О взыскании выходного пособия



Дело № 2 – 199/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Тейково 29 марта 2011 года

Тейковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Блохина А.В.,

при секретаре Гастьковой С.Н.,

с участием истца Рогожина Г.В., представителя ответчика ФГКЭУ по доверенности Ш., представителя третьего лица ОГУ по доверенности Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску РОГОЖИНА Г.В. к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению о взыскании выходного пособия,

У С Т А Н О В И Л:

Рогожин Г.В. обратился в Тейковский районный суд с иском к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению (далее – ФГКЭУ) о взыскании выходного пособия за третий месяц в размере ***** рубля ** копейка. В обоснование иска указывает, что работал ****** котельной № 4 в в/ч *****, и 18 ноября 2010 года уволена по сокращению по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ. 24 ноября 2010 года поставлен на учёт в ОГУ для трудоустройства, где состоял на учёте в течение трёх месяцев со дня увольнения до 18 февраля 2011 года, после чего был снят с учёта. Ему выдали справку для предъявления в в/ч *****, на основании которой ему должны были выплатить среднюю заработную плату за третий месяц трудоустройства. 18 февраля 2011 года он предъявил справку в отдел кадров в/ч *****, которую приняли. Он написал заявление о выплате средней заработной платы за третий месяц в виду нетрудоустройства, которое было принято и сразу выдан отказ в выплате средней заработной платы.

Определением судьи Тейковского районного суда от 1 марта 2011 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Областное государственное учреждение (далее – ОГУ) (л.д. 10-11).

В судебном заседании Рогожин Г.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что является военным пенсионером, а также получает пенсию в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Несмотря на то, что являлся пенсионером, работал в ФГКЭУ ****** котельной. 18 ноября 2010 года была уволен по сокращению штата, и 24 ноября 2010 года встал на учёт в ОГУ как лицо, ищущее работу, куда была направлена справка о его средней заработной плате. При увольнении ему было выплачено выходное пособие, а в последующем средняя зарплата за второй месяц. За три месяца, когда стоял на учёте, не был трудоустроен и в ОГУ ему выдали справку о получении зарплаты за третий месяц со дня увольнения. Обращался в ФГКЭУ о выплате средней зарплаты за третий месяц со дня трудоустройства, но в выплате отказали. Считает, что имеет право на получение средней зарплаты за третий месяц со дня увольнения, так как был уволен по сокращению штата, в течение двух недель встал на учёт в ОГУ, но не был трудоустроен.

Представитель ответчика ФГКЭУ по доверенности Ш. требования Рогожина Г.В. не признала, указывая на отсутствие оснований выплаты Рогожину Г.В. средней зарплаты за третий месяц со дня увольнения, так как данный заработок сохраняется в качестве социальной гарантии только для безработных, а Рогожин Г.В. является пенсионером и не может быть признан безработным, и коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения в в/ч *****, также не предусматривает возможность такой выплаты.

Представитель третьего лица ОГУ по доверенности Г. в судебном заседании считает требования Рогожина Г.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что он в установленный законом срок обратился в ОГУ после увольнения из ФГКЭУ по сокращению штата и был зарегистрирован в поисках подходящей работы. Безработным Рогожин Г.В. не признавался, так как являлся пенсионером. Рогожин Г.В. не был трудоустроена через службу занятости и на основании ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ, вследствие наличия исключительного случая, за ним сохраняется средний месячный заработок в течение третьего месяца. Рогожину Г.В. была выдана справка о сохранении среднего заработка за третий месяц для предъявления в ФГКЭУ.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.

Согласно удостоверению серии Р № ***, выданному 18 апреля 1990 года Ивановским облвоенкоматом, истец Рогожин Г.В. является пенсионером и ему назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы с 4 декабря 1989 года (л.д. 34).

Кроме этого, Рогожину Г.В., как лицу, проходившему военную службу, с 1 января 2007 года назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», размер которой с 1 марта 2011 года составляет **** рубля ** копейка, на что указывает справка ГУ в г.о. Т. и Т. муниципальном районе от 17 марта 2011 года № **** (л.д. 43).

Судом по записям трудовой книжки установлено, что истец Рогожин Г.В. работал в ФГКЭУ с 7 августа 1991 года по 18 ноября 2010 года (л.д. 5).

Приказом командира в/ч ***** от 18 ноября 2010 года № *** «По строевой части», **** котельной № 4 Рогожин Г.В. уволен 18 ноября 2010 года по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ по сокращению штата (л.д. 37).

Истец Рогожин Г.В. обратился 2 ноября 2010 года в ОГУ с просьбой предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, на что указывает представленное в материалах дела заявление-анкета о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы (л.д. 21), и ему была выдана личная карточка ищущего работу № ******, также указывающая на его регистрацию 24 ноября 2010 года в ОГУ (л.д. 7).

Судом установлено и не отрицается сторонами по делу, что выходное пособие в размере среднего месячного заработка на период трудоустройства за 2 месяца со дня увольнения согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ Рогожину Г.В. было выплачено ответчиком.

Исследованные материалы дела указывают на то, что Рогожин Г.В. в двухнедельный срок со дня увольнения встал на учёт в ОГУ «Тейковский ЦЗН», но не была трудоустроена.

По решению ОГУ Рогожину Г.В. выдали справку № *** от 18 февраля 2011 года для предъявления в ФГКЭУ в целях получения сохранённой заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ (л.д. 8).

Рогожин Г.В. обратился 18 февраля 2011 года с заявлением в ФГКЭУ с просьбой о выплате средней заработной платы за третий месяц в виду нетрудоустройства (л.д. 35).

Письмом ВрИО командира в/ч ***** от 18 февраля 2011 года Рогожину Г.В. отказано в выплате средней заработной платы за третий месяц в виду того, что данная выплата является мерой социальной защиты безработных граждан, а безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости (л.д. 7, обратная сторона).

В представленном в материалах дела «Коллективном договоре, регулирующим социально-трудовые отношения в войсковой части *****» отсутствуют положения, закрепляющие сохранение и выплату работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ), за третий месяц со дня увольнения (л.д. 44-50).

Анализируя пояснения участников процесса, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их отдельности и совокупности, суд считает исковые требования Рогожина Г.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия).

Согласно ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ, в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Критерии исключительности таких случаев, при которых за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения сохраняется средний месячный заработок, Трудовым кодексам РФ не определены.

Как предусматривает п. 1 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице.

При этом п. 3 ст. 3 указанного Закона РФ определяет, что безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

В силу п. 1 Порядка регистрации безработных граждан, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458, в организациях занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), а п. 2 указанного Порядка регистрации безработных граждан предусматривал, что регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства.

При этом, согласно п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Аналогичные положения содержит и Порядок регистрации безработных граждан, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 сентября 2010 года № 847н и вступивший в действие с 4 декабря 2010 года, который регулирует вопросы регистрации в качестве безработных граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, перерегистрации и снятия с регистрационного учёта в качестве безработных граждан.

Согласно п. 2 Порядка регистрации безработных граждан, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 сентября 2010 года № 847н, регистрация граждан в качестве безработных осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения на основании решений о признании граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными, а его п. 4 предусматривает, что безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

В судебном заседании установлено, что истец Рогожин Г.В. приказом командира в/ч ***** от 18 ноября 2010 года № *** был уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ по сокращению штатов. Выходное пособие в размере среднего месячного заработка на период трудоустройства за 2 месяца со дня увольнения согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ ему было выплачено ответчиком. В двухнедельный срок истец встал на учёт в ОГУ, но не был трудоустроен.

По решению ОГУ Рогожину Г.В. выдали справку № *** от ** февраля 20** года на выплату среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения в соответствии со ст. 178 ТК РФ, ввиду того, что в двухнедельный срок со дня увольнения Рогожин Г.В. обратился в службу занятости населения и не был трудоустроен, в связи с чем, по мнению ОГУ, Рогожин Г.В. имеет право на сохранение средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения в соответствии с ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ.

Однако суд не может согласиться с решением ОГУ о выдаче Рогожину Г.В. справки на выплату среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения и о наличии у Рогожина Г.В. права на сохранение средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения.

Истец Рогожин Г.В. является пенсионером, получает пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, а также трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с чем не может быть признан безработным в силу ч. 3 ст. 3 Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», поскольку он уже социально защищён государством посредством назначения пенсий, которые получает ежемесячно и, следовательно, имеет определенные средства к существованию.

Доводы истицы и ОГУ о наличии у Рогожина Г.В. права на сохранение средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения основаны исключительно на том, что он в двухнедельный срок со дня увольнения обратился в ОГУ и не был трудоустроен, в то время как указанные обстоятельства не могут быть рассмотрены в качестве исключительных, как того требует ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ, поскольку положениями указанной нормы эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения работником заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Хотя пенсионеры и могут являться субъектом трудовых правоотношений, но они лучше защищены в социальном смысле, по сравнению с другими категориями работников, и наличие пенсии у этих лиц не лишает их право на получение предусмотренных ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ выплат, но их большая социальная защищённость требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ.

Доказательств того, что у рогожина Г.В. имеются какие-либо исключительные обстоятельства, которые могли бы препятствовать его трудоустройству, при наличии которых он не имел бы средств к существованию, либо иных обстоятельств исключительного характера суду представлено не было, а Коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения в в/ч ***** не содержит положений, закрепляющих сохранение и выплату работникам, уволенным по п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, за третий месяц со дня увольнения.

С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований Рогожина Г.В. о взыскании с ФГКЭУ выходного пособия за третий месяц в размере ***** рубля ** копейка.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьёй 178 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований РОГОЖИНА Г.В. к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению о взыскании выходного пособия отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение 10 дней.

Судья: подпись.

Решение вступило в законную силу.