решение по иску Шарий Н.Н. к администрации МО Темрюкский район об оспаривании решения.



К делу № 2-1390/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 20 августа 2012 года

Федеральный суд Темрюкского района Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Гарькуша А.Ф.,

при секретаре Малюк А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шарий Н.Н. к Администрации муниципального образования Темрюкский район об оспаривании решения администрации МО Темрюкский район об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Шарий Н.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации МО Темрюкский район от 24.01.2012г. в постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений и обязать администрацию МО Темрюкский район поставить его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Свои требования заявитель обосновал тем, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В 2011 году он обратился в администрацию муниципального образование Темрюкский район Краснодарского края с заявлением о принятии его на учёт граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по категории «лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно письму администрации МО Темрюкский район от 24.01.2012г. ему было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по категории «лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по тем основаниям, что на момент обращения с заявлением о постановке на учёт ему исполнилось 24 года и к указанной категории лиц он не относится. С указанным отказом заявитель не согласен, поскольку считает, что он нарушает его конституционные и гражданские права, гарантированные ему государством. Право на предоставление жилья от государства получают те дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не имеют закрепленного жилого помещения, то есть если отсутствует собственное жилье, и жилье, где данные лица приобрели право пользования по договору социального найма. Его родители - мать Шарий Е.А., лишённая родительских прав в отношении него и брата - Ш и отец Ш своего жилого помещения в собственности не имели. После смерти отца и лишения матери родительских прав над ним и братом решением <адрес> Совета народных депутатов <адрес> была учреждена опека над ними, опекуном были назначены их дедушка и бабушка - Ш и Ш, у которых в собственности имеется жилое помещение. Поскольку всё это время вопросов о том, что Ш оставит принадлежащее ей помещение какому-то иному лицу не возникало, с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по категории «лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», он не обращался. Однако, в настоящее время ему стало известно, что Ш составила завещание, согласно которого собственником её жилого помещения после её смерти станет другое лицо, он вынужден был обратиться в администрацию МО Темрюкский район с указанным заявлением. Исходя из сложившейся ситуации, он остался вообще без какого-либо жилого помещения и ему негде жить, несмотря на все социальные гарантии, предоставленные государством ребёнку - сироте. Кроме того, его опекуну Ш органами опеки и попечительства администрации МО Темрюкский район социальные гарантии и права её опекаемых никогда не разъяснялись, и, естественно, как пожилой человек она о них не знала. Таким образом, своих функций по поддержке граждан из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства администрации МО Темрюкский район надлежащим образом не выполнил.

В судебное заседание заявитель Шарий Н.Н., будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, не явился, предоставив в суд письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает, просит удовлетворить их в полном объеме (л.д. 39).

Представитель администрации МО Темрюкский район в суд не явился, предоставив письменное возражение на заявление, в котором просит в удовлетворении требований Шарий Н.Н. отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации (л.д.40-42).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный Закон от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм, является государственным полномочием субъекта РФ и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями (ст.7 указанного закона).

Статья 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются, полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, путем приобретения (строительства) жилья, финансирование которого осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета предоставляемым местным бюджетам (ст.2 Закона).

Согласно пункту 1.3 «Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма», утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» (далее Порядок), функции связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам указанной категории осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов Краснодарского края (органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Пунктом 4.4. указанного Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.

Исходя из анализа указанных норм Закона, следует, что администрация МО Темрюкский район, наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на основании Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы».

Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ч.2 ст.54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушение предусмотренные частью 1 данной статьи.

Администрацией муниципального образования Темрюкский район письмом №В- от ДД.ММ.ГГГГ отказано заявителю Шарий Н.Н. в постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по категории «лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по тем основаниям, что на момент обращения с заявлением о постановке на учёт ему исполнилось 24 года и к указанной категории он не относится (л.д.17-19).

Как следует из представленных заявителем суду письменных материалов дела Шарий Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории граждан «лица, оставшиеся без попечения родителей», что подтверждается решением Темрюкского районного Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за «Об учреждении опеки над несовершеннолетними Г и Ш (л.д.16), согласно которого опекунами были назначены Ш и Ш (л.д.16), решением Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым Ш лишена родительских прав в отношении сыновей Г, 1987г.р., и Ш, 1988г.р. (л.д.13-14), свидетельством о смерти Ш (л.д.15). Законность указанных документов администрацией МО <адрес> не оспаривается.

Право на предоставление жилья от государства получают те дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не имеют закрепленного жилого помещения, то есть если отсутствует собственное жилье, и жилье, где данные лица приобрели право пользования по договору социального найма.

Как установлено в судебном заседании родители заявителя - мать Ш и отец Ш, своего жилого помещения в собственности не имели.

Согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ Ш, ДД.ММ.ГГГГг.р., все свое имущество завещала Ч, ДД.ММ.ГГГГг.р. (л.д.43), указанное обстоятельство подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Ш, пояснившая суду, что своего волеизъявления менять не намерена.

Как установлено в судебном заседании, Шарий Н.Н. не обеспечен администрацией МО Темрюкский район жилой площадью в соответствии с требованиями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Доводы ответчика о достижении заявителем 23-летнего возраста, не вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, что послужило основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, являются необоснованными и незаконными, поскольку ответчиком не предоставлено суду доказательств, что заявитель был уведомлен должным образом о том, что с 18 до 23 лет необходимо обратиться в жилищный отдел администрации муниципального образования Темрюкский район для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать отказ администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края №В- от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Шарий Н.Н., ДД.ММ.ГГГГг.р., на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края поставить Шарий Н.Н., ДД.ММ.ГГГГг.р., на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца.

Председательствующий: А.Ф. Гарькуша