ливневых осадков произошло подтопление домовладений, расположенных на улицах Гагарина, Докучаева, Вильямса, Лиманная, Краснодарская, Черноморская, Кати Виноградовой, Комсомольская, ул. Тимирязева, ул. Труда в г. Темрюке. Постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района «О введении режима чрезвычайной ситуации с 24 мая 2012 года на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района» за №392 от 24.05.2012г., введен режим чрезвычайной ситуации (л.д.26). Распоряжением главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 30.05.2012 г. за №126-р, определены меры по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной очень сильным ливневым дождем, произошедшим на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 24.05.2012г. (л.д.27). Согласно сведениям ФГБУ «Краснодарского краевого центра гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», 24 мая 2012 года наблюдался очень сильный ливневый дождь - категории опасного явления количеством выпавших осадков 51,3 мм. За весь период 24 мая 2012 год выпало 163 % месячной нормы осадков (л.д.31). Прокуратурой района проведена проверка по факту подтопления в ночь с 23 на 24 мая 2012 года, жилых домов по ул.Гагарина, ул.Докучаева, ул.Вильямса, ул.Лиманная, ул.Краснодарская, ул.Черноморская, ул.Кати Виноградовой, ул.Комсомольская, ул.Тимирязева, ул.Труда, в ходе которой установлено, что ливневая канализация, либо иное водоотведение по вышеуказанным улицам отсутствует, что подтверждается справкой ОМВД России по Темрюкскому району, актом проверки и фотоматериалами (л.д.7-12, 93,94). Согласно п.4, п.8, п.23 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения, в числе прочего, относится организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе, и организация водоотведения в границах поселения. В соответствии с п.1.1 СНиП 2.06.15-85. Инженерная защита территории от затопления и подтопления, утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 19.09.1985 №154 (далее -СНиП), при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований, их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. В нарушение указанных требований законодательства, администрация Темрюкского городского поселения не исполняет обязанности по водоотведению от домовладений, расположенных по ул.Гагарина, ул.Докучаева, ул.Вильямса, ул.Лиманная, ул.Краснодарская, ул.Черноморская, ул.Кати Виноградовой, ул.Комсомольская, ул.Тимирязева, ул.Труда, что может вновь привести к возникновению чрезвычайной ситуации. В судебном заседании установлено, что в реестре муниципальной собственности Темрюкского городского поселения Темрюкского района находятся следующие улицы: Гагарина, Докучаева, Вильямса, Лиманная, Краснодарская, Черноморская, Тимирязева и Труда, что подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности на автомобильные дороги (л.д.48,49,50,51,52,53,54,55). Однако, согласно справкам администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (л.д.56-65), ливневые канализации в реестре муниципального имущества Темрюкского городского поселения Темрюкского района отсутствуют. Кроме того, согласно справкам администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (л.д.46, 47), автомобильные дороги по ул.Кати Виноградовой, ул.Комсомольская в реестре муниципального имущества Темрюкского городского поселения Темрюкского района, также отсутствуют. Ссылку представителя администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района на ч.6 п.4.1 Решения Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 25.01.2011г. за № 162 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания Темрюкского городского поселения Темрюкского района», по которому все юридические и физические лица на предоставленных (независимо от форм землепользования) и прилегающих территориях, обязаны поддерживать данные территории в должном санитарном, противопожарном, эстетическом состоянии, а именно: производить своевременную очистку канав, труб и дренажей предназначенных для отвода ливневых и грунтовых вод, за исключением систем, находящихся на балансе и обслуживании предприятий организаций, суд признает необоснованной, поскольку согласно проведенной проверки отделом ГИБДД ОМВД России по Темрюкскому району ливневая канализация в г.Темрюке на улицах Гагарина, Краснодарская, Кати Виноградовой, Докучаева, Вильямса, Черноморская, Труда и Лиманная вообще отсутствует. Данное обстоятельство также подтверждается актом проверки соблюдения требований законодательства РФ от 30.07.2012г. (л.д.93-94). Бездействие администрации Темрюкского городского поселения существенно нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами права и законные интересы неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду, защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, как видно из материалов дела, администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района 04.07.2012г. заключила договор №4665 с ОАО «Кубаньводпроект» для проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а также выполнения работ по определению степени нарушения функционирования системы водоотведения поверхностных стоков по улицам г. Темрюка, попавшим в зону чрезвычайной ситуации (л.д.21-22). Процедура строительства это процесс, который займет длительное время, начиная с изготовления технического решения подготовки проекта, проведения аукциона, государственной и экологической экспертиз, и заканчивая непосредственно строительными работами, в связи с чем, суд полагает необходимым продлить срок для устранения администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района допущенных нарушений законодательства, продлив его до декабря 2013 года. Ссылка представителя администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района на то, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между неправомерными действиями администрации и подтоплением домовладений, суд признает несостоятельной, так как наличие указанных обстоятельств необходимо в соответствии со ст.1064 ГК РФ, для решения вопроса о возмещении ущерба, который в данном гражданском деле не рассматривается. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Темрюкского городского поселения внести объекты учета автомобильные дороги, расположенные по адресу: г.Темрюк, ул.Кати Виноградовой, ул.Комсомольская в Реестр муниципальной собственности Темрюкского городского поселения Темрюкского района. Признать незаконным бездействие администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, выразившееся в непринятии мер по оборудованию водоотвода по ул.Гагарина, ул.Докучаева, ул.Вильямса, ул.Лиманная, ул.Краснодарская, ул. Черноморская, ул.Кати Виноградовой, ул.Комсомольская, ул.Тимирязева, ул.Труда г.Темрюка в соответствии с требованиями ФЗ от 06.10.2003 г. за №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СНиП 2.06.15-85. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Обязать администрацию Темрюкского городского поселения устранить допущенные нарушения законодательства путем организации водоотведения по ул. Гагарина, ул.Докучаева, ул.Вильямса, ул.Лиманная, ул.Краснодарская, ул.Черноморская, ул.Кати Виноградовой, ул.Комсомольская, ул.Тимирязева, ул.Труда г.Темрюка в соответствии с требованиями ФЗ от 06.10.2003 г. за №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СНиП 2.06.15-85. Инженерная защита территории от затопления и подтопления, в срок до декабря 2013 г. включительно. Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции, в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 13.10.2012 г. Председательствующий