О признании незаконным бездействия администрации Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия



Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2- 88/2012

Именем Российской Федерации

г. Темников Республики Мордовия 22 марта 2012 года

Темниковский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Гавина А.С.,

при секретаре Мезиной В.В.,

с участием помощника прокурора Темниковского района Республики Мордовия Аршинова А.И.,

представителя ответчика главы администрации Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия Храмовой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Темниковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия и понуждению к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Темниковского района Республики Мордовия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия и понуждению к совершению определенных действий, указывая, что прокуратурой Темниковского района Республики Мордовия в ходе проведения проверки соблюдения администрациями муниципальных образований Темниковского муниципального района РМ требований Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273 « О противодействии коррупции» установлены нарушения законности.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.

Согласно ст.1 вышеуказанного федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и ( или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с ч.1 ст.52 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет( местный бюджет).

Согласно ч.2 ст.52 ФЗ № 131-ФЗ Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.52 ФЗ № 131-ФЗ, формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом, а также принимаемыми с ними иными законами субъектов Российской Федерации.

В ст.36 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает:

- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полному представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступных иных сведений о бюджетах по решению законодательных ( представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные ( представительные) органы государственной власти( представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного ( представительного) органа государственной власти ( представительного органа муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти ( местной администрацией);

- стабильность и( или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года( очередного финансового года и планового периода).

Более того, как следует из ч.6 ст.52 указанного выше Федерального закона, проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

При этом органы местного самоуправления поселения должны обеспечивать жителям поселения возможность ознакомления с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

При проведении проверки прокуратурой района установлено, что администрацией Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района РМ, указанные требования федерального законодательства не выполнены, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание ежеквартально, как того требует ФЗ № 131-ФЗ не публикуются, не опубликовываются ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета. В частности, не опубликованы указанные сведения за 2011 год.

Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно ст.3 ФЗ от 25.12.2008 №273- ФЗ « О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит признать незаконным бездействие администрации Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, фактических затратах на их денежное содержание ежеквартально как того требует ФЗ № 131 –ФЗ, а также в не опубликовании ежеквартально сведений о ходе исполнения местного бюджета за 2011 год.

Обязать администрацию Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия производить ежеквартальную публикацию сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, о фактических затратах на их денежное содержание, а также ежеквартально производить публикацию сведений о ходе исполнения местного бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора Темниковского района Республики Мордовия Аршинов А.И., требования, изложенные в иске поддержал полностью, и по вышеуказанным основаниям просит их удовлетворить.

Глава администрации Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия Храмова Н.П. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

Выслушав объяснения помощника прокурора Темниковского района Республики Мордовия Аршинова А.И., главу администрации Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия Храмову Н.П., исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о принятии признания ответчиком иска, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Темниковского района в ходе проведения проверки соблюдения администрациями муниципальных образований Темниковского муниципального района РМ требований Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273 « О противодействии коррупции» установлены нарушения законности.

Так Федеральный закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.

Согласно ст.1 вышеуказанного федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и ( или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с ч.1 ст.52 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет( местный бюджет).

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом, а также принимаемыми с ними иными законами субъектов Российской Федерации.

В ст.36 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает:

- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полному представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступных иных сведений о бюджетах по решению законодательных ( представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные ( представительные) органы государственной власти( представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного ( представительного) органа государственной власти ( представительного органа муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти ( местной администрацией);

- стабильность и( или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года( очередного финансового года и планового периода).

Более того, как следует из ч.6 ст.52 указанного выше Федерального закона, проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, подлежат официальному опубликованию.

При этом органы местного самоуправления поселения должны обеспечивать жителям поселения возможность ознакомления с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

В судебном заседании также установлено, что при проведении проверки прокуратурой района установлено, что администрацией Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия, указанные требования федерального законодательства не выполнены, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание ежеквартально, как того требует ФЗ № 131-ФЗ не публикуются, не опубликовываются ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета. В частности, не опубликованы указанные сведения за 2011 год, что подтверждается объяснениями главы администрации Подгорно-Канаковского сельского по

селения Темниковского муниципального района Республики Мордовия Храмовой Н.П.

Суд также установил, что прокурор района обратился в суд с данным иском в пределах своей компетенции и в соответствии с законом.

Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно ст.3 ФЗ от 25.12.2008 №273- ФЗ « О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Темниковского района Республики Мордовия законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 п.19 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков

Руководствуясь ст. ст. 173 ч. 3, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Темниковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия и понуждению к совершению определенных действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, фактических затратах на их денежное содержание ежеквартально как того требует ФЗ № 131 –ФЗ, а также в неопубликовании ежеквартально сведений о ходе исполнения местного бюджета за 2011 год.

Обязать администрацию Подгорно-Канаковского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия производить ежеквартальную публикацию сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, о фактических затратах на их денежное содержание, а также ежеквартально производить публикацию сведений о ходе исполнения местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия.

Судья - подпись

Копия верна

Секретарь судебного заседания В.В.Мезина

Судья А.С.Гавин