П О С Т А Н О В Л Е Н И Е К делу 7-10/2011
г. Темрюк 31 января 2011 года
Судья Темрюкского районного суда Гарькуша А.Ф., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ЮгБункерСервис-Кавказ», юридический <адрес> привлекаемого к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, поступившие из Новороссийской транспортной прокуратуры,
УСТАНОВИЛ :
ООО «ЮгБункерСервис-Кавказ» нарушило требования законодательства в области охраны окружающей природной среды и природопользования, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потреблении или иными опасными веществами.
Так, Новороссийской транспортной прокуратурой в ходе совместной проверки со специалистами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу деятельности ООО «ЮгБункерСервис-Кавказ» в части исполнения природоохранного законодательства, установлено, что представленный ООО «ЮгБункерСервис-Кавказ» «План по предупреждению и ликвидации разлива нефтепродуктов на временный причальный комплекс погрузки нефтепродуктов в бункеровщики в районе причала № порта Темрюк» не соответствует требованиям, предъявляемым к порядку организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В соответствии с указанным ПЛРН обеспечение экологической безопасности (локализация и ликвидация аварийных разливов нефтепродуктов) для ООО «ЮгБункерСервис-Кавказ» осуществляется в том числе силами и средствами профессионального аварийно-спасательного формирования ООО «КавказМорСервис» на основании договора № от 01.01.2010 года по обеспечению экологической безопасности в порту Темрюк. Для локализации разливов нефти и нефтепродуктов используются т/х «М» (судно постановщик бонового заграждения) и т\х «КЗ» (судно сборщик нефтесодержащей смеси). На временном причальном комплексе, № морского порта Темрюк ООО «ЮгБункерСервис-Кавказ» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ производилась погрузка мазута в танкер «ФХ». При этом проводимые в указанных числах бункеровочные операции не были обеспечены необходимым количеством сил и средств локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, так как т/х «М» и т/х «КЗ» находились в морском порту Кавказ, что не позволило бы указанным судам прибыть в морской порт Темрюк в течение 4 часов, которым при разливе на акватории время локализации разлива не должно превышать 4 часов. При проведении проверки произведено обследование танкера- бункеровщика «М» в ходе которого установлено, что грузовые шланги, через которые осуществляются прием и выдача бункерного топлива, имеют повреждения (трещины, изломы, изгибы). При проведении проверки на воду также был спущен скиммер пороговый «Скат» производительностью 42 т/час, находящийся на борту т/х «М». В течение всего времени нахождения скиммера в воде в рабочем состоянии (производился забор воды) конструкция не держалась на плаву, принимала горизонтальное положение и погружалась под воду. Сбор нефтепродуктов в случае чрезвычайной ситуации при такой работе скиммера невозможен.
Своими действиями «ЮгБункерСервис-Кавказ» совершило правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ, связи с чем, постановлением Новороссийского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Участвующий в деле помощник Новороссийского транспортного прокурора Сазонов Ю.Н. в судебном заседании поддержал указанные доводы, ссылаясь на те же обстоятельства. В вопросе по виду и размеру наказания полагался на усмотрение суда.
Представитель юридического лица «ЮгБункерСервис-Кавказ», привлекаемого к административной ответственности, Васильченко С.Н., действующий на основании доверенности, не согласился с предъявленным обвинением о совершении административного правонарушения, пояснив, что в действиях юридического лица отсутствует наличие нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, кроме того, пояснил, что в данном случае вины юридического лица нет. В настоящее время допущенные нарушения устранены.
Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г., хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что ввод в эксплуатацию, эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п.7 «Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» в соответствии с которым при разливе на акватории время локализации разлива не должно превышать 4 часов.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Статьей 37 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» установлено, что вредное вещество это вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб окружающей среде, в том числе морской среде, водным биологическим ресурсам и другим природным ресурсам внутренних морских вод и территориального моря, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» установлено, что организации осуществляющие транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов обязаны: создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке; иметь резервы финансовых средств и материально - технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно - технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий; локализовать разлив нефти и нефтепродуктов в течение 4 часов.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти нефтепродуктов» установлено, что планы JIPH разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов. Планом должны предусматриваться: количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации необходимость привлечения профессиональных аварийно - спасательных формирований; организация взаимодействия сил и средств; состав и дислокация сил и средств; порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание установленной степени готовности; организация материально – технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Приказом МЧС России от 28.12.2004 года № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» установлено, что требования к планированию и выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, а также требования к порядку согласования и утверждения планов ЛPH обязательны для выполнения всеми должностными лицами и специалистами организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, вина ООО «ЮгБункерСервис-Кавказ» подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-24); свидетельством о регистрации № (л.д.27); классификационным свидетельством судна т/х «М» (л.д.28); договором аренды судна без экипажа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30); классификационным свидетельством судна танкера «ФХ» (л.д.31); договором аренды судна без экипажа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-33); объяснением А.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39); планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на временный причальный комплекс погрузки нефтепродуктов в бункеровщики в районе причала № порта Темрюк ООО «ЮгБункерСервис-Кавказ» (л.д.40-48); сообщением Темрюкского отдела по надзору на море Департамента ФС по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.49-55).
Оценив указанные доказательства в совокупности, судья считает полностью доказанной вину юридического лица ООО «ЮгБункерСервис-Кавказ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, а его действия правильно квалифицированы по указанной статье, как несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потреблении или иными опасными веществами.
В соответствии с п.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая все обстоятельства по делу, судья считает необходимым применить к ООО «ЮгБункерСервис-Кавказ» административное наказание в виде штрафа.
Наказание в виде приостановлении деятельности судом не применяется, так как ранее ООО «ЮгБункерСервис-Кавказ» не привлекалось к административной ответственности по ч.2 ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности назначается судьей, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать виновным ООО «ЮгБункерСервис-Кавказ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Ф. Гарькуша