Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2- 118/2011
Именем Российской Федерации
г. Темников Республики Мордовия 12 мая 2011 года
Темниковский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Гавина А.С.,
при секретаре Мезиной В.В.,
с участием помощника прокурора Темниковского района Республики Мордовия Павловой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о.прокурора Темниковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Аксельского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Темниковского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Аксельского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий, указывая, что прокуратурой Темниковского района проведена проверка соблюдения администрациями муниципальных образований Темниковского муниципального района РМ законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Аксельского сельского поселения.
Противодействие коррупции согласно п. 2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ « О противодействии коррупции»- деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по противодействию коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии со ст.3 Федерального закона основными принципами противодействия коррупции являются: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно п.2 ст.6 указанного федерального закона профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
На основании п.1 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ» Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикорупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является обязательность проведения антикорупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Решением сессии Совета депутатов Аксельского сельского поселения Темниковского муниципального района РМ от 02 декабря 2009 г. № 61 « Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов» установлено, что обязанность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления возложена на разработчиков проектов нормативных правовых актов; результаты антикорупционной экспертизы отражаются в заключении, подготовленном по итогам правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что за 2010 г. органами местного самоуправления Аксельского сельского поселения принято 7 нормативных правовых актов. Однако антикоррупционная экспертиза их проектов администрацией Аксельского сельского поселения не проводилась, заключения по итогам экспертизы не составлялось.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
Неисполнение администрацией Аксельского сельского поселения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений по итогам экспертизы препятствует реализации положений Федерального закона способствует принятию нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факты, что в свою очередь может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которых нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.
Просит признать незаконным бездействие администрации Аксельского сельского поселения Темниковского муниципального района по непроведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Обязать администрацию Аксельского сельского поселения Темниковского муниципального района РМ проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений по итогам экспертизы, а также провести экспертизу за 2010 год.
В судебном заседании помощник прокурора Темниковского района Республики Мордовия Павлова Л.О., требования, изложенные в заявлении, поддержала полностью, и по вышеуказанным основаниям просит их удовлетворить.
Глава администрации Аксельского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия В.И.Жерноклеев, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, требования прокурора признает.
Выслушав объяснения помощника прокурора Темниковского района Республики Мордовия Павловой Л.О., исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о принятии признания ответчиком иска, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Темниковского района РМ проведена проверка соблюдения администрациями муниципальных образований Темниковского муниципального района РМ законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Аксельского поселения.
В судебном заседании также установлено, что Решением сессии Совета депутатов Аксельского сельского поселения Темниковского муниципального района РМ от 02 декабря 2009 г. № 61 « Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов» установлено, что обязанность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления возложена на разработчиков проектов нормативных правовых актов; результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, подготовленном по итогам правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Судом установлено, что за 2010 г. органами местного самоуправления Аксельского сельского поселения принято 7 нормативных правовых актов. Однако антикоррупционная экспертиза их проектов администрацией Аксельского сельского поселения не проводилась, заключения по итогам экспертизы не составлялось.
Противодействие коррупции согласно п. 2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ « О противодействии коррупции»- деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по противодействию коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии со ст.3 Федерального закона основными принципами противодействия коррупции являются: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно п.2 ст.6 указанного федерального закона профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
На основании п.1 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ» Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикорупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является обязательность проведения антикорупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Суд также установил, что прокурор района обратился в суд с данным заявлением в пределах своей компетенции и в соответствии с законом.
Неисполнение администрацией Аксельского сельского поселения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений по итогам экспертизы препятствует реализации положений Федерального законная, способствует принятию нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факты, что в свою очередь может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц,
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что заявление и.о.прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 173 ч. 3, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление и.о.прокурора Темниковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Аксельского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Аксельского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия по не проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Обязать администрацию Аксельского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений по итогам экспертизы, а также провести экспертизу за 2010 год.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья - подпись
Копия верна
Секретарь судебного заседания В.В.Мезина
Судья А.С.Гавин