О восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений



Дело № 2 – 154/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Тейково 14 февраля 2012 года

Тейковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Блохина А.В.,

при секретаре Гастьковой С.Н.,

с участием истицы Куксиной Л.Н., действующей в интересах несовершеннолетней Г., несовершеннолетней Е. Л.Н., представителя ответчика УП по доверенности М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2012 года в городе Тейкове гражданское дело по иску Куксиной Л.Н. в интересах несовершеннолетней Г. к Управлению о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,

У С Т А Н О В И Л:

Куксина Л.Н. в интересах несовершеннолетней Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Тейковский районный суд с иском к Управлению (далее – УП) о восстановлении Г. пропущенного срока на обращение в УП с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за которую при жизни уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, на индивидуальный лицевой счёт в системе обязательного пенсионного страхования . В соответствии с законодательством несовершеннолетняя Г., как правопреемник умершей матери, являвшейся застрахованным лицом, имеет право на выплату ей средств пенсионных накоплений, но пропустила установленный законодательством шестимесячный срок на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений по причине своего малолетства, так как на момент смерти матери ей было одиннадцать лет, незнанию законов.

Истица Куксина Л.Н., действующая в интересах несовершеннолетней Е. Л.Н., в судебном заседании поддержала требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указывая, что является приёмным родителем несовершеннолетней Г., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью, заключённого ДД.ММ.ГГГГ с ООП. Е.Е. Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, когда Г. было одиннадцать лет. На момент своей смерти Е. была трудоспособной, являлась застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, и на её лицевой счёт работодателем уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. На момент передачи ей Г. на воспитание в приёмную семью, ни она, ни несовершеннолетняя из-за своего малолетнего возраста, не знали о том, была ли Е. застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, и лишь при поездке в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по личным делам, где Е. проживала до смерти, по месту её жительства обнаружили страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. При обращении в Пенсионный фонд <адрес> им сообщили о наличии средств пенсионных накоплений на лицевом счёте Е. и посоветовали обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства несовершеннолетней в <адрес>. О возможности обращения в Пенсионный фонд с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений после смерти Е. и, что данное обращение возможно в течение шестимесячного срока со дня её смерти ни она, ни несовершеннолетняя Г., не знали. Считает, что срок на обращение за выплатой пенсионных накоплений несовершеннолетняя Г. пропустила по уважительной причине.

Несовершеннолетняя Г. поданное Куксиной Л.Н. в её интересах исковое заявление поддержала.

Представитель ответчика УП по доверенности М. в судебном заседании, представив письменный отзыв, полагается в решении на усмотрение суда, указывая, что Правила выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ, не указывают на критерии уважительности причин пропуска срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявление Куксиной Л.Н. в интересах несовершеннолетней Г. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом из копии свидетельства о смерти , выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации <адрес>, установлено, что Е., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 7).

На момент смерти Е. являлась трудоспособным лицом и, согласно представленной в материалах дела копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, страховой номер (л.д. 8), являлась застрахованным лицом, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование и за которое уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Несовершеннолетняя Г., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, является дочерью Е., на что указывает представленная в материалах дела копия повторного свидетельства о рождении , выданного ДД.ММ.ГГГГ городским ЗАГС <адрес> (л.д. 9).

В связи со смертью Е. несовершеннолетняя Г. по договору о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью от ДД.ММ.ГГГГ , заключённому между ООП и Куксиной Л.Н., была передана приёмному родителю Куксиной Л.Н. на воспитание в приёмную семью (л.д. 11-12), с выдачей ДД.ММ.ГГГГ Куксиной Л.Н. удостоверения , подтверждающего, что Куксина Л.Н. является приёмным родителем несовершеннолетнего ребёнка – Г. (л.д. 27).

Из письма УП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что умершая Е. не обращалась в орган Пенсионного фонда с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, как и не обращались в установленный срок родственники умершей по вопросу выплаты средств пенсионных накоплений (л.д. 25).

В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчёта размера этой части указанной пенсии с учётом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтённые в специальной части его индивидуального лицевого счёта (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 12 ст. 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд РФ определить конкретных лиц из числа указанных в п. 12 ст. 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. Указанное заявление может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством РФ и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. При отсутствии указанного заявления средства, учтённые в специальной части индивидуального лицевого счёта, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

Согласно п. 12 ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в случае, предусмотренном п. 12 ст. 9 настоящего Федерального закона, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта, производится выплата указанных средств. При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сёстры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности.

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» за счёт средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в п. 6 ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в случаях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Как устанавливает п. 3 ст. 38 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 года № 741 утверждены Правила выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта (далее – Правила), которые п. 9 устанавливают, что обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путём подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по предусмотренной форме, и допускают возможность восстановления срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.

При этом ни Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», ни Правила выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта не содержат какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок.

Согласно п. 8 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 года № 741, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умершего застрахованного лица, и извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития РФ, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.

В судебном заседании установлено, что умершая ДД.ММ.ГГГГ Е. на момент смерти проживала в <адрес>.

Доказательств того, что в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства умершей Е. поступал документ, содержащий сведения о её смерти, как застрахованного лица, и, что территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства умершей Е. принимал меры по извещению правопреемников умершей о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта, суду не представлено, как и не представлено доказательств об обращении Е. в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением об определении конкретных лиц из членов своей семьи или других лиц, которым может быть произведена выплата пенсионных накоплений, и в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства.

Несовершеннолетняя Г. является дочерью умершей Е., и в данном случае правопреемником её пенсионных накоплений, в связи с чем, имела право в течение 6 месяцев после смерти матери обратиться в любой территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений или об отказе от получения средств пенсионных накоплений. Ни несовершеннолетняя Г., ни её приёмный родитель – Куксина Л.Н., в установленный законом срок с указанным заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда не обратились, пропустив срок для обращения с таким заявлением вследствие того, что ни несовершеннолетняя Г., достигшая на момент смерти матери возраста одиннадцати лет, ни её приёмный родитель не знали о возможности обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений по причине отсутствия сведений, что Е. является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного законодательства, о чём им стало известно только в декабре 2011 года.

Учитывая конкретные обстоятельства пропуска несовершеннолетней Г. срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений и возможность обращения с таким заявлением в любой территориальный орган Пенсионного фонда, суд считает возможным восстановить Г. срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Куксиной Л.Н. в интересах несовершеннолетней Г. к Управлению о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений удовлетворить.

Восстановить несовершеннолетней Г. срок для обращения в Управление с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Е., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> умершей ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Блохин А.В.