РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Тейково Ивановской области 2 июня 2011 года Тейковский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Кольчугиной С.В., при секретаре Тюриной Е.В., с участием представителя истца по доверенности Игнатьева М.Ю., представителей ответчиков: в/ч *** по доверенности Косарева А.Ю., в/ч ** по доверенности Швырковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Тейково 2 июня 2011 года гражданское дело по иску КОШЕЛЕВА А.И. к ***, ***, *** о признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства по договору социального найма, постановке на учёт в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства, признании незаконным бездействие **** по вопросу обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, У С Т А Н О В И Л : Кошелев А.И. обратился в Тейковский районный суд с указанным иском в последней уточнённой редакции (л.д. 172-176, 210), в обоснование чего привел следующее. Во время прохождения им военной службы по контракту ему и членам его семьи по ордеру № *** от 17 августа 1989 года была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: *, общей площадью 53,28 кв. м. На момент прохождения военной службы по контракту он был обеспечен жильем по нормам, установленным действующим жилищным законодательством, и на учете в очереди на получение жилого помещения или улучшения жилищных условий в воинской части по месту прохождения военной службы не состоял. 30 июня 2008 года приказом командира *** № 061 он был уволен с военной службы в запас на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 ФЗ РФ «О воинской службе и военной обязанности» (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе), а 16 июля 2008 года приказом командира *** был исключен из списков личного состава воинской части. На дату исключения из списков личного состава воинской части общая продолжительность его военной службы составила: в календарном исчислении – 26 лет 8 месяцев, в льготном – 30 лет 2 месяца. В период подготовки к увольнению с военной службы, а именно, 4 апреля 2008 года, им на имя командира в/ч ** был подан рапорт, в котором он просил командира в/ч **, на основании положений ФЗ «О статусе военнослужащих», ходатайствовать перед вышестоящим командованием, в связи с проживанием на территории закрытого военного городка, включить его на заседании жилищной комиссии в список нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета в одном из городов Московской области по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Его просьбу командир *** поддержал и направил рапорт ***, который поставил визу на рапорте: «Рассмотреть на жил. комиссии 11.04.2008 г.». Заместитель командира *** по тылу, он же председатель гарнизонной жилищной комиссии, гвардии полковник Таянко 14.04.2008 г. направил его рапорт начальнику *** с визой: «На жил. комиссию гарнизона 16.04.2008 г.». Кроме того, ранее 4 февраля 2008 года им было написано заявление на имя начальника Тейковского гарнизона – командира ***, в котором он просил включить его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, и отселить его и членов его семьи из закрытого военного городка по избранному постоянному месту жительства. Вместе с заявлением им на рассмотрение жилищной комиссии были направлены различные справки, подтверждающие отсутствие у него и членов его семьи какого-либо жилья и другие документы, необходимые для разрешения вопроса о постановке его на учет на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства. Расписку в получении заявления с прилагаемыми к нему документами ему не выдали и до настоящего времени данный вопрос о реализации его права на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета не разрешен. Об этом свидетельствуют его неоднократные обращения в различные инстанции: к командующему РВСН ВС РФ от 30.07.2008 г., начальнику Тейковского гарнизона от 25.05.2009 г., к командиру *** г. Москвы, к командиру ***, в военную прокуратуру РВСН. Считает, что в соответствие со ст. 15 п. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на обеспечение жильём по избранному месту жительства. Основания для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений по избранному месту жительства изложены в постановлении Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 г. наряду с нормой ст. 51 ЖК РФ. С учётом проживания в служебной квартире в закрытом военном городке, отсутствия у него и членов его семьи жилых помещений в собственности или по договору социального найма и избрания им постоянного места жительства считает возможным признание его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства по договору социального найма. В судебном заседании представитель истца по доверенности Игнатьев М.Ю. уточнил избранное место жительства, в которое истец просит предоставить жильё по договору социального найма, - *. Просит удовлетворить исковые требования, мотивируя тем, что командование войсковой части ***, в которой проходил военную службу истец, не выполнило своих обязанностей по реализации предусмотренного законом права военнослужащего, уволенного по льготному основанию на обеспечение жильём по избранному месту жительства. Кошелев А.И. выразил свою волю на проживание после увольнения в другом населённом пункте (в городах Подмосковья), однако командование с учётом наличия у него права на обеспечение жильём по избранному месту жительства не рассмотрело его рапорт на предмет признания его нуждающимся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства, что повлекло нарушение жилищного права Кошелева А.И. С учётом длительного периода не обеспечения истца жильём, включение его в неофициальную очередь на отселение из закрытого военного городка как простого гражданина при наличии права на обеспечение жильём по избранному после увольнения месту жительства, жилищное право Кошелева А.И. остаётся нереализованным, в связи с чем, и заявлены исковые требования. Представитель ответчика *** по доверенности Косарев А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на иск (л.д.177-179, 223-224). В частности, между истцом и ответчиками отсутствует спор о праве, отношения носят публичный характер. Полномочия по признанию граждан нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства возложены на соответствующие уполномоченные органы, на суд данная функция законодателем не возложена. Вопросы обеспечения граждан-военнослужащих жильём разрешаются в период прохождения ими военной службы и носят заявительный характер. С соответствующим рапортом о признании его нуждающимся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства истец к командиру части до и в период увольнения не обращался. Истец обеспечен жильём за счёт МО РФ в период военной службы. В части требований к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора. В судебном заседании представитель ответчика *** Швыркова М.В. поддержала позицию Косарева А.Ю. Представитель третьего лица - *** в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без их участия, с исковыми требованиями не согласны (л.д. 214). В судебном заседании третьи лица: Кошелева Н.С., Кошелева А.А., Кошелев Р.А. не участвовали, просят рассмотреть дело в их отсутствие и удовлетворить исковые требования (л.д. 215-217). Представитель *** в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 213), возражений на иск не представил. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. Истец Кошелев А.И. со своей семьёй, в состав которой входят: жена - Кошелева Н.С.,** года рождения, дочь - Кошелева А.А., ** года рождения, сын - Кошелев Р.А., **, с 1989 года проживает в предоставленной ему по ордеру № *** от 17 августа 1989 года двухкомнатной квартире общей площадью 53,28 кв. м., в том числе жилой площадью 29,95 кв. м, по адресу: * находящейся на территории закрытого военного городка «Красные Сосны» (распоряжение Правительства РФ № 752-р от 01 июня 2000 года) (л.д.10-13, 18, 20, 33). 4 апреля 2008 года Кошелев А.И. обратился с рапортом к командиру ***, в котором просил, на основании положений ФЗ «О статусе военнослужащих», ходатайствовать перед вышестоящим командованием на заседании жилищной комиссии: о признании его и членов его семьи не обеспеченными жилым помещением на территории Российской Федерации, о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и о выделении ему и членам его семьи жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета по избранному постоянному месту жительства в одном из городов Московской области по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (л.д. 8). 30 июня 2008 года приказом командира войсковой части *** № 061 истец Кошелев А.И., майор, заместитель командира дивизиона по боевому управлению войсковой части ***, уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (л.д. 208), приказом командира в/ч ***от 16 июля 2008 года № 143 – исключён из списков личного состава войсковой части *** с календарной выслугой 26 лет 8 (л.д. 9). Из листа беседы, проведенной командиром *** с Кошелевым А.И. 4 апреля 2008 года, следует, что Кошелев А.И. просил включить его в автоматизированную систему учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами и обеспечить его и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства в одном из городов Подмосковья (л.д. 113). 29 января 2008 года Кошелев А.И. обратился к начальнику Тейковского гарнизона с заявлением об отселении из закрытого военного городка в города Подмосковья, на которое наложена резолюция «учесть в списках» (л.д. 151). Согласно справке *** (л.д. 153) истец внесен в список граждан, изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка под номером 530 в соответствие с датой подачи заявления (29 января 2008 года). Кроме того, Кошелев А.И. состоит в списке граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» в разделе «Граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка» под номером 141 в соответствие с датой подачи заявления (4 февраля 2008 года) по избранному месту жительства – Московская область (л.д. 153). В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона). Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (п. 2 ст. 3 закона). В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 15 закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 14 статьи 15 указанного Закона, обеспечение жилым помещением указанных военнослужащих при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Из приведенных выше правовых норм следует, что существует две формы обеспечения жилыми помещениями указанных категорий военнослужащих: путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления жилых помещений в собственность бесплатно либо по договору социального найма. При этом п. 14 статьи 15 Закона также предусматривается, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство РФ постановлением от 06 сентября 1998г. № 1054 утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Вместе с тем другого порядка обеспечения жильём по избранному постоянному месту жительства, кроме изложенного в Правилах, на сегодняшний день не существует. Согласно п. 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений и избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в ВС РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Пункт 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади. Все предусмотренные правовые основания для такого признания в отношении Кошелева А.И. имели место: он уволен в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, имеет продолжительность военной службы более 10 лет, проживает на территории закрытого военного городка, избрал постоянное место жительство после увольнения вне закрытого военного городка. Кроме того, Правилами определён порядок постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства и основания признания избранного места жительства: личное заявление военнослужащего, ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения – приказ об увольнении. При этом суд отвергает доводы представителя в/ч *** о том, что Кошелев А.И. в период военной службы уже был обеспечен жилым помещением от Министерства Обороны РФ, что исключает предоставлением ему жилья по избранному месту жительства. Суд считает, что квартира, в которой с 1989 года истец проживает со своей семьёй, с учётом нахождения её на территории закрытого военного городка и невозможности её приватизировать, не может быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует и из абз. 8 п. 1 ст. 15 федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 г. начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. По причине того, что военный городок «Красные Сосны» стал закрытым только в 2000г., истцу в 1989 году указанная квартира была предоставлена не в качестве служебного жилого помещения. Предоставление семьям военнослужащих - контрактников жилых помещений осуществляется по сути с целью обеспечения жилой площадью на срок действия контракта и не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая ими квартира в закрытом военном городке сдаётся Министерству Обороны РФ и включается в разряд служебных. Позиция ответчиков по данному делу основана и сводится к тому, что Кошелев А.И. в период военной службы не был признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства командованием своей воинской части, поскольку не обращался с соответствующим рапортом об этом, а в настоящее время разрешения данного вопроса в судебном порядке не возможно. Однако данная позиция является необоснованной и свидетельствует о формальном подходе к разрешению жилищного вопроса военнослужащего, уволенного с военной службе по «льготному» основанию при общей продолжительности военной службы более двадцати лет. В январе 2008 года Кошелев А.И. обратился к начальнику Тейковского гарнизона с заявлением об отселении его семьи из закрытого военного городка в города Подмосковья (л.д. 151), что соответствует положениям п. 13 Правил № 1054 от 06 сентября 1998г. В своём рапорте от 4 апреля 2008 года Кошелев А.И. просит командира в/ч ** ходатайствовать перед вышестоящим командованием на заседании жилищной комиссии предоставить ему и членам его семьи жилое помещение в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета по избранному постоянному месту жительства в одном из городов Московской области (л.д. 8). То есть, командование знало о его желании быть обеспеченным постоянным жильём по избранному месту жительства в городах Подмосковья, что следует и из листа беседы с ним 4 апреля 2008 года (л.д. 113). Таким образом, военнослужащий Кошелев А.И., обратившийся в период своего увольнения по «льготному» основанию при общей продолжительности военной службы более 20 лет, к командованию войсковой части ** с соответствующим рапортом, из содержания которого следовало о его намерении проживать после увольнения с военной службы не по месту увольнения, а по избранному им постоянному месту жительства – в городах Подмосковья, вправе был рассчитывать на соответствующие последовательные действия командования войсковой части по реализации предоставленных ему жилищных прав. Порядка обеспечения жилыми помещениями по избранному месту жительства сам военнослужащий может и не знать. Статьи 106 и 107 Дисциплинарного Устава Вооружённых Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ № 1495 от 10 ноября 2007 г., устанавливают, что военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренным законами РФ и настоящим Уставом. Письменные обращения, направляемые военнослужащими должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям. Они несут личную ответственность за своевременное рассмотрением и принятие мер, обязаны рассмотреть полученное обращение и, в случае, если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или выполнения просьбы подавшего обращение. В соответствие с действовавшим на тот период приказом МО РФ № 517 от 21 ноября 1998 г. «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение постановления Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 г., командиры соединений, воинских частей обязаны организовать проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления и др. полномочия. Данные требования приказа МО РФ и Дисциплинарного Устава в отношении Кошелева А.И. командованием воинской части ** выполнены не были, несмотря на то, что из содержания его рапорта об увольнении следовало о его намерении проживать после увольнения вне закрытого военного городка в городах Подмосковья. Положения п.п. 26, 27, 28, Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённой приказом МО РФ от 15 февраля 2000г. № 80, действовавшей в период его увольнения, определяли, что для принятия на учёт нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащими подаётся рапорт в порядке подчинённости. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилья на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. В силу приведённых выше положений Инструкции функции командира и жилищной комиссии воинской части по обеспечению военнослужащих жильём сводятся к рассмотрению вопросов о принятии военнослужащих на учёт нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. Из установленного указанными Правилами порядка также не следует, что жилищные комиссии войсковых частей не могут признавать нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и имеющих правовые основания для такого признания. Однако, вопрос о признании Кошелева А.И. нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства в период его военной службы рассмотрен не был, чем безусловно нарушается право Кошелева А.И., чтобы его обращение было своевременно рассмотрено. Такое длительное затягивание решения жилищного вопроса Кошелева А.И. является нарушением его жилищных прав, предоставленных ему федеральным законодательством. Поскольку обеспечение реализации жилищных прав военнослужащих возлагается на командование части, в которой проходила их военная служба, суд находит подлежащими удовлетворению требования Кошелева А.И. о признании незаконным бездействия командира войсковой части ** по вопросу обеспечения Кошелева А.И. и членов его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства. Факт того, что желание Кошелева А.И. на отселение из закрытого военного городка командованием учтено (л.д. 8, 114), командование части это ни к чему не обязывает, поскольку ведение такой очерёдности законом не предусмотрено. Изложенное даёт суду основания придти к выводу, что право Кошелева А.И., как военнослужащего, уволенного по «льготному» основанию с выслугой более 20 лет, на получение жилья по избранному постоянному месту жительства так и не было реализовано, из чего следует, что срок на обращение в суд за защитой нарушенного права им не пропущен. В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный Министерством Обороны РФ орган – Департамент жилищного обеспечения МО РФ в соответствие с Положением, утверждённым приказом МО РФ № 1888 от 23 декабря 2010 г., и соответствующей Инструкцией «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил РФ жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 г. Однако положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих. Учитывая, что право Кошелева А.И. на признание его по составу семьи нуждающимся в получении жилого помещения за счёт средств МО РФ по договору социального найма во время прохождения им военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать Кошелева А.И. по составу семьи нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – гор. *, поскольку на момент его увольнения с военной службы имелись правовые основания для такого признания: истец уволен с военной службы по «льготному» основанию при общей продолжительности военной службы более 20 лет, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен, проживал и проживает с семьёй на территории закрытого военного городка, другого жилья не имеет (л.д.10-13, 15-18), избрал постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям п.п. 7 и 10 Правил учёта …, утверждённых постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998г. Учитывая, что согласно указанной Инструкции от 30 сентября 2010г. № 1280 учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, ведётся в *** исходя из очерёдности принятия их на учёт, суд считает необходимым обязать *** поставить истца и членов его семьи на учёт в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства гор. *. Суд отвергает доводы представителя *** Косарева Ю.А. о невозможности рассмотрения заявленных исковых требований ввиду отсутствия спора о праве. Истец сам выбирает способ защиты нарушенного права, предъявляя иск о признании либо иск о присуждении. Истец может просить не только признания факта существования своего субъективного материального права, но и присуждения ответчика к исполнению лежащих на нем материально-правовых обязанностей. Суд, установив факт нарушения субъективного права, принимает решение в целях защиты и восстановления нарушенного права. Когда для защиты интересов истца недостаточно лишь признания права, необходимо еще и применение мер юридической ответственности путем возложения на ответчика определенных обязанностей и, соответственно, принуждения его к совершению действий в пользу истца. При таких обстоятельствах исковые требования Кошелева А.И. о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства по договору социального найма, признании его по составу семьи нуждающимся и постановке на учёт в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства – гор. *, предъявленные к ***, суд находит подлежащими удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 15 федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998г., ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Кошелева А.И. удовлетворить. Признать за Кошелевым А.И. и членами его семьи: Кошелевой Н.С., Кошелевой А.А. и Кошелевым Р.А. право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства – гор. *. Признать Кошелева А.И. и членов его семьи: Кошелеву Н.С., Кошелеву А.А. и Кошелева Р.А. нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в гор. *. Обязать *** поставить Кошелева Александра Ивановича и членов его семьи: Кошелеву Н.С., Кошелеву А.А. и Кошелева Р.А. на учёт в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства гор. *. Признать незаконным бездействие командира войсковой части *** по вопросу обеспечения Кошелева А.И. и членов его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение 10 дней. Судья : подпись. Решение вступило в законную силу 05.09.2011 г.