Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Темников РМ 30 марта 2011 года
Темниковский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Сюлина И.А.,
при секретаре Кунавиной Л.Н.,
с участием помощника прокурора Темниковского района РМ Аршинова А.И. истицы Гурдяевой Е.И.,
представителя ответчика - администрации Темниковского муниципального района РМ Сентяевой Н.С., участвующей по доверенности от 30.03.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Темниковского района РМ к администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия в интересах Гурдяевой Елены Ивановны об обязании предоставления жилого помещения
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Темниковского района РМ обратился в суд с исковым заявлением к администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия в интересах Гурдяевой Елены Ивановны об обязании предоставления жилого помещения, указав, что прокуратурой Темниковского района во исполнение поручения прокуратуры РМ проведена проверка соблюдения жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети - сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют права на преимущественное социальное обеспечение.
Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 2 указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104 - З «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей - сирот и лиц из числа детей - сирот жилыми помещениями: 1. учет детей - сирот и лиц из числа детей - сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2. приобретение жилых помещений для последующего предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей сирот и лиц из числа детей - сирот жилыми помещениями; 3. предоставление жилых помещений детям - сиротам и лицам из числа детей - сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.
Однако проведенные положения федерального и регионального законодательства органами местного самоуправления до настоящего времени не исполняются.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией Темниковского муниципального района, Гурдяева Е.И. состоит на учете с 07.02.2007 года в очереди под № 46 на улучшение жилищных условий.
В соответствии со справкой с ФГОУ СПО «Темниковский с/х колледж» Гурдяева Е.И. окончила вышеуказанный колледж 01.07.2007 года.
По сведениям регистрирующих органов «ФГУП «Ростехинвентаризация»», Управления Федеральной регистрационной службы по РМ зарегистрированной недвижимости Гурдяева Е.И. не имеет.
В настоящее время Гурдяева Е.И. зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении по адресу: РМ, г. Темников, ул. Бараева 1-67.
Гурдяева Е.И. имеет право на внеочередное получение жилого помещения поскольку относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Гурдяева Е.И. обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите нарушенных жилищных прав.
И.о. прокурора просит обязать администрацию Темниковского муниципального района РМ обеспечить Гурдяеву Е.И. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Темниковского района РМ Аршинов А.И. исковые требования поддержал в полностью и по вышеуказанным основаниям просит их удовлетворить.
В судебном заседании Гурдяева Е.И. исковые требования прокурора поддержала полностью, суду пояснила, что после смерти ее матери она осталась сиротой, училась в школе-интернате, затем в Темниковском колледже. Жильем она никогда не обеспечивалась, в настоящее время проживает на квартире у своей тети.
Представитель ответчика администрации Темниковского муниципального района РМ Сентяева Н.С. иск прокурора района признала, суду пояснила, что администрацией района были оформлены все необходимые документы для предоставления жилья Гурдяевой Е.И., которая состоит на учете как сирота, нуждающаяся в жилом помещении. Приобретение жилья финансируется из республиканского бюджета, все необходимые заявки для этого администрация района сделала, свободных жилых помещений администрация района не имеет.
Выслушав представителя истца помощника прокурора Темниковского района РМ Аршинова А.И., истицу Гурдяеву Е.И., представителя ответчика администрации Темниковского муниципального района РМ Сентяеву Н.С., исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковое заявление прокурора Темниковского района РМ подлежит удовлетворению.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абз. 3 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно конституционно - правовому смыслу в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250 -О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104 - З «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, а именно: администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей - сирот и лиц из числа детей - сирот жилыми помещениями: 1. учет детей - сирот и лиц из числа детей - сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2. приобретение жилых помещений для последующего предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей сирот и лиц из числа детей - сирот жилыми помещениями; 3. предоставление жилых помещений детям - сиротам и лицам из числа детей - сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.
В соответствии с п. 1 ст. 10 указанного закона Республики Мордовия финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия.
В судебном заседании установлено, что Гурдяева Е.И. состоит на учете в Администрации Темниковского муниципального района РМ на улучшение жилищных условий с 07.02.2007 года в очереди под № 46.
Согласно справки, выданной Темниковским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация» Управления Федеральной регистрационной службы по РМ, зарегистрированной недвижимости Гурдяева Е.И. не имеет (л.д. 14).
Согласно справки, выданной администрацией Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района РМ 11.01.2007 года № 127, Гурдяева Е.И. проживает в общежитии 1-67 по ул. Бараева г. Темникова РМ (л.д.12).
В судебном заседании установлено, что 11 апреля 1998 года умерла мать Гурдяевой Е.И. - Гурдяева И.Л.. Данное обстоятельство подтверждается исследованным в судебном заседании свидетельством о ее смерти 1-ЖК № 271843 от 14.04.1998 года (л.д. 7).
Согласно свидетельства о смерти 11-ЖК № 557722 от 02.02.2006 года исследованного в судебном заседании, 23 ноября 2005 года умер отец Гурдяевой Е.И. - Гурдяев И.Н. (л.д. 8).
Согласно справки, выданной ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Темниковском муниципальном районе РМ 11.01.2007 года № 72, Гурдяева Е.И. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца (л.д. 13).
Согласно справки, выданной ФГОУ СПО «Темниковский сельскохозяйственный колледж» РМ от 15.01.2007 года, Гурдяева Е.И. 01.09.2004 года поступила в колледж, 01.07.2007 года его окончила.
Согласно заключения жилищной комиссии администрации Темниковского муниципального района РМ от 19.01.2007 года Гурдяева Е.И. нуждается в предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения жилья.
При вышеуказанных установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Гурдяева Е.И. должна была быть обеспечена органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.
Суд считает, что и.о. прокурора района в соответствии с законом обратился в суд с иском в защиту интересов Гурдяевой Е.И.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, по данному делу, как ответчик, так и истец подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. прокурора Темниковского района РМ к администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия в интересах Гурдяевой Елены Ивановны об обязании предоставления жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Темниковского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Гурдяеву Елену Ивановну, 25 февраля 1989 года рождения, уроженку дер. Лепченка Ельниковского района Мордовской АССР по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий
судья И.А. Сюлин.