Постановление по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

     г. Темников РМ                                                                                     14 сентября 2011 года

     Судья Темниковского районного суда Республики Мордовия Сюлин И.А.,

при секретаре Кунавиной Л.Н.,

с участием представителя Государственного бюджетного учреждения «Темниковская районная станция по борьбе с болезнями животных»Афонина В.И., защитника Тремасова В.Я., действующего по доверенности,

государственного инспектора отдела госветнадзора Управления Россельхознадзора по РМ Федосеева П.М.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица Государственного бюджетного учреждения «Темниковская районная станция по борьбе с болезнями животных» (ГБУ «Темниковская РСББЖ»), юридический адрес: Республика Мордовия, г. Темников, ул. Интернациональная, дом 62,

У С Т А Н О В И Л:

       С 02.08.2011 года по 19.08.2011 года на основании распоряжения № 414 от 20 июля 2011 года Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия была проведена плановая проверка в отношении Государственного бюджетного учреждения «Темниковская районная станция по борьбе с болезнями животных» по адресу: Республика Мордовия, г. Темников, ул. Интернациональная, дом 62 ИНН 1319111050, ОГРН 1041308000106.

        По результатам проверки специалистом-экспертом отдела госветнадзора Управления Россельхознадзора Федосеевым П.М. в отношении главного врача ГБУ «Темниковская РСББЖ» Афонина В.И. 19 августа 2011 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в котором указано, что 19 августа 2011 года в 10 часов 20 минут Афонин В.И. являлся руководителем ГБУ «Темниковская РСББЖ», которая осуществляла фармацевтическую деятельность, не связанную с извлечением прибыли без специального разрешения (лицензии) при следующих обстоятельствах: : при проведении плановой проверки установлено, что ГБУ «Темниковская РСББЖ» занимается закупом лекарственных средств, их хранением и реализацией (обращением лекарственных средств) без лицензии, предусмотренной ФЗ № 61 от 12.04.2010 года «Об обращении лекарственных средств» ст. 52 п. 1, ст. 55 п. 1, п. 2, ст. 58 п. 1, а также подпункта 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года № 128 -ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

       При проведении плановой проверки накладные и другие документы, подтверждающие (движение) лекарственных средств, представлены не были главным врачом ГБУ «Темниковская РСББЖ» Афониным В.И. Действительно ГБУ «Темниковская РСББЖ» занимается оборотом лекарственных средств без специального разрешения (лицензии). Помещение ветеринарной аптеки ГБУ «Темниковская РСББЖ» общей площадью примерно 12 кв.м. не обеспечено средствами пожаротушения, вентиляции, холодильного оборудования. Санитарное состояние ветеринарной аптеки удовлетворительное. Ветеринарная аптека оборудована стеллажами, шкафами. Стеллажи (шкафы) не пронумерованы, нет идентификации по стеллажным картам. Размещение лекарственных средств производится без каких либо принципиальных разделений по фармакологическим группам. Поставщиками медикаментов, биопрепаратов и дезсредств со слов руководителя ГБУ «Темниковская РСББЖ» Афонина В.И. являются: Краснослободское МРО «Зооветснаб» ОАО «Мордовфарм Зооветснаб» и ООО «Дерт». Проверкой установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами (отпуск лекарственных препаратов) в ГБУ «Темниковская ОСББЖ» осуществляется без лицензии на фармацевтичевскую деятельность, что является нарушением требований пункта 1 статьи 52, пунктов 1 и 4 статьи 55 Федерального закона ОФ от 12.04.2010 года № 61 - ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также подпункта 47 пункта 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

       На момент проверки хранение биопрепаратов в ГБУ «Темниковская РСББЖ», приобретенных за счет средств федерального бюджета осуществляется с нарушением: в погребе, который находится в главном здании, было установлено, что отсутствует журнал учета прихода и отпуска биопрепаратов, отсутствует психрометр и журнал учета температурно - влажностного режима хранения биопрепаратов. По крайней мере, для проверки контрольные журналы для проверки комиссии на момент проверки не предоставлены.

       При проведении проверки установлен факт продажи лекарственных средств за наличные деньги. Кроме того на основании официального запроса из Краснослободского МРО «Зооветснаб» ОАО «Мордовфарм Зооветснаб» предоставлена заверенная копия товарной накладной № 395 от 22.07.2011 года, подтверждающая факт приобретения лекарственных средств ГБУ «Темниковская РСББЖ» и для дальнейшей реализации лекарственных средств владельцам животных.

        Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований закона на момент проверки Государственное бюджетное учреждение «Темниковская районная станция по борьбе с болезнями животных» осуществляло фармацевтическую деятельность в нарушение действующим Федеральным законом РФ и правилам, создавая угрозу здоровья животным, заноса и распространения карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.

        Установленные нарушения являются административными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

         Административную ответственность за данное правонарушение несет: юридическое лицо Государственное бюджетное учреждение «Темниковская районная станция по борьбе с болезнями животных».

         В судебном заседании представитель юридического лица - главный врач ГБУ «Темниковская РСББЖ Афонин В.И. вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, не признал, пояснил, что Темниковская районная станция по борьбе с болезнями животных не осуществляет фармацевтическую деятельность, а закупает лекарства для лечения животных в аптечных организациях, поэтому для получения лицензии на осуществление своей деятельности ветеринарной станции нет законных оснований. Розничную торговлю лекарственными средствами для животных ветеринарная станция не осуществляет, а закупленные по накладным лекарственные средства предназначаются для оказания платных ветеринарных услуг врачами ветеринарной станции гражданам, имеющим животных.

       Государственный инспектор отдела госветнадзора Управления Россельхознадзора по РМ Федосеев П.М. дал суду показания, по содержанию аналогичное тексту протокола об административном правонарушении.

      Заслушав объяснения Афонина В.И., государственного инспектора отдела госветнадзора Управления Россельхознадзора по РМ Федосеева П.М., составившего протокол об административном правонарушении, мнение защитника Тремасова В.Я., полагавшего, что в данном деле нет доказательств вины ГБУ «Темниковская РСББЖ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20. ч. 1 КоАП РФ, допросив свидетелей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.

          Согласно ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательны) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.

           В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

         Пунктом 47 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

         Согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 года № 416 к фармацевтической деятельности относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

        Пунктом 1.6 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по лицензированию фармацевтической деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ от 08.07.2009 № 265, зарегистрированным в Минюсте РФ от 12.08.2009г № 14516) предусмотрено, что заявителями (соискателями лицензии, лицензиатами) в рамках данного Регламента являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие фармацевтическую деятельность, включающую оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами, предназначенных для животных, изготовление лекарственных средств.

       Согласно пункта 1.7 данного Регламента Россельхознадзором осуществляется лицензирование оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

        Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, включающую оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами, предназначенных для животных, изготовление лекарственных средств.

         В протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ, составленном в отношении ГБУ «Темниковская РСББЖ», указано, что на момент проверки 19 августа 2011 года указанное юридическое лицо осуществляло фармацевтическую деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), а именно: ГБУ «Темниковская РСББЖ» занимается закупом лекарственных средств, их хранением и реализацией (обращением лекарственных средств) без лицензии.

         Согласно ст. 52 п. 1 Федерального закона от 12.04.2010 года № 61 - ФЗ (ред. от 29.11.2010 года) «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско - акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

       Согласно п. 1 ст. 55 вышеуказанного Федерального закона розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско - акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

        Согласно п. 4 ст. 55 вышеуказанного Федерального закона лекарственные препараты для ветеринарного применения подлежат отпуску ветеринарными аптечными организациями, ветеринарными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Правила отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

        Суд установил, что к моменту рассмотрения данного дела об административном правонарушении Правила отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не утверждены.

         В исследованном в судебном заседании Уставе Государственного бюджетного учреждения «Темниковская районная станция по борьбе с болезнями животных» (ГБУ «Темниковская РСББЖ) указаны виды деятельности, которые осуществляет данное учреждение.

         Такого вида деятельности, как оптовая или розничная торговля лекарственными средствами, их изготовление, для осуществления которых по действующему законодательству требуется лицензия, в Уставе ГБУ «Темниковская РСББЖ» не указано.

       Суд пришел к выводу о том, что по смыслу вышеприведенного законодательства, для приобретения лекарственных средств для лечения животных и последующей их реализация врачами ветеринарной станции при оказании платных услуг при лечении животных, на осуществление этой деятельности лицензия не требуется.

         Суд считает, что достаточных доказательств того, что ГБУ «Темниковская РСББЖ» осуществляла розничную торговлю лекарственными средствами, в данном деле об административном правонарушении не имеется.

          В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

          Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертиз, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

          Кроме приложения к делу об административном правонарушении фотоснимка № 5, на котором нет даты и времени, к этому фотоснимку не приложен какой-либо акт, подтверждающий обстоятельство, которое указано в протоколе об административном правонарушении.

          Свидетель ФИО6 суду показал, что он работает водителем в Сельхознадзоре РМ. В августе 2011 года он приезжал в г. Темников, так как комиссия проверяла работу ветеринарной станции. Он был в г. Темников один день. Конкретную дату он не помнит, но в этот день Федосеев П.М. попросил его купить лекарства для свиней и собак в аптеке Темниковской ветстанции. У продавца в аптеке он попросил продать ему эти лекарства, женщина продавец за деньги продала ему два вида лекарств, название их он не помнит. Он попросил кассовый чек, но продавец ему не дала. Эти лекарства он сразу отдал Федосееву П.М.

         Свидетель ФИО7 суду показал, что в августе 2011 года он в составе комиссии участвовал в проверке деятельности Темниковской ветстанции. В ходе проверки он с помощью цифрового фотоаппарата зафиксировал факт покупки гражданином лекарств для животных в аптеке этой ветстанции. Какого-либо протокола о данном факте он не составлял, объяснения с продавца аптеки и гражданина, который приобрел это лекарства, он не брал. Он не видел, взял ли этот гражданин лекарство, которое находилось на столе аптеки.

          Свидетель ФИО8 суду показала, что она работает заведующей аптекой Темниковской ветстанции. В августе 2011 года она лекарственных средств для животных гражданам не продавала. На фотографии изображена она, но она в это время показывала мужчине лекарственное средство. Этот мужчина, фамилия его Поздняков, передал деньги в сумме 1000 рублей, которые он был должен ее мужу. Никакого лекарства этому мужчине она не продавала. Свидетеля ФИО6 она видит впервые и не помнит, чтобы продавала ему лекарства в августе 2011 года.       

         Оценивая показания свидетелей ФИО6, ФИО7 суд учитывает, что указанные свидетели работают в Управлении Россельхознадзора в РМ. Должностные лица, которые проводили данную проверку, в ходе проверки объяснения этого лица не брали, в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении от 19 августа 2011 года указанный свидетель не был указан, данное лекарство не было приобщено в качестве вещественного доказательства по данному делу, кроме того, кроме показаний данного свидетеля факт приобретения им лекарственного средства ничем не подтвержден, то есть, нет кассового или товарного чека, подтверждающего то обстоятельство, что этот товар приобретен в указанное время и в указанном учреждении.

       Оценивая показания свидетеля ФИО8 суд учитывает, что она работает в непосредственном подчинении должностного лица, привлекаемого к административной ответственности.

          В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

        Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуется в пользу этого лица.

        Суд не устранил противоречия в показаниях указанных свидетелей, так как других доказательств, прямо подтверждающих факты продажи гражданам лекарственных средств в аптеке Темниковской ветеринарной станции, в данном деле об административном правонарушении не имеется.

         Кроме того, в исследованном в судебном заседании протоколе об административном правонарушении, составленном 19.08.2011 года в отношении юридического лица - ГБУ «Темниковская РСББЖ», указаны дата и время совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ - 19 августа 2011 года в 10 час. 30 мин.

        Эта же дата и время указаны как дата и время составления протокола об административном правонарушении.

        В этом же протоколе указано, что установлен факт продажи лекарственных средств за наличные деньги, но не указано, когда же этот факт имел место, что является нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, где установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются место и время совершения и события административного правонарушения.

        Доказательств того, что именно 19 августа 2011 года в 10 час. 20 мин. ГБУ «Темниковская РСББЖ» осуществляла розничную торговлю лекарственных средств, в деле об административном правонарушении не имеется.

         В приложенном к фотоснимкам фототаблице указаны дата и время - 03.08.2011 года 12 часов.

         Свидетель ФИО6 не мог указать дату и время приобретения им лекарства в аптеке указанной ветстанции.

         Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что вина юридического лица ГБУ «Темниковская РСББЖ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, не доказана.

          В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

                                                        П О С Т А Н О В И Л:

        

             Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица Государственного бюджетного учреждения «Темниковская районная станция по борьбе с болезнями животных» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

       Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Темниковский районный суд РМ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

          Судья                                                                                                          подпись

          Копия верна:

          Секретарь судебного заседания                                                               Л.Н. Кунавина

          Судья                                                                                                           И.А. Сюлин.