П О С Т А Н О В Л Е Н И Е К делу №7-43/2011
г. Темрюк 21 марта 2011 года
Судья Темрюкского районного суда Гарькуша А.Ф., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Югнефтехимтранзит», юридический адрес: Краснодарский край, Темрюкский район, пос.Чушка, ул.Железнодорожная, 11, привлекаемого к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
В Темрюкский районный суд из территориального отдела ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе поступили административный материал по ст.6.3 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Югнефтехимтранзит», фактическое место нахождения которого по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос.Коса Чушка, ул.Железнодорожная, 11
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю П.Н. от 11.02.2011г. № 335р-04-2011 о проведении внеплановой выездной проверки (проверка согласована с Прокуратурой Краснодарского края 14.02.2011г.) при рассмотрении жалобы жителей пос.Коса Чушка, поступившей на имя главного государственного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко и направленную для рассмотрения руководителю Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю В.П. проведены внеплановые мероприятия по контролю в отношении ООО «Югнефтехимтранзит». Из обращения следует, что на территории пос.Чушка Темрюкского района построен промышленный узел по перевалке химических и нефтяных продуктов, в пределах санитарно-защитной зоны терминала по перевалке химических продуктов находятся жилые дома и проживают люди, которые дышат газами и испарениями стирола, фенола, уксусной кислоты, болеют и умирают от онкологии, рождаются слепые дети.
При проведении проверки установлено: на территории Темрюкского района с 2008 года введен в эксплуатацию терминал по хранению и перегрузке жидких химических грузов расположенный в пос.Коса Чушка, (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU-23-16 от 01.02.2008г. департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края) собственником которого является ООО «Югхимтерминал». Деятельность по перевалке жидких химических продуктов осуществляет ООО «Югнефтехимтранзит» по договору оказания услуг по перевалке жидких химических продуктов № ЮНХ/ЮНХТ-01/02/08 от 01.02.2008г. между ООО «Югхимтерминал» и ООО «Югнефтехимтранзит».
Предприятие относится к 1 классу опасности (п.п. 2 класс 1 п. 7.1.14 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с ориентировочной санитарной защитной зоной 1000 метров.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года № 162 «Об установлении размера единой санитарно - защитной зоны имущественных комплексов: ЗАО «Ю-СВЛ», ООО «СВЛ. Терминал», ООО «ЮгХимтерминал» на территории Темрюкского района Краснодарского края» (зарегистрировано в МинЮст от 30.12.2010г. № 19459) установлена санитарно-защитная зона: в юго-западном направлении - по отселяемой территории пос.Чушка на расстоянии 180м от промплощадки береговой эстакады № и на расстоянии 420м от южного угла основной промплощадки ООО «Югхимтерминал», в северо-восточном направлении - по территории транспортного узла «Порт - железнодорожная станция» переменного размера от 180м до 300м от основной площадки нефтебазы.
По отдельным переваливаемым продуктам - уксусная кислота (в 2009- 2010гг.), перспективные продукты (в 2008-2009гг.) отмечается превышение проектной мощности.
При обосновании размеров санитарно-защитной зоны не учтена перевалка натрия едкого в составе перспективного продукта, фактическая перевалка в 2008г. составила 32632 тонны, в 2009г. - 44840 тонны, в 2010г. - 7325 тонн. Кроме того не учтена перевалка масла и нафта, так масла в 2008г. перевалено 24960 тонн, в 2009г. - 6120 тонн, в 2010г. - 47890 тонн, в 2011г. - 6060 тонн, нафта в 2010г. перевалено 33091 тонна.
Исследования уровня загрязнения атмосферного воздуха на границе объединенной санитарно-защитной зоны и на границе жилой застройки на косе Чушка Темрюкского района Краснодарского края выполнялись предприятием в рамках программы контроля по договору с аккредитованной лабораторией ООО «КубаньЭКОпроект». Однако в программе контроля заложены и выполнялись исследования атмосферного воздуха на содержание диоксидов азота, серы, углерода оксида, взвешенных веществ, бензола, ксилола, толуола, углеводородов, стирола, а содержание уксусной кислоты, алканов, углеводороды мазута в атмосферном воздухе при перевалке продуктов, переваливаемых в максимальном объёме, не контролировались.
Для нефтебазы валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 102,7092090 тонн/год. Нефтебазой выбрасывается 36 веществ. Максимальный валовый выброс формируется из диоксида азота, (31,75 тонн), оксида углерода (22,24 тонн), алканов (33,26 тонн).
Для перевалочного комплекса химпродуктов валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 23,9586835 тонн/год. Комплексом выбрасывается 34 вещества. Максимальный валовый выброс формируется из диоксида азота, (2,13 тонн), ангидрида сернистого (9,7 тонн), оксида углерода (2,6 тонн), винилацетата (2,75 тонн), этилацетата (2.36 тонн), кислоты уксусной (0,98 тонн).
В соответствии с ч.2 ст.12, ч.4 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» при решении вопроса размещения объектов промышленного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила, юридические лица обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в соответствии с ст.30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
В пределах установленной санитарно-защитной зоны 420 метров имущественных комплексов ЗАО «Ю-СВЛ», ООО «CBЛ.Терминал» и ООО «ЮгХимтерминал» на сегодняшний день расположены 9 домовладений, в которых зарегистрированы 31 житель, что является грубым нарушением санитарного законодательства, так в соответствии с п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с изменениями от 10.04.2008г., 06.10.2009г., 09.09.2010г.) в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. При осуществлении деятельности (оказании услуг) по перевалке жидких химических грузов создается реальная угроза возникновения как острых, так и хронических отравлений проживающего в санитарно-защитной зоне населения.
Выбрасываемые в атмосферный воздух при перевалке жидких химических грузов загрязняющие вещества: бенз(а)пирен, бензол, формальдегид, соединения толуола и ксилола являются в соответствии с разделом II СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» канцерогенными факторами с преимущественными путями поступления в организм через органы дыхания и кожу.
В соответствии с ч.2 ст.24 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказания услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. ООО «Югнефтехимтранзит» при наличии нарушений санитарного законодательства (в пределах санитарно-защитной зоны проживают люди в нарушение п.3.2, п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов») выполняет работы (оказывает услуги) по перевалке жидких химических грузов и нефтепродуктов.
Во время проверки деятельности ООО «Югнефтехимтранзит», проводимой Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, установлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства: п.3.1, п.3.2, п.3.14, п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п.3.1.8. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». За выявленные нарушения составлен протокол об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ в отношении юридического лица.
Представитель территориального отдела ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе Донцова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании подтвердила нарушения, изложенные в представленных материалах, считает, что вина юридического лица ООО «Югнефтехимтранзит» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, полностью установлена представленными в судебное заседание доказательствами, пояснив суду, что выявленные в ходе проверки нарушения являются грубыми, эксплуатация объектов по перевалке жидких химических грузов существенно нарушает гарантированные Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами РФ права и законные интересы граждан на благополучную окружающую среду, жизнь, здоровье. Предложила суду применить административное наказание в виде приостановления деятельности.
Участвующий в деле заместитель начальника отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Голубина Э.Р. пояснила суду, что в соответствии с требованиями п.3.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении действующих объектов юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов. На предприятии ООО «Югнефтехимтранзит» не внедрены мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и очистка промышленных сточных вод характерные для нефтехимической отрасли (по данным НПЗ Краснодарский, НПЗ Туапсинский, НПЗ Афипский, НПЗ Ильский): резервуарный парк светлых нефтепродуктов не оборудован понтонами Ультрафлоут (производство США) типа «плавающей крыши», снижающий объем выбросов в атмосферу по углеводородам до 98%; не внедрена система герметичного слива-налива на ж/д эстакаде с установкой блока рекуперации (AlkerSolutions) паров нефтепродуктов с эффективностью снижения содержания концентрации углеводородов на выходе; установка улавливания и утилизации аварийных выбросов паров углеводородов с предохранительных клапанов при технологических операциях слива-налива. Не разработаны мероприятия по предотвращению попадания нефтепродуктов и химических продуктов с грунтовыми водами от промплощадок предприятия в акваторию Азовского и Черного морей (например, отсутствует защитная дрена и др.). На терминале по перегрузке химических продуктов отсутствуют очистные сооружения промливневых сточных вод (установка очистки химически загрязненных вод была предусмотрена проектом санитарно-защитной зоны). Кроме того, в акте комплексного обследования перевалочного комплекса химических продуктов в порту Кавказ Темрюкского района Краснодарского края от 27.09.2007г. одним из условий проведения пуско-наладочных работ является завершение монтажа системы химической очистки стоков в срок до 01.01.2008г. На настоящий момент данная установка отсутствует.
В судебном заседании представители юридического лица ООО «Югнефтехимтранзит», привлекаемого к административной ответственности, Бережицкий С.И. и Горбачев А.А., действующие на основании доверенности, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, отрицали, просили обратить внимание суда на то обстоятельство, что ООО «Югнефтехимтранзит» не эксплуатирует объект и не является его собственником, а осуществляет деятельность по предоставлению услуг по перевалке продуктов на производственном объекте ООО «Югхимтерминал» по договору оказания услуг, считают возбуждение в отношении ООО «Югнефтехимтранзит» административного дела неправомерным, поскольку в отношении ООО «Югхимтерминал» возбуждено административное дело по тем же основанием, по тому же факту, в связи с чем просили прекратить производство по делу в отношении ООО «Югнефтехимтранзит».
Допрошенный в судебном заседании свидетель И.А. показала суду, что она проживает в пос.Коса Чушка Темрюкского района, в непосредственной близости от предприятия ООО «Югнефтехимтранзит», где построен промышленный узел по перевалке химических и нефтяных продуктов. В пределах санитарно-защитной зоны терминала по перевалке химических продуктов находятся жилые дома и проживают люди, которые дышат газами и испарениями стирола, фенола, уксусной кислоты, неприятные и удушающие запахи чувствуются в воздухе, от них нельзя укрыться в домах, в результате люди часто болеют и умирают от онкологических и других заболеваний.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав письменные доказательства, оценив указанные доказательства в совокупности, суд считает, что вина юридического лица ООО «Югнефтехимтранзит» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ доказана и подтверждается письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании: протоколом № 037833 об административном правонарушении от 17.02.2011г. в отношении ООО «Югнефтехимтранзит», согласно которого в ходе проведенной проверки 16.02.2011г. были выявлены факты нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при организации деятельности объекта, расположенного в пос.Чушка, терминала по перевалке жидких химических продуктов и нефтепродуктов (л.д.3); акта проверки № 335 органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от 15.02.2011г. (л.д.4-7); распоряжением № 335р-04-2011 от 11.02.2011г. органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (л.д.13); решением о согласовании проведения внеплановой проверки от 14.02.2011г. (л.д.14); уведомлением от 17.02.2011г. (л.д.15); письмом начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Темрюкском районе Севостьяновой Г.Н. от 21.02.2011г. за № 22-15/218 (л.д.18-23).
Оценив указанные доказательства в совокупности, судья считает полностью доказанной вину юридического лица ООО «Югнефтехимтранзит» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, а его действия правильно квалифицированными, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с ч.3 ст.4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с абзацем вторым ч.1 ст.3.12. КоАП РФ, административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В судебное заседание представителями лица привлекаемого к административной ответственности ООО «Югнефтехимтранзит» представлена информация о том, что администрацией юридического лица приняты к вниманию и в кратчайшие сроки устранена большая часть выявленных правонарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, продолжается работа в указанном направлении.
Данные обстоятельства имеют существенное значение для дела, поскольку свидетельствуют о фактическом принятии мер по устранению юридическим лицом недостатков, выявленных при проведении проверки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, ч.2 ст. 29.10 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо ООО «Югнефтехимтранзит» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.
Реквизиты получателя штрафа: Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю г.Краснодар Получатель: УФК МФ РФ по Краснодарскому краю (Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю) Счет: № 40101810300000010013 БИК 040349001 ИНН 2308105360 КПП 230801001 ОКАТО 03251000000 Код 14111628000010000140 Административный штраф Роспотребнадзор.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 суток.
Судья: