О понуждении к внесению в трудовую книжку записи о классном чине, перерасчёту средн.заработка, взыскании ежемесячной выплаты за классный чин муницип. служащего, денежной компенсации за просрочку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда



Дело №2-422/2011 «26» апреля 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тейковский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Михайловой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Тейково «26» апреля 2011 г.

с участием истицы Агафоновой И.И., представителя ответчика по доверенности Грибовой О.В.

гражданское дело по иску Агафоновой И.И. к ЮЛ о понуждении к внесению в трудовую книжку записи о классном чине, перерасчёту среднего заработка, взыскании ежемесячной выплаты за классный чин муниципального служащего, денежной компенсации за просрочку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Агафонова И.И. обратилась в Тейковский районный суд с иском к администрации *** о взыскании заработной платы, в обоснование которого привела следующее. С **г. она являлась муниципальным служащим, работала в Комитете ЮЛ, в должности **, с **г. – в должности **, с **г. переведена на должность **. Распоряжением ЮЛ от 03 сентября 2010г. № 301-л она была уволена с указанной должности на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ. В период муниципальной службы распоряжением ЮЛ от **г. № ** ей был присвоен квалификационный разряд – действительный советник муниципальной службы 3-го класса. В начале **г. ей стало известно, что с **г. в Положение о порядке оплаты труда муниципальных служащих г.о. Тейково были внесены изменения, касающиеся состава ежемесячного денежного содержания, в частности, установлен оклад за классный чин. Однако с этим решением в период работы её никто не ознакомил. Закон Ивановской области «О муниципальной службе» от 23 июня 2008г. № 72-ОЗ в п. 18 ст. 3.1 предусматривает возможность присвоения муниципальному служащему, имеющему ранее присвоенный квалификационный разряд, классного чина исходя из установленного в данном законе соотношения в пределах группы должностей муниципальной службы, к которой относилась замещаемая ею должность (главная группа должностей). Однако с **г. ей не выплачивалась ежемесячная надбавка за классный чин. В добровольном порядке ответчик отказался произвести ей указанный выплаты. Просит обязать ЮЛ внести соответствующую запись о присвоении классного чина в личное дело и трудовую книжку, взыскать с её пользу оклады за классный чин за период с **г. по **г. в сумме ** коп., обязать администрацию произвести перерасчёт среднего заработка по выплате отпускных, больничных и компенсаций за период с **г. **г. и выплатить недополученную сумму денежных средств, обязать администрацию в соответствие со ст. 236 ТК РФ выплатить ей денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы – окладов за классный чин и взыскать в её пользу компенсацию морального вреда в сумме ** руб.

В судебном заседании истица уточнила исковые требования, произведя соответствующий расчёт взыскиваемых сумм, согласно которому недополученная сумма отпускных и больничных составила ** руб., денежная компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы – ** руб. В письменном пояснении к исковому заявлению Агафонова И.И. дополнительно привела доводы о том, что присвоенный ей ранее квалификационный разряд соответствует классному чину – действительный советник муниципальной службы 3-го класса. В такой ситуации пересдача квалификационного экзамена ей не требовалась, как не требуется законом и письменного обращения муниципального служащего о присвоении классного чина. Считает, что срок обращения в суд о защите нарушенного права ею не пропущен, так как начинает течь с **г., когда ей стало известно об установлении некоторым муниципальным служащим соотношения ранее присвоенных им квалификационных разрядов муниципальной службы с классными чинами и выплате им с **г. соответствующих окладов за классный чин. При этом указывает на наличие у неё беременности и серьёзных проблем со здоровьем как на возможные уважительные причины его пропуска.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Грибова О.В. возражала против удовлетворения иска, представила письменный отзыв на иск (л.д.**), содержащий следующие доводы. Исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку трудовых отношений между ЮЛ и Агафоновой И.И. не было, должность ** в штатном расписании ЮЛ не предусмотрена, заработную плату Агафонова И.И. получала в **. Вопрос о присвоении муниципальному служащему классного чина исходя из их соотношения с ранее присвоенными квалификационными разрядами муниципальной службы является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. По вопросу о присвоении классного чина или сдаче квалификационного экзамена Агафонова И.И. в ЮЛ не обращалась. При этом истица пропустила установленный ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. За период после увольнения с должности ** Агафонова И.И. вела активную переписку с главой ЮЛ, обращалась в органы прокуратуры и другие организации с жалобами на действия ЮЛ.

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

При разрешении данного спора суд руководствуется федеральным, региональным и местным законодательством, регулирующим правовые основы муниципальной службы, порядок присвоения классных чинов муниципальным служащим и их денежное содержание.

Статья 9.1 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007г. № 25-ФЗ наделяет субъекты Российской Федерации правом устанавливать классные чины муниципальных служащих, порядок их присвоения и сохранения.

С введением в действие закона Ивановской области «О муниципальной службе в Ивановской области» от 23 июня 2008г. № 72-ОЗ утратил силу закон Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» от 13 мая 1999г. № 15-ОЗ, согласно ст. 13 которого (в редакции от 21 октября 2005г.) муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации присваивались квалификационные разряды муниципальной службы, указывающие на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с их классификацией.

На основании указанной нормы распоряжением от **г. № ** Агафоновой И.И., **, был присвоен квалификационный разряд действительный советник муниципальной службы 3-го класса (л.д.**).

Статья 13 закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» от 13 мая 1999г. № 15-ОЗ, предусматривающая порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальной службы, была исключена на основании закона Ивановской области от 19 июля 2007г. № 126-ОЗ.

Введённый в действие с 15 июля 2008г. закон Ивановской области от 23 июня 2008г. № 72-ОЗ не содержал такого понятия, как квалификационный разряд муниципальной службы. Соответственно, в составе денежного содержания муниципальных служащих города **, определённого в Положении о системе оплаты труда муниципальных служащих г.о. **, утверждённом решением муниципального городского Совета г.о. Тейково от 29 мая 2009г. № 57, ежемесячная надбавка за квалификационный разряд предусмотрена не была и не выплачивалась (л.д.**).

И лишь законом Ивановской области от 22 мая 2009г. № 57-ОЗ в редакцию закона Ивановской области от 23 июня 2008г. № 72-ОЗ была введена статья 3.1, предусматривающая возможность присвоения муниципальным служащим после сдачи ими квалификационного экзамена классных чинов.

На основании указанной нормы в Положение о системе оплаты труда муниципальных служащих г.о. ** решением муниципального городского Совета г.о. ** от 26 февраля 2010г. № 17 (л.д.**) были внесены изменения, касающиеся размеров должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения муниципальных служащих. К ежемесячным денежным выплатам отнесена выплата за присвоенный классный чин, установлены соответствующие оклады за классный чин муниципальных служащих г.о. ** (л.д.**). Указанные изменения вступили в законную силу с **г.

Об изменении системы оплаты труда муниципальных служащих г.о. **, введении окладов за классный чин Агафонова И.И. узнала **г., поскольку самостоятельно как ** утверждала штатное расписание ** в новой редакции в соответствие с указанным решением муниципального городского Совета г.о. ** от **г. № ** (л.д.**). Распоряжением главы администрации г.о. **о от **г. № ** Агафонова И.И. была уволена с должности ** с **г. (л.д.**). С иском о защите нарушенного права Агафонова И.И. обратилась в Тейковский районный суд лишь 23 марта 2011г., то есть за пределами установленного ст. 392 ТК РФ срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Ответчик заявил о пропуске истицей установленного ст. 392 ТК РФ трёхмесячного срока на обращение в суд с указанным иском. В свою очередь Агафонова И.И. считает, что данный срок ею не пропущен, поскольку в феврале 2011г. от других муниципальных служащих она узнала о присвоении некоторым муниципальным служащим классного чина в августе 2010г. Суд считает, что установленный ст. 392 ТК РФ трёхмесячный срок для обращения в суд с иском о разрешении индивидуального трудового спора в отношении иска Агафоновой И.И. истёк, поскольку на протяжении с **г. до своего увольнения Агафонова И.И. знала о возможности присвоения муниципальным служащим г.о. ** классного чина и выплаты соответствующего оклада за классный чин, однако своим правом в течение установленного законом срока не воспользовалась. В письменных пояснениях к иску Агафонова И.И. указывает о наличии уважительных причин пропуска срока в связи с беременностью и проблемами со здоровьем.

Суд считает, что достаточных доказательств уважительности причин пропуска срока, которые могли бы служить основанием для его восстановления, истица суду не представила. Так, после своего увольнения Агафонова И.И. обращалась в Тейковский районный суд с иском о восстановлении на работе и отмене дисциплинарного взыскания, решение по которому состоялось **г. (л.д.**) и было обжаловано ею в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда (л.д.**). На всех судебных заседаниях, включая два судебных заседания суда кассационной инстанции в **г., Агафонова И.И. присутствовала лично. При этом в период времени после своего увольнения Агафонова И.И. неоднократно обращалась с различными жалобами на действия администрации *** в органы прокуратуры, государственную инспекцию труда в Ивановской области и другие инстанции (л.д.**), а также пыталась устроиться на работу (л.д.**), что в совокупности свидетельствует об активной жизнедеятельности и возможности Агафоновой И.И. по состоянию своего здоровья осуществлять своевременную судебную защиту своих трудовых прав. Согласно представленным справкам акушерско-гинекологического отделения Тейковской ЦРБ стационарное лечение Агафоновой И.И. проводилось уже после истечения 3-хмесячного срока после её увольнения: с **г. по **г. и **г. (л.д.**).

При этом п. 18 закона Ивановской области от 23 июня 2008г. № 72-ОЗ, на который ссылается истица как на основание к понуждению ответчика к присвоению ей классного чина исходя из установленного соотношения с ранее присвоенным квалификационным разрядом, не содержит обязанности представителя нанимателя (работодателя) такое соотношение устанавливать, а наделяет его таким правом.

Представитель администрации *** в судебном заседании пояснила, что установление муниципальным служащим соотношения классных чинов и квалификационных разрядов муниципальной службы основывается на волеизъявлении работодателя в отношении тех муниципальных служащих, профессиональная подготовка которых соответствует квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы, и об исключении такой возможности в отношении Агафоновой И.И. по мотивам того, что её деловые качества не устраивали работодателя, в связи с чем **г. она была понижена в должности, когда с неё были сняты полномочия **и г.о. ** (л.д.**), а **г. уволена по решению уполномоченного собственником лица.

По общему правилу классный чин муниципального служащего присваивается после сдачи им квалификационного экзамена (п. 2 ст. 3.1 закона № 72-ОЗ). В период муниципальной службы у Агафоновой И.И. не было препятствий инициировать обращение к представителю нанимателя – ЮЛ как об установлении соотношения с присвоенным ей в **г. квалификационным разрядом муниципальной службы, так и сдачу ею квалификационного экзамена, что предусмотрено как п. 3 ст. 3.1 закона Ивановской области № 72-ОЗ, так и Типовым положением о проведении квалификационного экзамена (приложение № 5 к указанному закону).

При этом суд не соглашается с доводами ответчика о том, что Агафонова И.И. обратилась с данным иском к ненадлежащему ответчику.

В соответствие со ст. 2 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007г. № 25-ФЗ нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Председатель ** назначается и освобождается от должности главой администрации г.о. ** (п.3.1 Положения о КУМИ, ст. 32 Устава ***). Инициатива проведения квалификационного экзамена с целью присвоения классного чина муниципального служащего принадлежит представителю нанимателя, так и самому муниципальному служащему (п. 3 ст. 3.1 закона Ивановской области № 72-ОЗ).

При вышеизложенных обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Агафоновой И.И. о понуждении к присвоению ей классного чина муниципальной службы, и, как следствие, о взыскании денежных средств за классный чин, перерасчёт больничных, отпускных и компенсаций, а также компенсации морального вреда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 392 ТК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Агафоновой И. И. к администрации *** о понуждении к внесению в трудовую книжку записи о классном чине, перерасчёту среднего заработка, взыскании ежемесячной выплаты за классный чин муниципального служащего, денежной компенсации за просрочку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение 10 дней после его вынесения.

Судья Запятова Н.А.

Решение вступило в законную силу 16.05.2011.