О признании права на получение жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2 – 169/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Тейково 9 марта 2011 года

Тейковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Блохина А.В.,

с участием прокурора Сапожникова М.В.,

при секретаре Гастьковой С.Н.

а также истице Емелиной А.А., представителя ответчика администрации г.о. Т. по доверенности Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тейковского межрайонного прокурора в интересах ЕМЕЛИНОЙ А.А. к администрации городского округа Т. Ивановской области о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Тейковский межрайонный прокурор в интересах Емелиной А.А. обратился в Тейковский районный суд с иском к администрации городского округа Т. Ивановской области (далее – администрация г.о. Т.) о признании заключения межведомственной комиссии о проверке жилищных условий Емелиной А.А. от ** июня 20** года № * не соответствующим требованиям закона, о признании Емелину А.А. нуждающейся в жилищном помещении, о признании за Емелиной А.А. права на получение жилого помещения по договору социального найма. Требования обосновывает проверкой обращения Емелиной А.А., проживающей по адресу: гор. Т., ул. А., дом № *, по вопросу постановки её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, во время которой установлено, что Емелина А.А. обратилась в администрацию г.о. Т. с заявлением о постановке на учёт, как участника Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении. На заседании комиссии по жилищным вопросам администрации г.о. Т. ** февраля 20** года, протокол заседания которой утверждён постановлением главы администрации г.о. Т. от ** февраля 20** года № ***, Емелиной А.А. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, вследствие представления документов, не подтверждающих право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, и подтверждающих право о наличии в собственности жилого помещения общей площадью *** кв. метров. Со ссылками на нормы п. 3 ч. 1 ст. 51, ст. 53 Жилищного кодекса РФ, ст. 12 Закона Ивановской области от 17 мая 2006 года № 50-ОЗ «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области», п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, указывает на несоответствие жилого помещения – дома, в котором проживает Емелина А.А., предъявляемым требованиям, вследствие отсутствия водоотведения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, зафиксированного межведомственной комиссией администрации г.о. Т. в акте проверки жилищных условий Емелиной А.А. от ** июня 20** года № *, и нуждаемость Емелиной А.А. в улучшении жилищных условий. На повторное обращение 12 ноября 2010 года Емелиной А.А. в администрацию г.о. Т. с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, решения по которому не принято. Емелина А.А., являющаяся участником Великой Отечественной войны, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714, должна быть обеспечена жильём, отвечающим предъявляемым требованиям и должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Участвующий в судебном заседании прокурор Сапожников М.В., требования, заявленные в интересах Емелиной А.А., поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указывая на несоответствие заключения межведомственной комиссии о проверке жилищных условий Емелиной А.А. от ** июня 20** года № * требованиям закона, неправомерность отказа администрации г.о. Т. в постановке ветерана войны Емелиной А.А. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, на несоответствие дома Емелиной А.А. требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, на отсутствие в доме водоотведения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения при наличии на территории г.о. Т. централизованных водопроводных и канализационных сетей.

Истица Емелина А.А. просит удовлетворить требования прокурора, заявленные в её интересах, пояснив, что является ветераном войны, инвалидом по общему заболеванию, что дом, собственником которого является, требует ремонта, так как «садится», фундамент разваливается, крыша течёт, в стенах имеются дыры, что в доме отсутствуют удобства, что помимо неё в доме зарегистрирован её сын, который на протяжении 8-10 лет живёт на Украине, и требования прокурора в её интересах к сыну не относятся, что капитальный ремонт дома невозможен.

Представитель ответчика по доверенностям Г. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, ссылаясь на отсутствие оснований для признания Емелиной А.А. нуждающейся в жилищном помещении и признании за ней права на получение жилого помещения по договору социального найма, на невозможность признания дома, принадлежащего Емелиной А.А., непригодным для проживания, на не представление Емелиной А.А. соответствующих документов по заявлению от ** ноября 20** года.

Третье лицо Д. извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении, представленном в суд, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, указывая, что исковые требования по иску прокурора в интересах его матери Емелиной А.А. поддерживает (л.д. 28).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Емелина А.А. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», на что указывает представленная в материалах дела копия удостоверения серии * № ******, выданного ** марта 19** года Тейковским горвоенкоматом Ивановской области (л.д. 6, 27).

Согласно справке серии **** № ******, Емелина А.А. по освидетельствованию, проводившемуся ** октября 20** года, является инвалидом ***** группы по общему заболеванию бессрочно (л.д. 27).

Как следует из справки о регистрации дома (части дома) на праве личной собственности от * февраля 20** года № ***, по данным информационно-справочной системы учёта собственников Т. производственного участка И. филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», в гор. Т. за Емелиной А.А. значится зарегистрированным на праве собственности дом № * по улице А., общей площадью ** кв. метров, жилой – ** кв. метров, износ которого составляет ** % по состоянию на 15 сентября 1989 года (л.д. 16).

Справка администрации города Т. от ** января 20** года № *** указывает на то, что Емелина А.А. зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей доме, в котором также зарегистрирован её сын Д. (л.д. 18).

4 февраля 2010 года Емелина А.А. обращалась с заявлением на имя главы администрации г.о. Т. с просьбой о признании её малоимущей для дальнейшего предоставления жилого помещения по договору социального найма с составом семьи – 1 человек, приложив к заявлению соответствующие документы (л.д. 17).

** февраля 20** года заявление Емелиной А.А. было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам, которой при рассмотрении заявления Емелиной А.А., как и других граждан, подпадающих под действие Федерального закона № 5 от 12 января 1995 года «О ветеранах», являющихся ветеранами Великой Отечественной войны, членами семей погибших (умерших), инвалидов и участников Великой Отечественной войны, было принято решение о рассмотрении вопроса о постановке их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как иных категорий граждан, определённых Федеральным законом № 5 от 12 января 1995 года «О ветеранах» (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ), и семье Емелиной А.А. отказано в постановке на учёт нуждающихся в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ вследствие представления документов о наличии в собственности жилого помещения общей площадью ** кв. метро, о чём свидетельствует представленная в материалах дела выписка из постановления администрации г.о. Т. № *** от ** февраля 20** года (л.д. 19).

Из материалов дела следует, что ** июня 20** года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации г.о. Т. от ** июня 20** года № ***, проведено обследование принадлежащего Емелиной А.А. жилого дома по адресу: гор. Т., ул. А., дом № *, о чём свидетельствует представленный в материалах дела Акт обследования помещения № * от ** июня 20** года (л.д. 9-10), согласно которому: дом № * по ул. А. в гор. Т. Ивановской области, 19** года постройки, бревенчатый, одноэтажный, неканализированный, печное отопление, крыша – металлическая по деревянной обрешётке; физический износ основного строения составил ** % на основании технического паспорта по состоянию на 1979 год; несущие конструкции здания находятся в неудовлетворительном состоянии; системы газоснабжения, водоснабжения, централизованного теплоснабжения отсутствуют. Выявлено: несоответствие пунктам 10,15, 16 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»: неудовлетворительное состояние несущих и ограждающих конструкций (прогибы и просадка пола, просадка и крен бревенчатых стен, дыры в углах комнат, неудовлетворительное состояние кровли и фундамента); неудовлетворительное состояние приборов печного отопления. В качестве рекомендаций межведомственной комиссией указано: требуется проведение капитального ремонта жилого дома, а также ревизия печного оборудования. Согласно заключению межведомственной комиссии: жилое помещение по адресу: И. область, Гор. Т., ул. А., дом № *, нуждается в проведении капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Аналогичные приведённым в Акте обследования помещения № * от ** июня 20** года выводы содержатся в Заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № * от ** июня 20** года, принятом межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации г.о. Т. от ** июня 20** года № ***(л.д. 11-12).

Емелина А.А. повторно обращалась 12 ноября 2010 года с заявлением на имя главы администрации г.о. Т., в котором просила поставить её на учёт в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий с учётом заключения межведомственной комиссии, согласно которому её жилое помещение не пригодно для проживания (л.д. 20).

Ответом администрации г.о. Т. от ** ноября 20** года № ***, Емелиной А.А. разъяснена необходимость приложения к заявлению: заключение и акт о непригодности принадлежащего ей на праве личной собственности жилого помещения для постоянного проживания (л.д. 21).

Анализируя объяснения участников процесса и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусматривает, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны: считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» п.п. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, при этом обеспечение жильём осуществляется независимо от их имущественного положения;

Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», полномочия по обеспечению жильём в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам с учётом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Как предусматривает п. 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901, одним из оснований признания инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учёт является проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, а п. 5 данных Правил предусматривает, что инвалиды, принятые на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Правовые основы предоставления жилого помещения, в том числе нормы предоставления и учётная норма площади жилого помещения; основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентированы в главе 7 (статьи 49 - 59) Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

В п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона Ивановской области от 17 мая 2006 года № 50-ОЗ «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области», принятого в соответствии с Жилищным кодексом РФ, приведён перечень граждан, относящихся к категориям, определённым Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, признанных нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, которые имеют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, среди которых и участники Великой Отечественной войны.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется ст. 52 Жилищного кодекса РФ, которая частями 1 и 2 предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев, что состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, и, если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям … по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 12 раздела II «Требования, которым должно отвечать жилое помещение» Положения, утверждённого вышеуказанным Постановлением Правительства РФ, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Емелина А.А., являясь участником Великой Отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», а являясь инвалидом ***** группы по общему заболеванию – на обеспечение жильём в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Повторное заявление Емелиной А.А. от 12 ноября 2010 года о поставке на учёт в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий с учётом заключения межведомственной комиссии, согласно которому её жилое помещение не пригодно для проживания, администрацией г.о. Т. не рассмотрено.

Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № * от ** июня 20** года, принятое межведомственной комиссией, указывает на необходимость проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: И. область, гор. Т., ул. А., дом № *, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Суд не может согласиться с вышеприведённым Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № * от ** июня 20** года, поскольку она находится в противоречии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Согласно пунктам 10, 12, 15, 16 вышеуказанного Положения, устанавливающим требования, которым должно отвечать жилое помещение, предусматривают, что: несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования (п. 10); жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение), в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п. 12); наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома (п. 15); жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств (п. 16).

Межведомственной комиссией при осмотре дома № * по ул. А. гор. Т., принадлежащего Емелиной А.А., было выявлено и нашло отражение в Акте обследования помещения № * от ** июня 20** года несоответствие данного дома пунктам 10, 15, 16 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а именно: неудовлетворительное состояние несущих и ограждающих конструкций (прогибы и просадка пола, просадка и крен бревенчатых стен, дыры в углах комнат, неудовлетворительное состояние кровли и фундамента); неудовлетворительное состояние приборов печного отопления.

Кроме этого, при осмотре дома установлено, что дом № * по ул. А. гор. Т., 19** года постройки, имеет физический износ основного строения ** % на основании технического паспорта по состоянию на 19** год, несущие конструкции здания находятся в неудовлетворительном состоянии, системы газоснабжения, водоснабжения, централизованного теплоснабжения отсутствуют.

Отсутствие в жилом доме, принадлежащем Емелиной А.А., систем газоснабжения, водоснабжения, централизованного теплоснабжения, несмотря на то, что в городе Т. соответствующие инженерные системы имеются, создаёт значительные неудобства в самообслуживании ветерана Великой Отечественной войны Емелиной А.А., которая, проживая одна, в силу возраста и состояния здоровья не способна обходиться без посторонней помощи.

Применительно к приведённым нормам Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № * от ** июня 20** года нельзя признать соответствующим требования закона, а жилой дом, принадлежащий Емелиной А.А., пригодным для постоянного проживания вследствие того, что он не отвечает установленным для жилых помещений требований.

Установленные в судебном заседании обстоятельства дают суду основания придти к выводу о том, что Емелина А.А. является лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, вследствие её проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

При таких обстоятельствах, с учётом положений статей 49, 51 и 52 Жилищного кодекса РФ, суд считает исковые требований Тейковского межрайонного прокурора в интересах Емелиной А.А. подлежащими удовлетворению, и необходимым признать Емелину А.А. нуждающейся в жилом помещении и признать за ней право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьями 49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Ивановской области от 17 мая 2006 года № 50-ОЗ «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области», суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тейковского межрайонного прокурора в интересах ЕМЕЛИНОЙ А.А. к администрации городского округа Т. И. области о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии о проверке жилищных условий ЕМЕЛИНОЙ А.А. № * от ** июня 20** года не соответствующим требованиям закона.

Признать ЕМЕЛИНУ А.А. нуждающейся в жилом помещении.

Признать за ЕМЕЛИНОЙ А.А. право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение 10 дней.

Судья: подпись.

Решение вступило в законную силу.