Дело № 2 – 164/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор. Тейково 1 марта 2011 года Тейковский районный суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Блохина А.В., при секретаре Гастьковой С.Н., с участием заявителя Савина В.И., представителя заинтересованных лиц гор. Совета г.о. Т. и администрации г.о. Т. по доверенностям Г., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Тейково 1 марта 2011 года гражданское дело по заявлению САВИНА В.И. о частичном оспаривании решения муниципального городского Совета городского округа Т. И.области от ** ноября 20** года № ***, У С Т А Н О В И Л: Савин В.И. обратился в Тейковский районный суд с заявлением о частичном оспаривании решения муниципального городского Совета городского округа Т. И. области (далее – муниципальный городской Совет г.о. Т.) от ** ноября 20** года № ***, при этом просит признать незаконным п. 3 и частично п. 2 со словами: «… за исключением п. 1.2 …» указанного решения; взыскать расходы по оказанию юридической помощи за составление проекта заявления в размере 2000 рублей. В обоснование заявления указывает, что работал в администрации г.о. Т. с 7 декабря 1988 года по 4 июля 2007 года, что, с момента увольнения с выходом на пенсию ему с июля 2007 года назначена пенсия за выслугу лет. Законом Ивановской области от 10 июня 2010 года № 58-ОЗ установил минимальный размер пенсии за выслугу лет не менее 3000 рублей, распространив данное положение на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. Решением муниципального городского Совета г.о. Т. от ** ноября 20** года № *** внесены изменения в ч. 3 ст. 4 Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности г.о. Т., установившие, что размер пенсии за выслугу лет, подлежащей выплате, не может быть менее 3000 рублей. Данное решение, за исключением пункта устанавливающего минимальный размер пенсии (п. 1.2) вступает в действие с даты его принятия и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, а пункт 1.2 решения вступает в действие с 1 января 2011 года. Он за весь 2010 год получал пенсию в размере 500 рублей вместо 3000 рублей, установленную Законом Ивановской области от 10 июня 2010 года № 58-ОЗ, в связи с чем, считает нарушенными его права на получение значительной суммы пенсии за 2010 год, установленную Законом Ивановской области, и решение муниципального городского Совета г.о. Т. от ** ноября 20** года № *** в части введения в действие с 1 января 2011 года пункта о минимальном размере пенсии незаконным, ущемляющим его права на получение пенсии за выслугу лет в полном объёме, находящимся в противоречии с Законом Ивановской области от 10 июня 2010 года № 58-ОЗ, а также с п. 1 ст. 24 и п. 6 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ о распространении в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу. В судебном заседании Савин В.И. поддержал заявление по изложенным в нём основаниям, ссылаясь на то, что принятое муниципальным городским Советом г.о. Т. решение от ** ноября 20** года № *** в части вступления в действие пункта, устанавливающего для муниципальных служащих размер пенсии за выслугу лет не менее 3000 рублей, только с 1 января 2011 года, нарушает его права на получение пенсии за выслугу лет в указанном размере за 2010 год, и входит в противоречие с положениями Закона Ивановской области от 10 июня 2010 года № 58-ОЗ, который, установив минимальный размер пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению не менее 3000 рублей, распространил его действие на правоотношения с 1 января 2010 года, указывая на соотносительность условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу и граждан, проходивших государственную гражданскую службу. Представитель муниципального городского Совета г.о. Т. и администрации г.о. Т. по доверенностям Г. в судебном заседании считает заявление Савина В.И. не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на его заявление, указывая на финансирование пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в г.о. Т., за счёт средств бюджета г.о. Т., принятие муниципальным городским Советом г.о. Т. оспариваемого решения в пределах полномочий, предоставленных Совету федеральным законодательством и законодательством Ивановской области, Уставом городского округа Т., с учётом наличия средств в бюджете и финансовых возможностях муниципального образования. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, а ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Решением муниципального городского Совета г.о. Т. от ** мая 20** года № ** «О муниципальной службе городского округа Т.» утверждено Положение о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности г.о. Т. (далее – Положение) (л.д. 50). Согласно преамбуле, указанное Положение определяет порядок установления и выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в г.о. Т., в соответствии с федеральными законами и законами Ивановской области (л.д. 55-59). Статья 4 Положения, устанавливая размеры пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, пунктом 3 определяет, что размер пенсии за выслугу лет, подлежащий к выплате, не может быть менее 300 рублей. Решением муниципального городского Совета г.о. Т. от ** ноября 20** года № *** «О внесении изменений в решение от ** мая 20** года № **» (л.д. 49), внесены изменения в статью 4 Положения, в том числе в часть (пункт) 3 указанной статьи, которая изложена в следующей редакции: «3. Размер пенсии за выслугу лет, подлежащий к выплате, не может быть менее 3000 рублей» (пункт 1.2). При этом пункт 2 решения муниципального городского Совета г.о. Т. от ** ноября 20** года № *** устанавливает, что настоящее решение, за исключением пункта 1.2, вступает в действие с даты его принятия и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, а пункт 3 решения устанавливает, что пункт 1.2 настоящего решения вступает в действие с 1 января 2011 года. Решение муниципального городского Совета г.о. Т. от ** мая 20** года № ** «О муниципальной службе городского округа Тейково» и решение муниципального городского Совета г.о. Тейково от ** ноября 20** года № *** «О внесении изменений в решение от ** мая 20** года № **» не были официально опубликованы в установленном порядке. Савин В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения муниципального городского Совета г.о. Т. от ** ноября 20** года № ***, признании незаконным пункта 3 и частично пункта 2 со словами: «… за исключением п. 1.2 …» указанного решения, ссылаясь на то, что решения муниципального городского Совета г.о. Т. в данной части противоречит действующему законодательству и нарушает его право на получение пенсии за выслугу лет за 12 месяцев 2010 года. Таким образом, в силу положений статей 254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ предметом судебного исследования по настоящему делу является соответствие решения муниципального городского Совета г.о. Т. от ** ноября 20** года № *** «О внесении изменений в решение от ** мая 20** года № **» в оспариваемой части требованиям действующего законодательства. В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 2 марта 2007года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Таким образом, социальная защита, включая социальное обеспечение муниципальных служащих, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Согласно ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.5). Органы местного самоуправления, в соответствии со ст.132 Конституции РФ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Среди гарантий, предоставляемых муниципальному служащему ст. 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», предусматривается пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей (п. 5 ч. 1). Согласно ст. 24 указанного Федерального закона, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Приведённые нормы законодательства дают основания придти к выводу о том, что муниципальный служащий приравнен к государственному гражданскому служащему субъекта Российской Федерации, а размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего устанавливается муниципальными правовыми актами, но при этом органы местного самоуправления должны основываться на соотношении должностей муниципальной службы должностям гражданской службы субъектов Российской Федерации, принятом соответствующим законом субъекта. С целью урегулирования отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области принят Закон Ивановской области от 24 октября 2005 года № 140-ОЗ «О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области», который ст. 15 определяет условия предоставления права на пенсию за выслугу лет выборным лицам и муниципальным служащим за счёт средств органов местного самоуправления. При этом п. 1 указанной статьи Закона Ивановской области устанавливает, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет выборным лицам и муниципальным служащим за счёт средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Статьёй 10 Закона Ивановской области от 24 октября 2005 года № 140-ОЗ определён минимальный размер пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Законом Ивановской области от 10 июня 2010 года № 58-ОЗ были внесены изменения в Закон Ивановской области от 24 октября 2005 года № 140-ОЗ «О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области», коснувшиеся, в том числе, статьи 10, которая с учётом изменений предусматривает, что размер пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, подлежащий к выплате, не может быть менее 3000 рублей (п. 5 ст. 1). Согласно ст. 3 Закона Ивановской области от 10 июня 2010 года № 58-ОЗ, изменения, коснувшиеся пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. В соответствии со ст. 39 Устава городского округа Т., принятого решением муниципального городского Совета города Т. от ** февраля 20** года № **, правовое регулирование муниципальной службы в г.о. Т., включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним законами Ивановской области, настоящим Уставом и иными муниципальными правовыми актами г.о. Т. (л.д. 16-40). Согласно ч. 1 ст. 21 Устава городского округа Т., структуру органов местного самоуправления городского округа Т. составляет, в том числе, муниципальный городской Совет городского округа Т. - представительный орган муниципального образования, в исключительной компетенции которого, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Устава городского округа Т., находится утверждение бюджета городского округа Т. и отчёта о его исполнении. Решением муниципального городского Совета г.о. Т. Ивановской области от ** мая 20** года № ** «О муниципальной службе городского округа Т.» было утверждено Положение о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности городского округа Тейково (л.д. 50, 55-59). Указанное Положение ст. 4, определяя размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, п. 3 закрепило подлежащий к выплате минимальный размер пенсии за выслугу лет, а ст. 9 Положения устанавливает, что финансирование пенсий за выслугу лет производится за счёт средств бюджета г.о. Т. Решением муниципального городского Совета г.о. Т. от ** ноября 20** года № *** «О внесении изменений в решение от ** мая 20** года № **» (л.д. 49), в связи с увеличением минимального размера пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению до 3000 рублей, были внесены изменения в вышеприведённое Положение, в том числе, в его п. 3 ст. 4, который стал предусматривать, что размер пенсии за выслугу лет, подлежащий к выплате, не может быть менее 3000 рублей (п. 1.2). Согласно п. 2 указанного решения муниципального городского Совета г.о. Т., оно, за исключением пункта 1.2, вступает в действие с даты его принятия и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, а пункт 3 решения устанавливает, что пункт 1.2 настоящего решения вступает в действие с 1 января 2011 года. Как следует из представленной в материалах дела копии протокола № ** очередного заседания муниципального городского Совета от ** ноября 20** года, из 18 присутствовавших на заседании депутатов муниципального городского за принятие решения «О внесении изменений в решение от ** мая 20** года № **» проголосовало 17 депутатов, против принятия решения – 1 депутат (л.д. 41-48). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета, а ч. 1 и ч. 3 указанного Федерального закона определяют, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), и формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Как предусматривает ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Согласно ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, принцип самостоятельности бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Анализ приведённых норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 31 Бюджетного кодекса РФ свидетельствует о том, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления расходования средств из бюджета муниципального образования (местных бюджетов) и определять круг лиц, которым производятся выплаты социального характера за счёт средств местных бюджетов, в том числе, связанные с пенсионным обеспечением лиц, проходивших муниципальную службу, и размером данных выплат. Поводом обращения Савина В.И. с заявлением о частичном оспаривании решения муниципального городского Совета г.о. Т. от ** ноября 20** года № *** послужило, как следует из заявления и пояснений Савина В.И., не соответствие данного решения положениям Закона Ивановской области от 10 июня 2010 года № 58-ОЗ, Федерального закона от 2 марта 2007года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», и, тем самым, нарушение его прав на получение пенсии за выслугу лет с 1 января 2010 года. В тоже время, с учётом приведённых выше норм законодательства и исходя из финансовых возможностей бюджета г.о. Т., введение в действие с 1 января 2011 года решения муниципального городского Совета г.о. Т. от ** ноября 20** года № *** в части установления размера пенсии за выслугу лет, подлежащего к выплате, который не может быть менее 3000 рублей, не может расцениваться как нарушающий права заявителя Савина В.И. В соответствии с ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Установленные при рассмотрении заявления Савина В.И. о частичном оспаривании решения муниципального городского Совета г.о. Т. от ** ноября 20** года № *** «О внесении изменений в решение от ** мая 20** года № **» обстоятельства, связанные с проверкой соответствия в оспариваемой части требованиям действующего законодательства, дают суду основания придти к выводу о том, что указанное решение в части введения в действие с 1 января 2011 года пункта, касающегося размера пенсии за выслугу лет, подлежащего к выплате, который не может быть менее 3000 рублей, принято муниципальным городским Советом г.о. Т. в рамках правового регулирования и в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, с учётом наличия средств в бюджете и финансовых возможностях муниципального образования, что решение муниципального городского Совета г.о. Т. от ** ноября 20** года № *** в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству и законодательству Ивановской области, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления – муниципального городского Совета г.о. Т., не нарушает прав и свобод заявителя Савина В.И. При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении заявления Савина В.И. о частичном оспаривании решения муниципального городского Совета городского округа Т. Ивановской области от ** ноября 2010 года № *** следует отказать. Вследствие отсутствия оснований для удовлетворения заявления Савина В.И. о частичном оспаривании решения муниципального городского Совета городского округа Т. Ивановской области от ** ноября 20** года № ***, исходя из положений статей 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса РФ не может быть удовлетворено требование Савина В.И. о взыскании в его пользу расходов по оказанию юридической помощи за составление проекта заявления в сумме 2000 рублей и по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Руководствуясь статьями 98, 100, 194-198, 199, 254, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении заявления САВИНА В.И. о частичном оспаривании решения муниципального городского Совета городского округа Т. Ивановской области от ** ноября 20** года № ***. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение 10 дней. Судья: подпись. Решение вступило в законную силу.